История появления Амперки
Хабраридерам, привет! У блога нашей компании вскоре истекает оплаченный период. Мы определённо до его конца не успеем подготовить какой-нибудь интересный и небанальный материал о DIY-электронике. Поэтому, пользуясь случаем, расскажу лучше о том, как появилась Амперка, и как мы пришли к тому, что имеем сейчас и почему мы вечно ничего не успеваем.
Итак, если вам интересна история появления одного малого бизнеса, прошу под кат.
ПредысторияВсё началось в 2010-м, когда я работал программистом очередной геймдев-компании и хотел внедрить в процесс очередную модную фишечку. Это была практика Continuous Integration. Знаете, наверное: это когда в комнате стоит лампа, которая светится зелёным, если с кодом всё хорошо и загорается красным, если кто-то закомитил изменения, которые ломают сборку или тесты.
Я не знал, как сделать подобное и понятия не имел о резисторах, транзисторах, а уж тем более о микроконтроллерах. Гугл тогда меня повёл в сторону полуфабрикатных решений для умного дома. Они были дороги и вообще напоминали стрельбу из пушки по воробьям. И тут луч света — Arduino! Прям то, что нужно! Забавно, но Гугл тогда не рассказал мне о копеечных сырых микроконтроллерах.
Итак, решено: мне срочно нужна Arduino и ворох деталей, чтобы быстро со всем этим разобраться. В Москве купить флагманскую Arduino Duemilanove оказалось невозможно, поэтому пришлось заказать её в Германии, как помню, в Waterott Electronics.
Посылка пришла и я с интересом принялся мигать светодиодами. Я наконец начал понимать зачем нужны резисторы, транзисторы и диоды, о которых последний раз слышал в школе. Мне казалось, что вот такая схемотехника для чайников много кому может прийтись по душе.
В то же время я очень хотел замутить какой-нибудь IT-стартап. Благо у меня за плечами были уже 3 собственных провалившихся проекта и один так и незапущенный. Arduino показалась мне настолько интересной и несправедливо неразвитой в России, что я подзабыл о Continuous Integration и начал исследовать вопрос производства xDuino в России. Платформа ведь в open source. Ничего не соображая в производстве электроники, я насчитал 200–300 рублей за единицу.
Я загорелся. Я понимал, что вот оно: и IT-стартап, и реальное производство — очень интересно и не очень банально. Пружиня и радуясь, я решил рассказать о задумке своему другу. Он, к слову, был гуманитарием и часто не понимал кому нужны «эти ваши технарские штуки». Но концепция Arduino оказалась настолько простой и понятной, что его тоже зацепило. Решили заняться. Так родилась компания.
Перед тем, как заниматься вопросами производства, партнёр предложил попробовать купить немного Ардуин в Европе и продать с минимальной наценкой, чтобы понять нужны ли они кому-то вообще. Это был первый раз, когда один из нас спас другого от идиотского решения. Ведь я не знал тогда, что ошибся в расчётах стоимости единицы более, чем в π раз.
Первые инвестиции Мы скинули по 20 тысяч и начали формировать первый заказ в Robot Italy на наши частные довольные лица. Помню, это были семь Arduino Duemilanove, одна Arduino Mega, несколько breadboard«ов, рассыпуха, два ЖК-экрана, блок питания и два сервопривода. Сейчас это вызывает улыбку. Кнопку «checkout» мы нажали 4-го апреля 2010. Это и стало официальным днём рождения Амперки.
Пока наша первая партия ехала Почтой России, нужно было поднять платформу интернет-магазина. Я был разработчиком на тот момент уже 7 лет из которых 2 года занимался web-разработкой на Питоне. Какое счастье, что я не нашёл никакой вменяемой e-commerce платформы на Python«е. Пришлось выбирать что-нибудь из SaaS. Решил использовать InSales, потому что кое-что о них слышал. И это было ещё одно правильное решение, выбранное случайно. Удачное не потому что InSales — супер-пупер (сейчас нам тесновато в их функционале), а потому что хостингом, бэкапами, обновлениями, отражением DDoS занимался кто-то другой. Я просто не представлял тогда, что тупая модель «купи-продай» сбросит на наши головы базилион мелких забот. Последнее, что мне хотелось бы тогда увидеть утром, когда пора бежать на основную работу — это »504. Gateway Timeout» от nginx.
