История про поступление во Францию (и 150 лет отечественному реактивному самолету)
Сегодня — исполняется 150 лет как был получен патент Николаем Телешовым — на реактивный самолет с воздушно-реактивным двигателем (19 октября 1867 года). Причём здесь Франция? Но именно во Франции — ему выдали патент, к сожалению в Российской Академии того времени — признали изобретение фантазией… Сам изобретатель называл самолет — «система воздухоплавания», а реактивный двигатель — «теплородный духомет».
Через 10 лет, француз, Шарль Альфонс Пено — разработал проект самолета-амфибии. Он проводил опыты с моделями летательных аппаратов тяжелее воздуха, и начал использовать в качестве «энергии» для моделей — закрученную резиновую полосу. Так же Пено стал прототипом героя романа Жюль Верна — Робура-Завоевателя (а сам Жюль Верн был активным участником общества сторонников «аппаратов тяжелее воздуха» — было и такое).
Если смотреть вклад учёных и изобретателей, то Франция дала миру таких известных людей — Блез Паскаль (опыты с газами и жидкостями), Луи Пастер (микробиология), Андре-Мари Ампер (автор «кибернетики»), братья Монгольфье (воздушный шар), Пьер Симон Лаплас (математика, астрономия), Жозеф Луи Лагранж (математика, астрономия), Луи Дагер (фотография), Сади Карно (цикл Карно), братья Люмьер (кинематограф), Камиль Фламмарион (астроном, исследователь неизвестного, популяризатор науки) и другие.
На мой взгляд, хорошо, когда образование свободное — и можно выбирать страну, где продолжать своё обучение. Чтобы потом (при желании), вернувшись — внести что-то новое в свою страну. И при выборе страны для обучения — Франция, будет достаточно хорошим кандидатом, с богатой историей.
Но как туда попасть современному школьнику/студенту? Вот про это и будет рассказ (про подачу документов, поступление, система образования Франции), которым любезно поделилась для блога нашего хакспейса Катерина (парижский университет Пьера и Марии Кюри):
К поступлению в зарубежный ВУЗ меня «подготавливали» долго, заложив идею ещё в самом начале изучения французского.
Язык преподавали в школе с пятого класса, но уже через пару лет стало ясно, что обучение там велось на уровне чуть выше среднего (и в этом не было ничего удивительного — большинству ребят из моего класса третий язык был не нужен от слова «совсем».)
Меня же, перфекционистку по натуре, было решено отправить на курсы языка при французском консульстве в Москве, который в то время располагался на Таганке. Уроки там помогли мне не только подтянуть французский до хорошего уровня, но и познакомится с множеством людей, на полном серьезе рассуждающих про поступление во зарубежный ВУЗ — до того момента переезд в другую страну казался мне чем-то из разряда фантастики. Собственно, тогда-то и начался сбор информации на тему всего того, что было связано с поступлением.
Наверняка об этом уже было написано, но для несведущих в этом вопросе — во Франции высшие учебные заведения можно разделить на Университеты и Высшие Школы. Из явных особенностей можно выделить следующие:
Высшие школы:
⁃ Считаются более престижными, т.е. диплом из Школы ценится выше, чем из Университета
⁃ Платное обучение
⁃ Вступительный конкурс (письменная и устная части)
Университеты:
⁃ Более многочисленные
⁃ Нет вступительного конкурса, т.е. любой человек может подать туда документы.
⁃ Считается, что в них более низкий уровень обучения
⁃ Бесплатные, т.е. в начале года платится единичный взнос (конкретный пример моего вуза: 404 евро за первый год, включая медицинскую страховку и налог на библиотеку)
После сравнения было решено выбирать место среди государственных университетов — тогда ещё не было известно, хватит ли у меня духа заканчивать полный цикл обучения, да и с конкретной специальностью на тот момент я ещё не определилась. Надо сразу сказать про процедуру зачисления: её мне помогал проводить Campus France, агентство, занимающееся помощью иностранным студентам во французских вузах. Ответы на все без исключения вопросы растерявшийся абитуриент или его родитель могут найти на их сайте, на русской или же английской его версии. Честно говоря, я не знаю, есть ли возможность подавать документы в высшее учебное напрямую, но сайт большими буквами пишет, что это невозможно, да и учитывая объёмы этих самых документов, мне было куда легче составить одно единственное электронное досье на сайте, чем вести муторную бумажную переписку со всеми интересующими меня вузами. (Спойлер: бумаги потом отправлять всё равно пришлось, но уже После зачисления). Да, с бюрократией во Франции всё очень серьёзно. В упомянутое мною досье должны были входить различные документы, вроде официального сертификата на знание французского языка не ниже уровня В2 (в моём случае это был DELF, но существует ещё DALF и TCF), выписки оценок за 9 и 11 классы, документов об успешном окончании школы и прочего. Я поступала на первый курс, и поэтому передо мной вставала ещё одна проблема — возраст. На момент подачи документов мне было 17 (напомню, что во Франции обучение в школе длится 12 лет), и восемнадцать исполнялось лишь осенью. А это означало, что мне был необходим опекун, пусть даже и формально, в непосредственном городе будущего проживания, и выбор от этого сильно сокращался. По правилам Campus France, абитуриент имеет право подать документы в три различных вуза по одной и той же специальности. Мне же по уровню, специальности и местоположению идеально подходил лишь парижский университет Пьера и Марии Кюри, куда меня и зачислили впоследствии. Итак, приключения в России заканчивались:
⁃ Языковой экзамен — сдан.
