История ядерного разоружения

22 января вступил в силу международный договор о запрете ядерного оружия. Вступивший в должность за пару дней до этого 46-й президент США Джо Байден первым же вопросом внешней политики сделал продление договора СНВ-3 о ядерном разоружении с Россией, который был стремительно согласован, подписан и вступил в действие за несколько дней.

В этой статье я попытался рассказать основные этапы 70-летней истории ядерного разоружения, ее ключевые события и их значимость для всего мира, включая два описанных выше. У кого и сколько этого оружия, кто от него отказался, а кто получил его, и что им за это было. Кто из деятелей ядерного разоружения получил Нобелевские премии мира (их много!), а кому пришлось заплатить высокую цену за вхождение в атомный клуб избранных. Как на нас сегодня сказываются испытания ядерного оружия в 1960-е и где в Европе размещено американское ядерное оружие. В конце концов стал мир опаснее или нет, вооружаемся мы или разоружаемся и насколько вероятна ядерная война? Вот с этим всем я и попытался разобраться.

По традиции я сделал видеоверсию этой статьи для своего youtube-канала о радиации (кстати, подписывайтесь на него!). Пока выложил первую часть из трех. Продолжение следует.

Договор о запрещении ядерного оружия

С самого начала атомной эры ядерное нераспространение и разоружение были официально признаны всеми государствами в качестве важнейших задач. Самая первая резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 1946 года, призывала к ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. И это тогда, когда ядерное оружие было только у США и всего через полгода после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Сейчас, как мы знаем, приняты конвенции, хоть и не все страны к ним присоединились, о запрете химического, биологического оружия, противопехотных мин, кассетных боеприпасов и прочих видов оружия массового поражения. Но с ядерным оружием, одним из самых разрушительных, все оказалось сложнее.

Международный договор о запрещении ядерного оружия (Treaty on the prohibition of nuclear weapons) был одобрен на Генеральной Ассамблее ООН летом 2017 года голосами 122 государств. На текущий момент его подписали 86 стран. Вступить в силу он должен через 90 дней после того, как его ратифицирует 50 государств. Осенью прошлого года Гондурас стал 50-й ратифицировавшей его страной, поэтому дата вступления в силу и пришлась на 22 января этого года. Договор запрещает разработку, обладание и даже просто размещение у себя на территории чужого ядерного оружия.

Однако действие договора распространяется только на подписавшие и ратифицировавшие его страны. Поэтому на самом деле мало что в мире изменилось. Среди подписантов нет ни одной страны, обладающей ядерным оружием. Всего таких стран девять: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея. Нет среди подписантов и Ирана, который может создать оружие в ближайшие годы. Нет среди них и пяти стран-членов НАТО, на территории которых сейчас размещено ядерное оружие США (Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Турция). Полный же список подписавших договор стран можно посмотреть тут. Большинство из них уже ввели запрет на ядерное оружие у себя другими договорами и соглашениями.

Ядерные арсеналы стран мира. Инфографика ICAN по данным SIPRI от 2020 года.Ядерные арсеналы стран мира. Инфографика ICAN по данным SIPRI от 2020 года.

Тем не менее, договор имеет важное общественное и символическое значение. В конце 2017 года, через несколько месяцев после принятия Договора на конференции ООН, международная организация ICAN — Международная кампания по ликвидации ядерного оружия, которая продвигала идею этого договора около 10 лет, получила Нобелевскую премию мира.

Интересно, что кампании ICAN зародилась в Австралии в 2007 году от коллаборации двух организаций — австралийской Медицинской ассоциации по предотвращению войны (MAPW) и международной организация «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (IPPNW). Последняя была создана еще в 1980 г. группой медиков из США и СССР, и в 1985 году она тоже получала Нобелевскую премию мира за свой вклад в дело осознания обществом катастрофических последствий ядерной войны. Именно тогда, в середине 1980-х, ядерные арсеналы стран мира были максимальными за всю историю.