Ещё я решил, что просто Arduino — это круто, но какие-нибудь наборы, в которые входит необходимый обвес — ещё лучше. Михаил, мой парнёр, очень скептически отнёсся к задумке, обосновывая это тем, что «никогда не поймёшь, что именно человеку нужно», «зачем ему переплачивать» и прочими аргументами. Я настоял и это было очередным анти-идиотским решением. Так появились наборы Милиматрёшка, Киломатрёшка и Мегаматрёшка. Появились виртуально, т.к. товар мы ещё не дождались.
Тут наша мегапартия наконец приехала, но оставался ещё ряд предстартовых вопросов: договор с курьерской службой, прямой телефонный номер, картонные коробочки, фирменные наклейки, zip-пакеты для мелочёвки и прочая ерунда. Вначале было совсем неочевидно, что это всё не рождается из воздуха. Мы работали на своих full-time работах, поэтому дело двигалось не шибко быстро, но двигалось. Все вечера и выходные мы с упоением тратили на подготовку к старту.
Запуск В итоге, 27-го июня мы запустись, о чём возвестили на Хабре. Я часто говорю, что наши 7 ардуин раскупили за первые 7 минут. Это не совсем так. На деле нам понадобилось 48 часов. Анонс в очень правильном месте — ещё одна звёздочка из тех, что сложились в ряд и позволили идти дальше.
Внезапно появились первые из тех приземлённых задач, о которых никогда не задумывался. Звонят в магазин, а ты на работе. Приходилось постоянно убегать в коридор. Если при разговоре нужно было что-то в компьютере, получалось неудобно, глупо и нелепо. Кто-то хотел забрать самовывозом: приходилось звать в офис, где я работал и долго рассказывать как дойти вполголоса. Курьеры за заказами приезжали, естественно, тоже в рабочее время. Всё это вызывало косые взгляды коллег и доставляло мне эмоциональный дискомфорт. Но вариантов особо не было.
Наставал вечер и нужно было опять делать что-то мирское. Помню, на наборы не хватило перемычек. Михаилу пришлось кататься по Чип-и-Дипам, чтобы закрыть дыру. В итоге были куплены пара больших пеналов, из которых я, сидя на паркете с пинцетом, отсчитывал по 65 заявленных у нас штук и распихивал в почтовые конверты. То ещё занятие.
В общем, первый товар распродали, возня подзакончилась и стало понятно, что это можно продавать.
Поехали Сразу стало очевидно, что таскать товар на себя — вариант, который никак не масштабируется. Поэтому мы выдохнули, сложились деньгами и заказали коммерческую партию. 35 Arduino Duemilanove и ещё всяких деталей. Вопросом импорта занимался Михаил и поскольку делал это впервые, партия эпично встряла на таможне.
Тянулась долгая таможенная история. К началу сентября мы понимали, что партия и деньги потеряны, потому что всё сделали не так. Михаил получил сразу 10 левел-апов по способности «импорт», но от того было не слаще. Личные деньги были не бесконечными. Друзья, помню, сочувствовали, но когда узнавали, что партия всего на 50 тысяч рублей умилялись и говорили, что это пустяки. Но для нас 50К — не пустяки, а главное — мы теряли время.
На свой страх и риск мы заказали дубль партии. 10-го левела по «импорту» таки хватило, чтобы втащить партию. Мы обрадовались и принялись за дело. Было много планов: интересные статьи, форум, партнёрства с блогерами, но это всё моментально разбивалось о фасовку радиодеталей по пакетикам, проблемами с курьерами и прочими приземлёнными делами. Михаил сказал, что из-за этих дел на работе уже пахнет жареным и нам нужен менеджер. Я согласился, хотя, очевидно, он был бы не бесплатным.