⁃ Документы поданы и приняты.
⁃ Вуз знает о моём существовании и готов принять меня к себе.
И тут началась самое интересное, а именно: переписка непосредственно с вузом, получение визы, поиск жилья и, увы и ах, подготовка к ЕГЭ. Во Франции по окончании школы ученики сдают обязательный специализированный экзамен BAC (Интересный факт: несмотря на профиль экзамена, будь то экономический, литературный или научный, французский гражданин имеет право подать документы в Любой университет страны). Собственно, поэтому мой ЕГЭ был никому не нужен и неинтересен — ответ от вуза я получила в конце весны. И физику с математикой и информатикой сдавала, как говорится, для души.
Пару слов о жилье — для студентов из России самым оптимальным вариантом, как по мне, является частное общежитие. Во Франции есть специальная организация, Crous, которая помогает студентам во всех бытовых вопросах. Общежития Crous стоят очень дёшево, но подать заявление на место в них могут лишь люди, связанные с Евросоюзом. В моем же случае, ни я, ни мои родители, нужного гражданства не имели и на его территории не проживали, так что этот вариант отпадал. Тем не менее, мне удалось получить место в прекрасном частном общежитии в самом центре Парижа. Подали заявку, дождались ответа, отправили документы — всё по стандартной схеме. Жильё в частном секторе в Париже довольно дорогое по сравнению с общежитиями и с более отдаленными регионами; многие мои товарищи, поступившие в другие города, снимали студию за те же или даже меньшие деньги.
Система французских университетов мне персонально очень нравится — берут в начале года всех и отсеивают нещадно в течение всего периода обучения. Кто хочет и может учиться — пробьётся. Держать насильно в государственном вузе никто не будет. Во всех университетах программы разные, в моём первый год считался годом интеграции. Мы, юные и неопытные абитуриенты, могли выбрать одно из трёх направлений: PCGI (Физика, Химия, Геология, Инженерия), BGC (Биология, Геология, Химия) и MIPI (Математика, Информатика, Физика, Инженерия). Выбор сразу же пал на последнее, потому что родные технические науки мне были куда ближе, чем естественные. Собственно, этим четырём предметам нас и учили, дополнялось это методологией и отдельным исследовательским проектом. Из-за адаптации и необходимости разбираться с бытовыми вещами (вроде банковского счёта и получения вида на жительство) первый семестр проходил довольно нервно, но материал был достаточно хорошо адаптирован даже под иностранных студентов. Физика, мат. анализ, основы аналоговой электроники, программирование на Пайтоне. К слову, у французов в школе нет такого предмета, как информатика, поэтому в этом плане я была на несколько шагов впереди большинства моих однокурсников. А вот с математикой наоборот — комплексные числа, пройденные в их 12 классе, мне пришлось в спешке доучивать отдельно. Как проект я писала доклады на десять страниц про «умные» автомобили и датчики движения в «умных» домах. Во втором семестре нам предложили сузить специальность — требовалось выбрать один основной предмет, на котором будет сконцентрировано внимание (помимо обязательной математики). Здравствуй, инженерия, ещё больше электроники и механики. На математике — матрицы, начала векторного анализа. Для души — скалолазание. Отдельный проект на тему систем геопозиционирования, принцип работы гироскопа. (Сам предмет назывался Atelier de recherche encadré — «ателье сопровождаемого исследования». Он был невероятно скучным, но как бонус нас несколько раз бесплатно водили в политехнический музей, и конспекты мы писали, сидя в крутящейся центрифуге и ощущая на практике несуществующие центробежные силы). На втором курсе опять предоставлялся выбор, на этот раз опций было куда больше. Мы должны были решить, хотим ли мы изучать один предмет целиком и полностью (mono-disciplinaire), иметь ли основной (major) и дополнительный (mineur) предметы или же забыть про еду и сон выбрать сложный вариант и изучать два предмета одинаково усиленно (double-major). Всё эти варианты отличаются количеством часов и лабораторных, отданных на каждый предмет. Мой выбор пал на первую опцию, а более конкретно — на электронику (специальность Electrical engineering, для англоговорящих товарищей), и в рамках этого курса мы изучали такие вещи как микроэлектроника, источники энергии и датчики, электростатика, мат. анализ, а на втором семестре дополнили это Матлабом, векторным анализом, английским языком, программированием под ПЛИС на VHDL, основами Си и, конечно же, цифровой электроникой. Были и лабораторные, и большие проекты (как пример: датчик пульса, после аналого-цифрового преобразования количество импульсов передаётся на 7-сегментные индикаторы).