Фото представителей организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», получившие Нобелевскую премию мира  1985 года. Третий слева - академик РАН Леонид Андреевич Ильин, долгие годы директор медицинского центра им.Бурназяна, где лечили всех советских/российских пострадавших от лучевых поражений, в том числе чернобыльцев.Фото представителей организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», получившие Нобелевскую премию мира 1985 года. Третий слева — академик РАН Леонид Андреевич Ильин, долгие годы директор медицинского центра им.Бурназяна, где лечили всех советских/российских пострадавших от лучевых поражений, в том числе чернобыльцев.

На фото выше представители организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», получившие Нобелевскую премию мира 1985 года. Третий слева — академик РАН Леонид Андреевич Ильин, долгие годы директор медицинского центра им. Бурназяна, где лечили всех советских и российских пострадавших от лучевых поражений, в том числе чернобыльцев. Так что люди, выступавшие против ядерной войны, прекрасно понимали ее последствия.

Большинство же стран-обладателей ядерного оружия не подписали договор, а некоторые даже выступили с его критикой за нереалистичные и завышенные ожидания (Россия), или аргументировали это тем что предпочитают иные способы решения вопроса ядерного разоружения (Германия). Но надо отметить интересный нюанс Германии, где принят отказ от мирной атомной энергетики, но при этом размещено ядерное оружие США несмотря на то что общество, судя по опросам, против этого.

Тем не менее, как мы увидим ниже, в чем-то критики правы, поскольку современная система ядерного сдерживания держится совсем на других договоренностях и в большей степени зависит от успехов двусторонних переговоров. Кроме того, договор частично дублирует те договоренности, которые в мире уже существуют. Давайте посмотрим на то какие сейчас существуют договоры в области ядерных ограничений, в том числе те, к которым ядерные державы присоединились и которые они соблюдают.

Договоры об ограничении испытаний ядерного оружия

В первое же десятилетия ядерной гонки вооружений стало понятно, что это опасный пусть, не имеющий ограничений рационального характера. В 1953-м президент США Эйзенхауэр выступил в ООН со знаменитой речью «Атом для мира» (ссылка на полный текст на русском), призвав ядерные державы отказаться от бессмысленной атомной гонки вооружений и сделать доступным мирное использование атомной энергии всеми желающими странами — в энергетике, медицине, сельском хозяйстве и т.д. Для понимания контекста важно отметить, что спустя полгода в СССР запустят первую в мире АЭС, а через 4 года будет создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), занимающееся при ООН вопросами мирного использования энергии атома.

Одним из первых международных договоров в области ядерного сдерживания стал Московский договор, или Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (ДЗЯИ) 1963 года. Идея такого договора возникала еще в середине 1950-х. В 1954 году премьер-министр Индии Джавахарлал Неру стал первым государственным деятелем, который призвал к соглашению о прекращении ядерных испытаний.

Обсуждение возможного договора о частичном запрете испытаний началось в 1958-м. В следующие два года США, СССР и Великобритания даже добровольно соблюдали мораторий и не провели ни одного ядерного испытания (см. график ниже). Но потом отношения обострились. В 1962 году разразился Карибский кризис, впервые так близко поставивший мир на грань ядерной катастрофы. В том же 1962-м году было проведено самое большое количество ядерных испытаний за всю историю — 178. Ведь испытания были не только частью процесса создания и совершенствования ядерного оружия, но и актами демонстрации и устрашения. За год до того СССР взорвали самую мощную из когда-либо испытанных водородных бомб — «Царь-бомбу» мощностью 50 Мт.

Испытания ядерного оружия по годам. Диаграмма автора по данным Arms Control AssociationИспытания ядерного оружия по годам. Диаграмма автора по данным Arms Control Association

Однако задолго до того как ученые забеспокоились о влиянии человечества на климат планеты, их волнения были связаны с ядерными испытаниями. Испытания ядерного оружия наносят ощутимый ущерб окружающей среде. Причем в глобальном плане. В 1950-е стало понятно, что выбросы радиоактивных веществ при ядерных взрывах, особенно воздушных, приводят к подъему радионуклидов в стратосферу и дальнейшему их рассеиванию практически по всей планете, но особенно в северном полушарии, где было большинство испытаний.