Первые сотрудники Нашли студента за 15 тысяч плюс процент от заказов. Сдали ему весь товар, посадили к бомбиле на «шестёрке» и отправили домой. Два дня всё шло неплохо, но потом он просто исчез: ни e-mail, ни телефон не отвечал. А мы, идиоты, даже копию паспорта не сделали. Через 3 дня он объявился и рассказал какую-то чушь про потерянный телефон. Мы кивнули, расплатились и забрали товар.
Тем временем чудом пролезла та первая, застрявшая партия. Я опять погрузился в операционные дела, а Михаил, выпивая на потоке чашку за чашкой кофе в ближайшем от работе кафе, отфильтровывал новых кандидатов. Наконец случилось чудо, и мы нашли весёлого паренька, который был в академическом отпуске, общительного да ещё и на машине.
Партии в 30–50 ардуин уже казались не нашим калибром, поэтому нужно было брать больше. А личные деньги закончились. Инвесторы? В баню. Был небольшой опыт общения с ними, больше не хотелось. Оставался кредит. На микрокомпанию, у которой даже офиса нет, ни один банк ссуду не даст, я работал без НДФЛ, поэтому мне отказали. Выручил отец, оформив на себя 350К. Эти деньги Амперка сожрала за пару месяцев и залпом. Оборот повышался, количество заказов росло (особенно в канун Нового Года), а денег не хватало всё больше и больше.
Непонимание почему так происходит, привело к накалу страстей, регулярным скандалам с партнёром и вообще чуть было не привело к решению свернуться, оставшись с кредитом и несбывшейся мечтой. О том, что такое Balance Sheet и Income Statement мы тогда разве что слышали, но не понимали, что это не бухгалтерские корпоративные бумажки, а фундаментальные индикаторы финансового здоровья.
Изобретая заново эти документы, криво-косо мне удалось доказать, что деньги-то есть, просто они все катаются в виде заказов с наложенными платежами и новых партий. И что хоть какую-то прибыль мы сможем увидеть только при торможении спроса. Убедил. Михаил раздобыл кредит на 800К.
Никакого торможения не происходило и новые деньги всё также быстро таяли на глазах. На тот момент в качестве основной работы была уже следующая лавка, где я стал техническим директором. Работы было очень много, но и платили 150К. Это было весьма кстати, потому что часть можно было иногда подкидывать в пасть Амперки.
Сидеть на двух стульях было крайне сложно. Нам нужно было развивать Вики, делать описания большого количества новинок, проводить эксперименты, чтобы отвечать на технические вопросы клиентов, следить за остатками товара и много чего ещё. Поэтому в июне 2011-го я поднял вопрос о том, что мне нужна зарплата и я буду 100% времени уделять магазину. Остановились на сумме 70К, что после 150К, конечно, было не фонтан, но ведь это по-настоящему заработанные деньги в настоящей собственной компании! А перспективы развития воодушевляли ещё больше.
Конец карьеры В июне я сказал работодателю, что ухожу в своё дело. Дядька был суровый и мне впервые было страшно говорить об увольнении. На моё удивление прозвучала примерно такая фраза: «Свой бизнес? Это единственная уважительная причина, по которой ты можешь уйти! Дуй». Я обрадовался и на чуть скопленные деньги, перед новыми свершениями мы с девушкой поехали в летний отпуск. Было беспокойно: можно ли на 2 недели оставить своё детище без присмотра? Но Михаил никуда не собирался, это вселяло определённую уверенность. К тому же я так задолбался, что мне нужно было отвлечся.
Масла в огонь подлил учредитель компании, из которой я только что уволился. Он позвонил за день до вылета и предложил забить на отпуск, вернуться на полтора месяца до следующего майлстоуна, и если я запущу определённый перечень фич, он платит миллион на руки разом.
Такого искушения в жизни, пожалуй, у меня не было ни до того, ни после. Я метался по комнате, взвешивая за и против. Пожалуй лишь то, что я совершенно не был уверен в своих силах, в том, что я на 100% смогу реализовать необходимые штуки, в том, что серверы слёту выдержат большущий наплыв игроков, я скрипя зубами, сказал «Нет».
