История Vercel. Аннотация

Cерия статей публикуется в оригинале на Medium за неделю до публикации на русском языке.

Создатель одного из самых популярных фреймворков для веба, платформа для деплоя приложений, место притяжения ключевых разработчиков, единорог.

1d89cc88a12783e3285e4edf1541556a.jpg

Погружение в историю является неотъемлемой частью подготовки к написанию статей.

Чтение публикаций, просмотр интервью и выступлений — порою подготовка занимает больше времени, чем непосредственно написание самой статьи. Нередко это погружение ни к чему не приводит — не интересная история или встреча со стеной буквально за первым же поворотом, но от этого познанная история бесполезной не становится. Все ресурсы сортируются по папкам, все детали раскладываются по заметкам. И так, у меня каждый раз, удивительным образом, появлялись детали связанные с компанией Vercel. Со временем стало очевидно, что это куда больше, чем просто череда совпадений.

Количество проектов в open-source, сделанное участниками дальнейшей истории сложно сосчитать и вряд-ли кто-то из читателей-разработчиков не сталкивался с плодами их творения. То, что сейчас является стандартом, было использовано ими ещё 10–15 лет назад.

Платформа Vercel является одной из самых развитых и быстрорастущих платформ для развёртывания приложений. Тем не менее, лично для меня Vercel самая незначительная часть этой истории. История компании выходит далеко за рамки Zeit и Vercel и началась она задолго до создания next.

Компания Vercel

Компания берёт своё начало в 2015 году, в котором начались работы по утилите now и фреймворку next.js. Первоначальной задачей компании было предоставить разработчикам возможность легко писать и развёртывать приложения.

Next появился в нужное время в нужном месте — в момент рассвета react и к началу осознанного продвижения веб-сайтов (поисковой оптимизации). Это позволило ему стать самым популярным фреймворком для рендеринга, заручиться поддержкой react (которые тестируют все свои гипотезы в next.js, т.к. здесь это возможно и Vercel может обеспечить полноценное внедрение) и получить одно из самых больших комьюнити для вспомогательного фреймворка. Послужной список его автора, Гильермо Рауха, впечатляет. Очевидно, что с таким опытом создание крупного фреймворка было лишь вопросом времени.

График использования фреймворков рендеринга согласно stateofjs.com

График использования фреймворков рендеринга согласно stateofjs.com

Созданную в те годы компанию назовут Zeit (этот выбор по ряду причин впоследствии признают не самым удачным). Основной задачей компании были поддержка и развитие next.js, а также утилиты Now (позволявшей развёртывать проект из командной строки). Команда Zeit развила не только эти инструменты, но и множество сторонних библиотек. В целом, культура open-source всегда была [и продолжает быть] неотъемлемой частью истории компании и её участников.

Сам Next.js непрерывно развивался авторами и сообществом, дополняя и без того большой функционал новыми возможностями, видами рендеринга, ускоряя и оптимизируя его. Всё это делалось несмотря на отсутствие весомых инвестиций в проект и в компанию в целом.

В апреле 2020 года компания отважилась на смелый шаг и запустила ребрендинг. Он вызвал бурный всплеск эмоций в сообществе — множество отрицательных комментариев, просьб вернуть все обратно и/или не продавать компанию. Сложно понять, почему многие считают этот ребрендинг продажей. Однозначно это решение было представлено неожиданно, и публика была неподготовлена.

Тем не менее, плоды не заставили себя долго ждать. Сразу же после ребрендинга, теперь уже компания Vercel, объявила о сборе $21 млн. Затем $40 млн в декабре (спустя 8 месяцев). В июне 2021 года на очередном этапе, компания привлекла $102 млн, тем самым получив оценку в $1.1B и став компанией-единорогом.

При таких инвестициях компания не стала останавливаться и следующим шагом совершила одну из самых значимых сделок — привлекла в свою команду Рича Харриса, создателя svelte.

Возможно именно это решение позволило компании уже в ноябре привлечь ещё $150 млн.

Сам же next после ребрендинга стал популярнее в 10 раз (с полумиллиона до 5 миллионов загрузок еженедельно).

График загрузок Next.js, источник - npmtrends

График загрузок Next.js, источник — npmtrends

Заключение

Этот цикл зарождался как небольшое введение к статье по новому релизу Next.js, но с проработкой стало понятно, что эта часть заслуживает куда больше внимания. Впоследствии эта история перестала быть просто историей основания компании — это история про дыхание времени, технологии и, конечно, про людей.

История затронет каждую ключевую точку до становления Vercel. И откроет этот цикл статья про детство и первые шаги в программировании основателя платформы — Гильермо Рауха. Данная статья выйдет завтра.

© Habrahabr.ru