Результаты этого загрязнения в виде средне и долгоживущих изотопов цезия, стронция и даже плутония можно обнаружить в любом городе России при наличии достаточно чувствительных приборов (проверено лично). Суммарно же выбросы радиоактивных веществ в результате 520 воздушных ядерных испытаний (четверть от всех испытаний, которых к 2020-му было проведено 2056 штук) общей мощностью более 400 Мт тротилового эквивалента превышали суммарные выбросы в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

За счет глобальных выпадения мы ежегодно получаем дозу около 5 мкЗв, что больше, чем от выбросов всех действующих АЭС России. Это составляет примерно 0,13% от средней суммарной дозы облучения жителя России от всех источников — 3980 мкЗв. Но вот в начале 1960-х, за счет высокой концентрации в атмосфере угрлерода-14 (см график ниже), последствия испытаний ядерного оружия давали в сотни раз больший вклад в среднюю дозу, суммарно до 7% от нее (ист. 1, ист. 2).

Доля изотопа углерод-14 в атмосфере после ядерных испытаний. Инфографика переведена автором. Источник - Википедия.Доля изотопа углерод-14 в атмосфере после ядерных испытаний. Инфографика переведена автором. Источник — Википедия.

Так что помимо соображений обуздания ядерной гонки вооружений, к соглашению о сокращении ядерных испытаний правительства ядерных держав подталкивали и соображения экологического характера. Немного отступая скажу что помимо испытаний, ядерное оружие внесло свой вклад в загрязнение окружающей среды и за счет сбросов и выбросов ядерных комбинатов и заводов по производству ядерных материалов, ветшания и вывода из эксплуатации подводных лодок и баз их обслуживания, аварий на всех этих объектах и прочей ядерной инфраструктуре. Об этом я частично писал в других своих статьях, например в статье «Озера с радиоактивными отходами на территории России и опыт их ликвидации», в «Промышленные уран-графитовые реакторы для наработки плутония» или в «Японский ядерный могильник в Приморье или место утилизации АПЛ Тихоокеанского флота». Так что в экологическом плане ядерное оружие нанесло больше ущерба тем странам, которые его создавали, чем тем, против которых оно создавалось.

В результате после кризисов и обострения ситуации в начале 1960-х наступила разрядка, и 5 августа 1963 года в Москве состоялась церемония подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (ДЗЯИ) (полный текст на русском) между США, СССР и Великобританией. С тех пор испытания эти страны проводили, но уже только под землей. Это позволило продолжить совершенствование ядерного оружия усмирив противников договора со стороны «ястребов», но уже с гораздо меньшим воздействием на окружающую среду.

Соотношение атмосферных и подземных испытаний ядерного оружия по странам. Источник - https://www.armscontrol.org/factsheets/nucleartesttallyСоотношение атмосферных и подземных испытаний ядерного оружия по странам. Источник — https://www.armscontrol.org/factsheets/nucleartesttally

Позже к договору присоединились более 125 стран. Из нынешних ядерных держав, помимо США, СССР/России и Великобритании его подписали Индия (1963 г), Израиль (1964 г) и Пакистан (1988 г). Последним трем участие в этом договоре не помешало получить собственное оружие. Индия и Пакистан без нарушения договора даже провели его подземные испытания в 1974 и 1998 годах соответственно. Франция и Китай этот договор не подписали, проведя свои последние атмосферные испытания в 1974 и 1980 годах, соответственно. Но в 1996 году они присоединились к расширенной версии договора.

8df2cb7a7be8c4d50375ff77d6258308.jpg

Церемония подписания Московского договора госсекретарем США и министрами иностранных дел Великобритании и СССР 5 августа 1963 года. Договор вступил в силу в октябре того же года после его подписания Кеннеди и Хрущевым.