Это была последняя full-time работа программистом. Так закончилась моя наёмная карьера.
«Свободное плавание» Отпуск закончился, про Arduino узнавало всё больше и больше людей, к нам начали обращаться разные компании с предложениями всяких там партёрств, взаимодействия в сфере образования и другими концепциями. Мы начали чувствовать себя чуть больше, чем крошечным магазином.
К нам как-то обратились ребята из Уфы и сказали, что им нужна пара роботов для фестиваля, который организует Google, и попросили скидку. Это, наверное, была первая просьба из сотен последовавших после того, поэтому мы с широкого плеча в убыток себе отдали всё за полцены в ожидании какого-то чуда.
И чудо произошло! К нам обратился Google и купил для призового фонда своего мероприятия 30 наборов Матрёшка Z. Это был взрыв и паника. Именно в тот момент у нас что-то подзастряло на таможне, мы уже собирались ехать с рюкзаками в Италию к Массимо Банци и забирать Ардуины самовывозом. Просто, чтобы не подвести Google. В последний момент партия прошла и чуть отлегло. Времени оставалось крайне мало. Нам предстояло сформировать 30 наборов за 1 вечер.
С больными спинами и потными лицами мы с менеджером мы неутомимо корпели над комплектацией, заняв пол всей квартиры, которую я снимал. Задача усугублялась тем, что Матрёшки Z ещё не вышли: Google купил их самые первые экземпляры, ещё до появления их в нашем магазине. У новой линейки была новая упаковка, новые детали, новое всё. И с первого раза это, как всегда, не влезало, рассыпалось и вываливалось. Приходилось изобретать налету, но всё удалось.
Мы снова столкнулись с эффектом, когда компания продаёт и у неё всё хорошо, а денег как не было, так и нет. Только на этот раз эффект был сильно мощнее. Ни о какой зарплате речи уже не шло. Через несколько месяцев деньги на еду закончились. В надежде, что всё вот-вот выправится, я занял денег на 2–3 месяца сверхэкономного режима у отца.
Естественно именно в этот момент у ноутбука сгорел дисплей. Пришлось купить внешний монитор. Через месяц сдох и сам ноут. Денег уже было отрицательное количество. Пришлось занимать ещё и у Михаила.
Амперке было хоть бы хны. Напротив, у неё всё было хорошо: количество заказов росло, один менеджер не справлялся, нужен был ещё один. Так появилась вторая сотрудница, которая тоже была не бесплатной.
Началась депрессия. Денег нет, ждать их неоткуда, я в долгах, как в шелках. Вокруг все, как белые люди машины покупают, квартиры откуда-то спавнят, отдыхать туда-сюда метаются. И я тут во всём этом буйстве сижу со своей долбаной матрёшкой и голым задом. Михаил утверждал, что нужно ещё где-нибудь по 50К достать, вкачать в компанию и тогда заживём. Расчёты, наверное, имели мало общего с действительностью. Кассовые разрывы измерялись уже сотнями тысяч рублей. Да и если занять у кого-нибудь эту сумму, отдавать молоком?
Обратно к дяде В общем, я понял, что слишком рано отчалил в свободное плавание. «Гори оно всё конём» — подумал я и начал искать нормальную работу программистом. Так с января 2012 я снова работал. Лавка была очень занудной, унылой и неинтересной, но я договорился о том, что работать буду из дома. Главное для меня тогда были деньги, и чтоб над душой не стояли.
После новогодней истерии впервые произошло то самое торможение спроса. В компании появились хоть какие-то деньги. К тому же на несколько месяцев Михаил выбил кредитные каникулы.
Я всё чаще ловил себя на том, что по работе иногда не делаю ничего несколько дней подряд. Всё внимание было на нашу компанию. Тем более, что появились первые ростки надежды. Я занимался производством контента, докручивал всякие IT-штуки к магазину. Количество дел всё росло и росло и снова deja vu: если не свалить с работы, Амперка будет раскочегариваться ещё 10 лет. Мы прям железо-бетонно договорились с Михаилом, что у меня будет зарплата 60К (38К я отдавал за квартиру) и не по остаточному принципу, как раньше.
