История и обзор Atari 5200
Вряд ли найдется на Geektimes человек, который не слышал про компанию Atari. Atari VCS (она же Atari 2600) была суперпопулярной в начале 80-х годов. В наших краях в основном были клоны Rembo, хотя и оригинальные Atari 2600 и 2600 Jr тоже встречаются довольно часто. Я же хочу рассказать о наследнице 2600 — Atari 5200, которая на территории СНГ практически не встречалась.
Это, наверное, самая крупная по габаритам консоль из всех существующих. Она реально больше всего, что я когда либо видел из игровых консолей. Для сравнения, Atari 5200 и Sony Playstation 1. Отчасти, такой размер объясняется наличием под крышкой отделения для хранения джойстиков, но запихивать их туда очень неудобно.
Несмотря на то, что 5200 (2600×2) предлагалась на смену 2600, архитектурно она совсем другая и не имеет прямой совместимости с 2600. Позже был выпущен специальный адаптер для возможности запуска игр с Atari 2600 на платформе 5200.
Архитектурно Atari 5200 практически полностью повторяла существующие 8-битные компьютеры Atari 400 и Atari 800, что позволяло легко переносить на нее игры с этих компьютеров, однако c момента выхода на рынок в ноябре 1982 года для Atari 5200 официально было выпущено всего 69 игр и только 3 из них после окончания продаж консоли в 1984-м году.
Центральным процессором Atari 5200 был все тот же MOS 6502, наверное самый популярный процессор того времени, он же стоял в Atari 2600, Nintendo Famicom/NES, Apple II. В Atari 2600 использовался специализированный чип Television Interface Adapter — TIA. который отвечал за графику, звук и устройства ввода. Памяти там было всего 128 байт, а максимальный размер флеш-картриджа — 4 кБ. В Atari 5200, несмотря на практически тот же процессор (в 2600 стоял MOS 6507), аппаратные возможности были куда выше. За графику отвечали чипы Alphanumeric Television Interface Controller — ANTIC и Graphic Television Interface Adaptor — GTIA. Графическая подсистема поддерживала 6 текстовых и 8 графических видеорежимов. Максимальное разрешение было 320×192 пикселя, правда, в таком режиме было только 2 цвета на экране. В режимах с более низким разрешением поддерживалось до 16 цветов на строку пикселей из палитры в 256 цветов. Оперативная память была 16 кБ, а максимальный размер картриджа — 32 кБ. На плате также стоял чип Pot Keyboard Integrated Circuit — POKEY, отвечающий за звук и джойстики. В первой версии консоли можно было подключить до 4 джойстиков, в более поздней модификации — только 2. В верхнем левом углу также виден слот расширения, который на корпусе закрыт малозаметной крышкой. Но он так и не был задействован.
В джойстике CX-52 тоже было несколько инноваций: кнопка Reset была выведена на джойстик, также это первая консоль, в которой появилась кнопка Pause. Сам джойстик был аналоговым (внутри находятся два резистора переменного сопротивления, которые через рычаги поворачиваются рукояткой джойстика). Конструкция джойстика запатентована.
На джойстике также была циферная клавиатура, а к играм шли в комплекте специальные накладки (overlays) с подписями, какие кнопки за что отвечают.
Конструкция джойстиков оказалась весьма неудачной, они часто ломались.
Кроме джойстиков, к консоли также можно было подключить трекбол CX-53, очень хардкорная и практически неубиваемая вещь.
Размер шара чуть меньше бильярдного. Внутри стоят оптопары на подшипниках. Играть на нем довольно необычно и прикольно.
При включении консоли с картриджем, показывается анимация, демонстрирующая цветовую палитру:
Сам картридж выглядит довольно просто, 2 микросхемы ПЗУ, ничего лишнего.
Сравнение графики Atari 5200 и Atari 2600:
Pac Man
Pitfall
На 5200 также выпущено некоторое количество Homebrew игр.
В целом, консоль оказалась неудачной и Atari 2600, выпущенная в 1977-м году, успешно ее пережила, более того, в 1986-м году вышла обновленная Atari 2600 Jr (slim edition, как популярно говорить сейчас), которая выпускалась аж до 1992 года.
Причинами неудач называют низкую надежность джойстиков, несовместимость с Atari 2600, специфический адаптер для подключения к телевизору (там был специальный внешний блок, в который подключалась антенна, блок питания и кабель от консоли, в более поздней версии от такой схемы отказались), а также нежелание Atari как-то мотивировать создателей игр для этой платформы.
Есть много эмуляторов этой платформы, я использовал для демонстрации MAME.
Живая консоль тоже работает, но картинка через RF выход ниже среднего. Возможно, попробую добавить в консоль композитный видеовыход.
Реклама Atari 5200;)
Благодарю за внимание, еще много интересный железок в моих instagram и на facebook.
P.S. к сожалению, на geektimes нет голосовалки, но все же хочу спросить, о чем написать следующий обзор? Варианты:
1. Sinclair QL
2. Sega CD + Sega 32x
3. Silicon Graphics O2
4. КГ/АМ, не надо ничего писать))