В 1996 году на сессии ООН был принят расширенный договор о всеобъемлющем запрете на ядерные испытания (ДВЗЯИ или CTBT), т.е. о запрете любых ядерных испытаний, даже под землей. Полный текст ДВЗЯИ на русском доступен тут.

Договор подписали 185 стран, из которых 169 его уже ратифицировали. В том числе три обладателя ядерного оружия: Франция, Россия и Великобритания. Франция даже стала единственно страной, которая ликвидировала свой ядерный полигон. Но для вступления договора в силу его должны ратифицировать 44 конкретных страны-обладателя ядерных технологий. Из них восемь этого не сделали: Китай, Египет, Индия, Иран, Израиль, Северная Корея, Пакистан и США. А Индия, Северная Корея и Пакистан его даже не подписали.

Тем не менее, по факту этот договор добровольно выполняется его участниками. Еще до его согласования, в 1990-м, Россия предложила ввести моратория на испытания ядерного оружия и его поддержали США и Великобритания. Россия последний раз провела ядерные испытания в 1990 г., Великобритания в 1991 г, США в 1992, Франция и Китай в 1996 г, перед подписанием. Индия и Пакистан договор не подписали, и в 1998 году по два раза провели подземные испытания на фоне обострения отношений между собой. Единственная страна, которая проводила ядерные испытания в XXI веке — это Северная Корея. С 2006 по 2017 годы они провели 6 подземных ядерных взрывов.

Еще одно важное последствие этого договора ДВЗЯИ — создание подготовительной организации по выполнению договора (Comprehensive Nuclear-Test-Ban Treaty Organization — CTBTO) и сети мониторинга ядерных испытаний из более 300 сейсмических, гидроакустических и радиационных станций и лабораторий по всему миру. Собственно, они и фиксировали те 10 испытаний, которые были проведены в трех странах после 1996 года. Помимо контроля за испытаниями сеть мониторинга используется и в научных и прикладных целях, например, предупреждая о землетрясениях и цунами. CTBTO и ее сеть мониторинга фиксировали и проводили анализ выброса после аварии и радиационного инцидента в Неноксе в 2019 году.

Как работает их система можно посмотреть в этом ролике:

Договор о нераспространении ядерного оружия и МАГАТЭ

Другой важный действующий многосторонний договор — Договор о нераспространении ядерного оружия — ДНЯО (Non-Proliferation Treaty). Он был разработал и одобрен ООН вскоре за Договором о запрещении испытаний (ДЗЯО), в 1968 году. Вступил в силу в 1970-м.

Суть договора выражена в названии — он призван способствовать тому, чтобы число стран, обладающих ядерным оружием, не увеличивалось. Те, у кого оно есть, обязуются не передавать его третьим странам и не помогать им его создать, а те, у кого нет — не пытаться его создать. К обладателям ядерного оружия договор причисляет тех, кто создал его до 1 января 1967 года. Это пять стран: США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. Причем, Франция и Китай договор подписали лишь спустя 22 года, в 1992. На текущий момент ДНЯО подписали более 170 стран. Но ядерное оружие вопреки усилиям этого договора с тех пор заполучили еще 4 страны — Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея, которые не подписали договор.

На первый взгляд может показаться, что это несколько лицемерный договор, пытающийся закрепить статус-кво и обеспечить ядерным державам превосходство, не дав другим неядерным странам подняться на их уровень и создать свою атомную бомбу. Судя по результатам, некоторые страны так его и восприняли. Однако если посмотреть глубже, то определенная логика в этом договоре есть.

Все участники договора признают, как это отмечается и в других упоминаемых ранее договорах, что ядерное оружие — это угроза человечеству, и необходимо всячески способствовать ядерному разоружению и сокращению ядерных арсеналов мира. И имеющие ядерное оружие реально сокращают арсеналы, как мы еще увидим ниже, так что это не просто красивые слова. Те же у кого оружия нет разделяют этот взгляд на него и не пытаются его создать, тем более что для многих это и так неподъемная и дорогая задача.