Так в апреле 2012-го, я ушёл из последней конторы. Впервые, наверное, я уволился не принеся компании-работодателю чего-то полезного. Стыдно, но такова жизнь. Прости меня, «Оптимизм». На этот раз я ушёл навсегда.
Снова офис У нас делали покупки компании с именем. На приличные суммы пару раз закупались благотворительные фонды, разные школы и колледжи. Сотрудничать предлагали Digital October, магазины RC-игрушек, книжные издательства и журналы.
Мы никогда не скрывали, что работаем без офиса, но и не строили из себя Манна, Иванова и Фербера. Встречи в кафешках казались уже непрофессиональными.
Моя комната, балкон и чулан всё больше напоминали промышленный склад. Когда приезжала партия, это вовсе напоминало ограбление на помойке. Повсюду валялся рваный картон, полиэтилен, поролоновые шарики, ошмётки пузырчатой плёнки и гора коробочек в центре комнаты для пересчёта и группировки: эти под стол, эти в угол, эти на стиральную машину, а это холода не боится — на балкон.
Как выглядела комната у менеджера дома, мне просто сложно вообразить.
Всё чаще случались истории вроде: — Слыш, Вить, у нас Меги закончились. Я вечером заскочу? — Как закончились? Я ж вчера 11 штук давал! — Эээээ… разве? — Да, ищите— [час ночи, MMS с фотографией] Аааа, нашёл-нашёл))))))))!!!111
Было уже не очень смешно. Нужен был офис. Убеждать в этом приходилось долго и мучительно. Я даже какой-то ROI вычислял: расходы, да, больше —, но и прибыль вырастет. Всё это, конечно, было высосано из пальца, но в итоге мы оба согласились.
Начался технический бизнес-процесс «Попробуй сними офис в Москве». 200 м² — без проблем. А если деньги не имеют значения, то хоть в любом здании. Но нам нужно было что-то за 40К в месяц от силы. Да и поскольку мы были уверены в том, что место имеет значение, искали только внутри метрошного кольца.
Михаил отсмотрел 7 вариантов, но это всё были жуткие помойки в 3 километрах от метро, в подвальном помещении, с запахам туалета впитавшимся прямо в стены. «А что вы, мальчики, хотели за такие деньги?» — дивились агенты.
И вот — симпатичный офис на Добрынинской, ура! Мы уже собирались двигать туда, но Михаил, пользуясь своим опытом юриста, запросил у арендодателя необходимую стопку бумаг для ознакомления и арендодатель скис. Как потом оказалось, это были мошенники. Всё заново.
Мы уже были готовы взять офис по соседству с похоронным агентством, в здании, которое казалось вот-вот упадёт. Предлагался офис на чердаке с заколоченными окнами, выходившими на шумную Болотную набережную. Летом мы бы точно там и померли и стали клиентами соседей.
Тут произошло чудо, и мы посмотрели последний, контрольный вариант. Офис 38 м² на м. Таганская, с нормальным ремонтом, в тихом месте. Схватили! Купили пару стеллажей Экспедит в Икее и разместили в них весь товар.
Так с марта 2012-го я снова оказался в офисе. Пишу вам сейчас из него. Но это уже совершенно другое чуство.
Направления развития С того момента острые финансовые проблемы закончились. Денег было впритык, но cash flow перестал быть отрицательным. Наступила долгожданная точка самоокупаемости. Мы аккуратно поддерживали оптимальный уровень склада, удерживали turnover ratio на фантастическом уровне в 10–16 (норма по индустрии 3–4). Это был единственный способ не скатиться обратно.
Мы начали задумываться не о тушении пожаров, а о каком-то осознанном развитии: SEO, контекст, социальные медиа. Понадкусывали там и сям. Эффект в количестве посещений был, а в рублях — нет.
