История медицины. Вавилон и Древняя Индия

image

Школьный курс древней истории бегло рассказывает, что Вавилон — это своего рода первый в мире мегаполис, располагавшийся на территории Древней Месопотамии. Этот город прочно занял свое место в мировой культуре и религии, и знаменит, прежде всего, зиккуратом Этеменанки (Вавилонской башней) и одним из чудес света — Висячими садами Семирамиды (существование которых, однако, не доказано современной наукой). Судьбоносным в истории Вавилона считается период правления царя Хаммурапи в 1793–1750 годах до н. э.

Знаменитый кодекс Хаммурапи — один из древнейших правовых памятников в мире, регулировал не только вопросы частного и уголовного права, но и предоставления медицинских услуг. Закон также устанавливал тариф на услуги врачей и хирургов и сурово их наказывал за непрофессиональную работу.

В основе медицины в Древнем Вавилоне, как и в Египте, лежали магические ритуалы. И даже те немногие процедуры, основанные на научном знании, вроде постановки диагнозов и дальнейших прогнозов состояния здоровья пациента, были насквозь пронизаны сверхъестественным. Об этом историки узнали из ассирийских копий вавилонских текстов, которые, как считается, возникли в первой половине II тысячелетия до нашей эры.

image
Свод законов Хаммурапи

Диагностическое руководство основывалось на наборе аксиом и предположений, в том числе и представлений о том, что при осмотре пациента можно определить болезнь, ее причину и будущее развитие, а также шансы выздоровления. Симптомы заболеваний лечились с помощью терапиии травами и кремами.

В ведущих медицинских трактатах вавилонские медики описывают психические расстройства, инфекции, облысения, заболевания органов дыхания и пищеварения, мышц и связок. Кроме этого, существовали отдельные специализированные работы по беременности, родам, акушерству и заболеваниям половых органов.

Хотя вавилонские врачи составили за всю свою историю достаточно много рецептов, большинство из них сегодня считаются неэффективными для рассматриваемых состояний. Большинство используемых ингредиентов были выбраны, вероятно, на основе комбинации проб, ошибок и догадок. А еще вавилонские врачи практически ничего не знали о функциях большинства органов человеческого тела.

Несмотря на то, что вскрытия помогли врачам узнать о расположении и внешнем виде органов, понимание их работы этим ограничилось. Например, вавилоняне думали, что печень — источник жизни тела, как физический, так и духовный.

Археологи выяснили, что практикующие врачи в Древнем Вавилоне пытались диагностировать и лечить самые разные болезни: кишечные расстройства, проблемы с дыханием и мочеиспусканием, эпилепсию и даже психические расстройства. Тем не менее, их диагноз не всегда предполагал естественную причину этих заболеваний. Зачастую они приписывали страдания богам или духам, а за поиском дальнейшего лечения обращались к астрологии и другим суеверным методам.

Например, автор справочника по диагностике Сакикку в 11 веке до н. э. писал, что если врач, направляясь к пациенту, увидел на своем пути свинью, то это признак скорой смерти пациента. Он даже приводит особую классификацию: если свинья черная — пациент будет находиться в критическом состоянии или скоро умрет, белая свинья — признак вероятного выздоровления.

Вавилонское здравоохранение держалось на двух типах практикующих специалистов: врачах и экзорцистах (или священниках). Часто они работали вместе: один обеспечивал лечение, а другой защищал от злых духов, которые, как полагали, негативно влияли на здоровье.

Врач в первую очередь занимался постановкой диагноза, дальнейшими прогнозами и физическим лечением: выписывал рецепты, ухаживал за ранами, проводил операции и совершал другие медицинские процедуры. Но для того, чтобы стать врачом, не требовалось какое-либо свидетельство или доказательство знания, поэтому любой вавилонянин мог претендовать на эту роль и заниматься медициной.

Изначально роль экзорциста в древневавилонской медицине и здравоохранении заключалась в изгнании злых духов, которые могли нанести вред здоровью пациентов. Экзорцисты хорошо разбирались в заклинаниях, которые использовались как отдельно, так и вместе с медицинским лечением. Считалось, что виновниками психологических и психических расстройств были демоны, поэтому роль экзорциста в лечении этих заболеваний была важнее, чем у практикующего врача. Иногда экзорцист даже брал на себя двойные обязанности и работал как врач, ставя диагнозы и совмещая лечение болезни с магическими ритуалами.

Экзорцисты пользовались большим уважением среди вавилонян и обладали более высоким социальным положением и признанием из-за их религиозной важности. Стать экзорцистом мог не каждый, что и отличало его от практикующего врача.

В древневавилонской медицине использовались большое количество разных материалов. Прежде всего, в ход шла растительность и продукты животного происхождения (иногда — фекалии), минералы. Многие материалы, прописанные в рецептах, исследователи не смогли распознать. Из этих ингредиентов врачи делали мази, растительные масла, напитки, пилюли, обертывания и клизмы. Однако никаких данных об использовании какого-либо из этих материалов в анестетике найдено не было. Это свидетельствует о том, что любой пациент, решившийся на операцию, должен был выдерживать очень сильную боль. Для лечения психических расстройств, помимо магии, в ход часто шли травяные средства.

В некоторых текстах детально описаны рецепты мази, которые помогают бороться с «солнечными болезнями», под которыми современные ученые понимают солнечные ожоги. В одном документе подробно описано решение проблемы с почками путем введения бронзовой трубки в уретру и вдувания лекарств. Помимо этой не самой приятной процедуры для решения проблем с почками существовал более гуманный рецепт: «Раздавите и смешайте вместе импер-лим (imhur-lim), мирру, страусиную яичную скорлупу и черную фритту, вымачивайте в течение трех дней, а рыбном рассоле, затем в течение трех дней в вине и в течение трех дней в гранатовом соке. Если он [пациент] продолжит пить это, то скоро пойдет на поправку».