К тому же для добровольно отказывающихся от ядерного оружия стран предусмотрены определенные плюшки. Во-первых, дополнение к договору от 19 июня 1968 года гарантирует его участникам безопасность и защиту со стороны подписавших договор ядерных держав (США, СССР и Великобритания) в случае, если они подвергнутся ядерному нападению со стороны третьих стран. Этот пункт призван снизить риск ядерного конфликта и мотивацию желающих получить ядерное оружие, и тем более его применять. Кроме этого договора, США и СССР прикрывали «ядерным зонтиком» своих союзников, что для многих снимало необходимость делать свою бомбу. До сих пор в военные союзы с ядерными державами (НАТО и ОДКБ) входит 27 стран, не считая самих ядерных держав.

Во-вторых, договор закрепляет за всеми участниками право на мирное использование атомной энергии и получение всех благ ядерных технологий, и гарантирует, что отказавшиеся от идеи создания ядерного оружия страны получат в этом помощь со стороны ядерных держав. В некотором смысле это развитие идеи, высказанной Эйзенхауэром в 1953 году в своей речи «Атом для мира». В рамках Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) страны-участники могут получить доступ к результатам исследований, научной и технической информации, опыту применения мирного атома, получать техническую помощь, материалы и оборудование. Участники имеют право пользоваться международной системой ядерной информации ИНИС, содержащей более 500 тыс. текстов. Ядерные державы, в т.ч. Россия, тоже пользуются информацией МАГАТЭ. Например, нормы радиационной безопасности и многие другие нормативные документы базируются на обобщенных докладах и рекомендациях МАГАТЭ. МАГАТЭ же обеспечивает контроль за тем, чтобы эти знания и материалы не использовались участниками для создания оружия.

Такой подход дал свои результаты. Действительно, атомная энергетика сегодня есть в 31 стране, из которых ядерное оружие есть лишь у 7. И эти страны подвергаются инспекциям МАГАТЭ по контролю за режимом нераспространения. Использование ядерных технологий в науке, медицине, сельском хозяйстве, охране окружающей среды, промышленных технологиях, технологиях безопасности и других направлениях теперь доступно более чем 170 странам, для которых МАГАТЭ в рамках технического сотрудничества сейчас ведет более 850 проектов.

Впрочем, нельзя сказать что этот договор полностью выполняет свое предназначение. Как я уже писал, 4 страны, несмотря на ДНЯО, получили ядерное оружие. Но не без проблем для себя.

Некоторые исключения — Израиль, Северная Корея, Индия, Пакистан и Иран

Израиль официально официально не подтверждает и не опровергает наличие у себя ядерного оружия, а мирной атомной энергетики не имеет. При этом активно борется с попытками получить атомное оружие у недружелюбно настроенных к нему соседей. В частности, в 2007 году ВВС Израиля разбомбили строящийся ядерный реактор в Сирии. А в Иране в ходе спецопераций и покушений периодически погибают видные участники ядерной программы, в чем тоже обвиняют Израиль.

Северная Корея сотрудничала с МАГАТЭ с 1974 и присоединилась к ДНЯО в 1985 году. Ее ядерная программа 1970-х годов включала строительство исследовательских реакторов и планы по строительству нескольких АЭС с помощью СССР. Однако при этом корейцы тайно сотрудничали с Китаем по военным программам. В 1992–1993 инспекции МАГАТЭ заподозрили КНДР в производстве материалов для ядерного оружия, разразился скандал. Несмотря на некоторые успехи в переговорах по улаживанию ситуации с администрацией Клинтона в 1990-е и шестисторонние переговоры в 2000-е, Северная Корея вышла из МАГАТЭ в 1994, из ДНЯО в 2003, создала ядерное оружие и провела 6 испытаний с 2006 г. При этом термин «страна-изгой» — это практически определение нынешней Северной Кореи. Попытки Трампа с наскока решить вопрос с КНДР угрозами и серией исторических встречи с Ким Чен Ыном в 2018 году окончились провалом. Судя по всему, поиск решения корейского вопроса быстрым не будет.