Я с жадностью прочитал несколько книг о маркетинге. И если брать усреднённую мысль в контексте Амперки, всё сводилось к тому, что «делайте офигенный контент, любите клиентов и всё будет». Забавно, но мы на том и поднялись, а затем зачем-то полезли в те области, в которых не разбирались. Те же SEO и контекст имеют смысл только на развитом рынке, а рынок микроконтроллерной DIY-электроники в тот момент был крохотным и тянуло его лишь несколько локомотивов, среди которых были и мы. Хорошо, что это отклонение развития не съело много времени и денег — мы вовремя опомнились.
Основной проблемой стало время. На текущие операционные задачи: закупки, отгрузки, мониторинг, аналитику, техническую поддержку, доработку IT уходила большая часть времени. Писать удавалось крайне мало. Поэтому я убедил партнёра в том, что нам нужен человек, который будет ковырять железки и писать на вики и Хабр.
Это опять траты. Я пытался в выкладках показать, что подобный человек окупит себя уже через 3 месяца. Но сейчас я понимаю, что это скорее была попытка обмануть себя самого и оправдать решение о найме новенького. Совершенно очевидно сейчас, что такой сотрудник нам крайне полезен, но ни в коем случае нельзя было ждать серьёзной отдачи в первые месяцы. Контент — это то, что оправдает себя как минимум через год.
Кого мы могли взять на 35–40 тысяч? Правильно — студента. Так мы связались с первым студентом со времён нашего первого, невнятного менеджера на 2 дня. Егор был отличным парнем, но без опыта работы. Чёрт с ним, что на час его работы приходилось тратить свой час, чтобы довести материал до вида, пригодного для публикации. Больше всего огорчало неумение распределять свои силы, пользоваться поиском в интернете и то, что постепенно институт стал отъедать времени много больше, чем мы оговаривали. Так через два с половиной месяца мы с ним распрощались.
Решили наступить на грабли ещё раз. Новенький продемонстрировал абсолютно те же качества и уехал доучиваться в Германию. «А чего вы, мальчики, хотели за такие деньги?» — подумали мы и оставили идею с техническим писателем до лучших времён.
Параллельно с вики-писателем мы решили попробовать произвести какую-нибудь плату-шилд для Arduino. Нам порекомендовали одного человека, который занимался электронной инженерией в КБ «Алмаз». Для пробы пера была выбрана Troyka Shield, которая продаётся у нас и в настоящее время. Плата простая, но полезная новичкам.
Я понятия не имел как делаются платы, и когда наш новый инженер уже через неделю притащил прототип, я был приятно взволнован. Это был коричневый уродец из голого текстолита, на котором было перепутано всё, что может быть перепутано. Но это было не важно. Главное, что вот оно — начало пути к собственной электронике. Через полтора месяца мы таки заказали первую партию.
Дальше решили делать Motor Shield. Тут всё и встряло. Каким образом работают наши ракетные комплексы «С400» я с тех пор не понимаю. Инженер ходил к нам раз 15, наверное, с новыми прототипами, которые «работали дома отлично!» И всякий раз демонстрация заканчивалась дымом, пламенем и запахом горелого пластика.
Денег на разработку Motor Shield было потрачено уже достаточно, чтобы отбивать их пару следующих лет. Направление свернули.
Популярная Механика Всё вернулось в прежнее русло, когда мы занимались текучкой и не могли позволить себе чего-то нового волшебного для дальнейшего развития.
Но тут, в сентябрьском номере 2012-го про нас внезапно написала «Популярная Механика». И не то, чтобы упомянула, а забабахала полный разворот! Это стало полной неожиданностью. У нас в офисе буквально выстраивались очереди за заказами. Понятно, что на нас напал какой-то новый слой клиентов. Менее прошаренный, чем публика с Хабра и их друзья.
Посыпалось огромное количество обращений за консультацией и мелкие заказы. Не за горами был Новый Год, который в этот раз мы решили не прощёлкать и использовать по полной. Всё это ещё больше увеличило нагрузку на нас. Текущие задачи снова стали отнимать бо́льшую часть времени.