Свидетельств о культурных пересечениях вавилонян с другими цивилизациями практически нет, поэтому можно сказать, что медицина и другие сферы жизни общества развивались автономно. Исключением являются только контакты с жителями Древней Индии, о курсе развития медицины которых мы и поговорим далее.


Медицина в Древней Индии начала развиваться около 5000 г. до н. э. Уже тогда стоматологи в долине реки Инд, где сейчас находится Пакистан, сверлили зубы людей, пытаясь вылечить их. Четыре тысячи лет спустя врачи северной Индии написали медицинский учебник Атхарваведа. В нем объяснялось, что любую болезнь вызывают злые духи, и вылечить ее можно, убив духа ядами или заклинаниями.

image

В общем и целом их медицина мало чем отличалась от вавилонской или египетской: с укусами змей индийцы боролись заклинаниями, а с проказой — с помощью лишайника, который, по-видимому, работал как антибиотик. Некоторые историки предполагают, что древние люди Ямная привезли индийцам марихуану, когда прибыли на индийский субконтинент примерно в 1000 году до н. э.

В отличие от скудных сведений о медицине Вавилона, которые дошли до наших дней только благодаря ассирийцам, труды об индийских медиках сохранились достаточно хорошо. Отцом-основателем индийской медицины считается хирург по имени Сушрута, который жил около 500 г. до н. э. Сушрута описал, как вытаскивать зубы, вправить сломанные кости и побороть болезни кишечника — всего около 1200 заболеваний. Он также перечислил 760 лекарственных препаратов и составил список 20 острых инструментов, необходимых хирургу, включая ножи, ножницы, пилы и иглы, и 101 тупой инструмент (щипцы, трубки, рычаги, крючки и зонды). Известен он также своими операциями по удалению катаракты. Эффективность их была ничтожно мала, и чаще всего операция оставляла пациента полностью слепым.

Операции по восстановлению носа пациента проходили более удачно, и Суршута по праву получил статус первого пластического хирурга. В Древней Индии эта операция считалась важной, поскольку в те времена широко была распространена практика наказания за прелюбодеяние через ампутацию носа.

Сушрута не пользовался никакими анестетиками, кроме вина, хотя и рекомендовал своим пациентам употреблять вещество бханг (съедобный препарат из марихуаны) для лечения кашля и дизентерии. Примерно в то самое время, когда жил Сушрута, индийцы начали использовать фильтры из песка и угля, чтобы получить чистую воду. Это изобретение, скорее всего, спасло очень много жизней.

Примерно к 200 г. н. э. греческие, китайские, а вместе с ними и индийские врачи перестали винить во всех бедах злых духов. На их место пришли телесные жидкости, о чем написал индийский врач Чарака. Он признавал, что лучшее средство для лечения многих болезней — их профилактика. Чарака рекомендовал поддерживать равновесие жидкостей, чтобы оставаться здоровым. Всего он признавал три типа жидкостей: желчь, мокроту и воздух. Если одна из этих жидкостей выходила из равновесия, древний врач рекомендовал принимать лекарства, чтобы снова привести все в состояние гармонии.

Помимо перебалансирования жидкостей в организме индийцы работали с действенными лекарствами: цингу — дефицит витамина С — лечили цитронами. Индийских врачей так уважали, что местные торговцы буквально сколачивали состояние на продаже лекарств в Римскую империю, Иран, Восточную Африку и Китай.

Чарака из работ более ранних египетских врачей знал, что через кровеносные сосуды питательные вещества поступают в различные органы, что организм в целом вырабатывает отходы, а мозг служит для мышления. Он же первым описал оспу, которая примерно в то же время впервые опустошила Римскую империю.

Несколько сотен лет спустя индийские медики первыми придумали прививать людей от оспы. В 700-х годах н. э. доктор Мадхав впервые упоминает об этом способе борьбы с оспой. Он знал, что можно вылечить людей, соскабливая струпья с кожи тех, кто уже болен, а затем вводить в организм при помощи иглы или вдувать растертый порошок через нос.

Когда северная Индия была завоевана мусульманами около 1000 г. н. э. многие иранские врачи прибыли туда из Западной Азии, чтобы работать там на мусульманских правителей. Тогда же они столкнулись с тем, иранцы и индийцы по-разному определяют список жидкостей человеческого организма, и пытались выяснить, на чьей стороне правда. Например, некоторые мусульманские врачи начали считать воздух как одну из жидкостей, а черная желчь и желтая желчь определялись как одна единая субстанция.

Вместе с врачами из Ирана в Индию попал опий и белена черная, которые считались анестетиками, а к 1200 году н.э. индийские врачи с юга научились использовать опиум в качестве средства борьбы с диареей. Доктор Лакшмана Пандита писал в начале 1400-х годов н.э. о различных видах лихорадки, дизентерии, выкидышах, раке, эпилепсии и даже о камнях в почках. Как и врачи того периода из других регионов, он считал, что проблемы со здоровьем у пациента можно определить, посчитав пульс.

Медицина Вавилона и Древней Индии прошла долгий, но главное, продуктивный путь развития от лечения болезней заклинаниями и поиска действительно эффективных лекарств до успешных хирургических операций и лечений эпидемий. Вавилонские доктора, будучи изолированными в своих практиках от всего остального мира, предпринимали настойчивые попытки понять природу недугов и способы их лечения. Им не всегда это удавалось, однако благодаря их работе мы можем проследить путь медицинской мысли того времени. Индийцам же удалось систематизировать лучшие и эффективные практики, разработать сразу несколько медицинских школ и вывести представление о лечении серьезных эпидемий на новый уровень.

© Geektimes