Историческая встреча президента США Дональда Трампа и Ким Чен Ына в 2018 г. Историческая встреча президента США Дональда Трампа и Ким Чен Ына в 2018 г.

Индия и Пакистан, два антагониста в своем регионе, между которыми было минимум три войны, обзавелись ядерным оружием в обход всех международных договоров, в которых они не участвовали. Индия в 1974-м, Пакистан в 1998-м. При этом в отличие от КНДР странами-изгоями они не стали — большая включенность в мировую экономику, относительно демократические режимы, понятные проблемы не направленные вовне — все это делает их куда более предсказуемыми партнерами. Но санкций они не избежали.

При этом Индия полномасштабно развивала свою атомную энергетику, даже в обход МАГАТЭ. В 60-х ей помогали сначала США, а затем Канада, строя свои реакторы CANDU. Но после испытания индийской атомной бомбы в 1974 году сотрудничество прекратилось. После индийского прецедента ядерные державы создали объединение — группу ядерных поставщиков (ГЯП). Поначалу в нее входили Канада, ФРГ, Франция, Япония, СССР, Великобритания и США, а сейчас в нее входят 48 стран. Эти основные поставщики технологий, материалов и оборудования в атомной сфере договорились не поставлять их в те страны, которые не поставили свои ядерные объекты под контроль МАГАТЭ. Поэтому создание атомной бомбы Индией закрыло для нее возможности в иностранной помощи с развитием своего мирного атома.

Индия пошла своим путем в атомной энергетике, что сделало его весьма непохожим на другие. Из-за ограниченности собственных запасов урана, Индия сделала ставку на реакторы на тяжелой воде (как и CANDU) собственного производства, которые не требуют обогащения топлива и могут работать на природном уране, на строительство быстрых реакторов-размножителей (сейчас долго и мучительно строится первый из них) и исследования возможностей ториевого топливного цикла. В 2009-м Индия восстановила отношения с МАГАТЭ, предоставив для инспекций доступ к 14 из 22 ядерных реакторов. Это открыло возможности для поставок ГЯП и дало Индии доступ к мировому ядерному рынку. В 2013 и 2016 Россия построила и сдала в эксплуатацию два энергоблока индийской АЭС Куданкулам, сейчас строит 3-й и 4-й блоки, и есть договоренность о строительстве 5-го и 6-го блоков и еще одной АЭС на другой площадке. Индия планирует утроить мощности АЭС за 10 лет и без иностранной помощи тут не справиться.

Первая очередь АЭС Куданкулам в Индии, построенная РосатомомПервая очередь АЭС Куданкулам в Индии, построенная Росатомом

Пакистан после очередного поражения в войне с Индией в 1971-м году тоже занялся своей ядерной программой. Свою бомбу они испытали в 1998 году. В том году они с Индией устроили по два показательных подземных ядерных взрыва. При этом гораздо более скромная атомная энергетика Пакистана представлена двумя АЭС с одним стареньким CANDU 1971-го года и четырьмя китайскими реакторами CNP-300 мощностью по 300 МВт. Сейчас Китай строит там два своих флагманских энергоблока с реакторами Hualong One поколения III мощностью по 1000 МВт под гарантиями МАГАТЭ, и планирует еще три. Так что Пакистан стал для Китая первым полигоном для экспорта АЭС собственного дизайна. При этом Пакистан готов подписать договор о нераспространении и договор о запрете испытаний, если их подпишет Индия. Но Индия не особо на это идет, видя главную атомную угрозу даже не в Пакистане, а в Китае, который за ним стоит. Собственно, в ответ на появления ядерного оружия у Китая Индия и начала создавать свое.