В редких перерывах между закупочно-погрузочными делами и общением с клиентами мы пытались работать над хоть чем-то и перечня стратегических планов. Целью был предложенный Михаилом набор адаптированный под образовательные нужды.
Было ясно, что с такой загрузкой, даже если продукт выйдет, нам просто не хватит сил на его продвижение на новый для нас рынок.
Евангелисты На нашем форуме к тому моменту уже бурлила жизнь.
Мне как-то в личку написал человек, который рассказал, что ему очень нравится, чем мы занимаемся и с каким подходом. Он даже предложил попродвигать наши товары в сообществах родителей, чтобы Ардуины доставались и взрослым, но ещё финансово несостоятельным детям. Переписывались с месяц.
Зачем это ему я никак не мог понять. Я вообще плохо понимаю намёки. Я предложил форумчанину заехать к нам в офис, чтобы познакомиться. «Ну наконец-то!» — сказал он.
Познакомились, он оказался менеджером по продажам с большим опытом. Нашли много возможностей для взаимодействия. Оплата предполагалась бонусная, поэтому большого риска в том, чтобы попробовать мы не видели. Тем патче, что человек так хорошо разбирался в том, что нужно продавать.
Так в феврале 2013-го у нас появился Руслан, который сейчас является директором отдела продаж.
Через месяц на форуме я списался с другим его завсегдатаем. Оказалось, что он — профи в проектировании электроники, который любит Arduino. Обычно такие люди относятся к классу ардуиноненавистников, а этот любил.
Решили попробовать Motor Shield ещё раз — дело пошло. Так у нас появился классный инженер Алексей, который к текущему моменту задизайнил уже две дюжины железок. Многих вы ещё не видели, если следите за ассортиментом, но вскоре обязательно увидите.
Суперменеджер Всё шло неплохо, но медленно. В компании понемногу появлялись деньги. Но у нас не получалось делать то, что действительно хочется: создавать новые интересные продукты, писать интересные статьи и становиться неоспоримыми лидерами DIY-электроники в России.
Поскольку предыдущий опыт со студентами показал нам, что так каши не сваришь, я заявил Михаилу, что нам нужен в штат Филипп Киркоров. Под этим образом понимался человек-суперстар, который, да, будет дорогим, но сможет самостоятельно заниматься как препродакшеном, так и продюсированием новых товаров, контролировать деятельность по созданию контента, в общем всё то, чем мы хотели заниматься, но не получалось.
Михаил выразил сомнения, что мы сможем найти такого человека. Но я был неумолим. Тогда мы поехали за советом к моему бывшему однокурснику, чтобы он взглянул на ситуацию со стороны.
— Что вы хотите ребята? — Ну человека, чтоб и то и сё, и чтоб круто сделал— Круто это как? — Ну там продукты первоклассные, маркетинг эффективный, то да сё— Хмммм… понял, что ничего не понял, но я знаю одного вроде, познакомлю
Мы встретились с рекомендованным суперменеджером. И это было сравни ушаку ледяной воды на голову. Человек рассказал, что он занимался продуктами, продюсированием, би-ту-би всякими, синергией и прочим. Но ни на один прямой, конкретный вопрос вроде «А что за продукт, для кого?», «Как продвигали?», «Что именно делали там вы?» ответа мы так и не получили.
Ментор — молодец! Прислал нам ровно того, кого искали: мы не можем чётко сформулировать, что нам нужно — суперменеджер не может сказать, что же он может делать.
На этот моменте, толком не сделав вывода как быть, я поехал в отпуск. Валяться на море 14 дней — это смертная тоска. Но девушка настояла: «Вон, Наташка с Олькой по 4 раза в год ездят отдыхать, а ты…, а ты…». Чтож, права, поехали. Чтобы скоротать время, загрузил свой Киндл всякими бизнесовыми книгами под завязку.
Большинство книг рассказывали что-то такое, что нужно на старте. Приходилось как кит фильтрует воду, фильтровать книгу за книгой, чтобы выловить хоть немного криля, т.е. новых знаний.