Во французских вузах есть несколько типов работ: лекции в амфитеатрах (CM), семинары с отдельными преподавателями (TD) и практические занятия вроде лабораторных работ (TP). И в моем университете из-за большого количества учеников и невероятно сложно составленного расписания, на каждый тип работы ты почти гарантированно получал нового преподавателя. Здесь нет разделения по потокам в привычном понимании этого слова. Есть предметы, т.е. учебные единицы (UE), и есть люди, которые их изучают. Поэтому совсем необязательно, что твой сосед по парте на электронике будет слушать вместе с тобой лекцию по программированию. Конечно, в конце концов со мной рядом всегда были несколько ребят, в том числе и моя напарница по проектам, посещавших те же предметы, что и я, но рассчитывать на принадлежность к определённой группе не приходилось. Впрочем, общению это ничуть не мешало, зато позволяло в полной независимости семестр за семестром прокладывать свой путь к магистратуре.
Коротко про систему оценивания: двадцатибальная. Менее коротко: в течение всего семестра вы пишете работы и тесты, делаете лабораторные и решаете практические задачи. За всё это вы получаете баллы, которые в конце приводятся к усреднённой оценке из двадцати баллов. Чтобы закрыть семестр, необходимо набрать больше половины (moyenne), т.е. перейти порог в десять баллов. Это кажется довольно простой задачей, впрочем, до первого экзамена. А потом остаётся только молиться ждать результатов да надеяться на возможную пересдачу.
Насчёт любимого гендерного вопроса — нет, я не была единственной девушкой в потоке. В моем вузе учится множество талантливейших парней и девушек чуть ли не из всех стран мира. Конкретно на моем, довольно технически-направленном курсе, не менее тридцати процентов представительниц женского пола и, к счастью, уровень образования по вузу в принципе довольно высок, так что сталкиваться с проявлениями сексизма мне до сих пор приходилось довольно редко.
Что касается перспектив на будущее — я вполне вижу возможность проходить практику и, впоследствии, найти работу во Франции или иной европейской стране. В России — почему бы и нет? Если закрыть глаза на разницу в уровне зарплат и предубеждения по поводу женщин в STEM-сфере, то знания, оставшиеся в моем мозгу после окончания университета, будут одинаково применимы на практике вне зависимости от географического положения. Сам опыт поступления в один из лучших вузов французской республики научил меня тому, что, казалось бы, неосуществимые цели очень даже осуществимы при наличии необходимого уровня знаний, настойчивости и нужной доли наивности, чтобы не замечать нависающие за плечами трудности. Конечно же, мне невероятно повезло иметь поддержку моих родителей, как финансовую, так и моральную.
Из советов напоследок:
- Собирайте всю информацию заранее. Если хотите поступить на первый курс — готовиться советую с конца 10 класса.
- Ищите гранты. Для россиян возможностей получить их на бакалавриата почти нет, но попытка не пытка.
- Читайте специализированную литературу на иностранном языке, чтобы потом не плавать в таких терминах, как «производная» или «электрические цепи».
- Ищите помощи по всем вопросам в вузе, в специальных организациях, в интернете. Вы не первый и не последний иностранный студент, и люди вполне понимают, что вам тяжелее, чем многим.
- Вам действительно будет тяжелее чем многим. Поэтому не бойтесь и не волнуйтесь, если вам не удастся сходу выйти на высокий уровень.
Удачи всем тем, кто желает расширить свой горизонт. Надеюсь, это статья прояснила для вас некоторые моменты по поводу поступления во французский вуз.
Ещё фото