Одна из книг оказалась открытием. Traction: Get a Grip on Your Business. Я прочитал предисловие и обомлел: там излагалась текущая диспозиция Амперки практически один в один! Как нам не хватает времени, как мы постоянно отвлекаемся на ненужные вещи, как мы не можем ничего довести до ума. «Если вы хотите всё исправить, переходите к главе 1» — говорило предисловие. Меня засосало. Я лежал перед морем и на фоне визгов детей с банана и шума моторных лодок с азартом поглощал страницу за страницей.
Книга, на самом деле, не рассказывала ничего нового. Автор просто поставил мозг на место и намекнул: «заткнись и не паникуй». Но понял я это лишь недавно.
Traction В книге можно найти уйму новых идей и методик, но только не программисту. Ведь я был адептом эджайла, покерного планирования и всякого такого модного. И почему я сразу забыл об этом всём, как перестал программировать в команде?!
Я вернулся из отпуска с исписанным блокнотом и кучей простых идей, которые были упорядочены.
— В программировании есть итерации, спринты, таски и регулярные митинги. Почему их нет у нас? Ввели.— В программировании есть фиче-лист, отсортированный по важности и взвешенный в «попугаях» по трудозатратам. Почему этого нет у нас? Ввели.— В программировании я писал алгоритмы на Питоне. Почему нельзя формализовать бизнес-процессы, написав их на русском языке, чтобы все знали, что у нас на уме? Вводим понемногу.
И так далее, и так далее.
Мы начали чётко понимать, кто нам нужен. Михаил подобрал правильные слова, которыми объяснил соседям по этажу, что нам нужен их офис. Они согласились.
На Terra Nova мы взяли разом человека, который занимается соц.сетями и YouTube, взяли человека, который отвечает за выставки и, наконец, технического эксперта, который показывал хорошие результаты.
Забавно, но нам не хватило двух неудачных опытов со студентами. На роль эксперта мы взяли студента-аспиранта, который делал своё дело хорошо, но спустя пару месяцев практически перестал появляться каждый раз с новыми причинами. Всё, с тех пор мы официально не имеем дела со студентами дневного отделения.
Поскольку мы знали, кто нам нужен, мы принялись за поиск другого тех.эксперта. Искали мучительно, но оно того стоило. Работой Василия сейчас мы на 100% довольны. У нас наконец-то начали регулярно выкладываться новинки, которые раньше лежали мёртвым грузом на складе, стали появляться статьи на вики, своевременно проходить тестирование прототипов и освоение сторонних железяк, ожила поддержка клиентов на всех фронтах. Видео на YouTube и разные демо-экспонаты на выставках также появляются не без его помощи.
С появлением этих людей я понял, что уже получаю кайф не от того, что сделал своими руками, будь то публикация, устройство, видео или что-то ещё, а вообще от любых положительных результатов, которые выдаёт кто-то в компании.
Я понимаю, что в ближайшее время фигушки мне удастся поделать что-то большое и прекрасное своими руками, но теперь это меня совершенно не расстраивает.
2014 Я бы не сказал, что эволюция и постановка Амперки на абсолютно ровные рельсы завершена. Напротив, работы ещё много, но хотя бы понятно что именно нужно делать, чтобы у всех нас было всё хорошо.
Мы постепенно захватываем новые комнаты в здании. К слову у нас уже 200 м², которые ещё 2 года назад казались фантастикой. Мы по мере надобности берём людей, которые смогут решать разные задачи лучше нас самих. Сейчас нас 10 человек в офисе и 5 человек удалённо на part-time. И мы не планируем останавливаться.
Как раз на днях мы отхватили ещё одну комнату. Хотим найти напарника Василию: одного тех.эксперта нам явно не хватает. У Амперки тонна новых интересных дел. В том числе, оживление блога на Хабре, несколько новых больших собственных продуктов, вагон тем для публикации и спец.проектов. Такая вот история.
Если вы можете кого-то рекомендовать, буду крайне признателен! Пишите в личку. Или вот, у нас есть вакансия.