Отдельно стоит сказать пару слов о ситуации с Ираном, который вполне может стать 10-м обладателем ядерного оружия. Эта страна имеет мощности для обогащения урана, исследовательские реакторы и научные кадры, т.е. Иран вполне обладает всем необходимым для создания ядерного оружия. Вопрос лишь во времени и политической воле. Но Иран заявляет что намерен развивать лишь мирное использование атомной энергии. Он подписал и договор о запрете испытаний, и о нераспространении, и частично сотрудничает с МАГАТЭ. Кроме того, в 2011 году Россия построила в Иране первую в стране АЭС (Бушер), и сейчас строит второй ее блок. АЭС работает под надзором МАГАТЭ — топливо туда завозится из России и должно вывозиться обратно в целях сохранения режима нераспространения.

Однако отношения в регионе мягко говоря непростые. Иран давно под санкциями США и ЕС, и там и без ядерных вопросов полно поводов для недоверия и конфликтов. В 2003–2004 Иран начинают подозревать в работе по созданию ядерного оружия, возникают сложности с инспекциями МАГАТЭ и обвинения Ирана в том что он нарушает соглашения договора о нераспространении. С тех пор идут почти безуспешные переговоры о том как обеспечить хоть какой-то вариант взаимодействия и контроля. Но в 2015 году удается заключить так называемую Иранскую сделку, или Совместный всеобъемлющий плана действий (СВПД) между Ираном и шестеркой стран — США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией.

Этот план подразумевает, что с Ирана постепенно будут снимать санкции, а он в обмен обеспечит инспекторам МАГАТЭ доступ к ядерным объектам, контроль за своей ядерной программой, и ограничит обогащение урана лишь до низкого уровня — не более 3,7%. И все бы хорошо, но в 2018 году Трамп в одностороннем порядке вывел США из сделки. С тех пор Иран тоже практически отказался от всех взятых на себя обязательств по этому соглашению, а недавно начал обогащение урана до 20%. Иран пока заявляет, что готов вернуться к соблюдению условий СВПД, если США и другие участники сделают то же самое. Так что остается надеяться на то, что новая администрация Байдена найдет подход и способ восстановить сделку.

В итоге, по данным ежегодного обзора мировых вооружений СИПРИ (доступен по ссылке на русском за 2020-й год), ядерные силы стран мира выглядят примерно так:

34cb1806f85648d67ad6e50552b98fdf.jpg

Но есть и успехи

Глядя на то как круг стан, обладающих ядерным оружием, медленно расширяется, может показаться, что усилия международных договоров не приносят нужных результатов. На самом деле это не так. Во-первых, видно, что решение получить ядерное оружие обходится режимам и странам довольно дорого. Если вы не сторонник идеи Чучхе, или не завязли в многолетнем конфликте в своем регионе, где ваш оппонент имеет ядерное оружие — то особых стимулов к его созданию у вас нет. Во-вторых, этот тезис вполне подтверждается тем фактом, что число стран, отказавшихся от идеи создания ядерного оружия, или даже от самого оружия, которое у них оказалось — гораздо больше. С 1945 года ядерное оружие получили 9 стран, но пытались его создать и в итоге отказались от этой идеи минимум 15. На текущий момент на грани создания ядерного оружия лишь Иран.

Данные из книги Стивена Пинкера Данные из книги Стивена Пинкера «Лучшее в нас», АНФ, 2020…

Кроме того, несколько стран получили ядерное оружие, но затем от него отказались. Первой такой страной стала ЮАР, имевшая ядерную программу и создавшая несколько атомных бомб. Но в 1989 они программу свернули, бомбы утилизировали, допустили инспекции МАГАТЭ, которые подтвердили из отказ от ядерного оружия в 1994-м. ЮАР присоединилась ко всем международным договорам и даже стала гарантирующим ядерным поставщиком. Ядерную программу ЮАР свернул президент страны Фредерик де Клерк, который годом позже освободил Нельсона Манделу. Вместе с Манделой в 1993 году он получил Нобелевскую премию мира.

Фредерик де Клерк (слева). Президент ЮАР, освободивший Нельсона Манделу (справа) и сделавший ЮАР первой в мире страной, отказавшейся от имеющегося у нее ядерного оружия. Фото: Википедия.Фредерик де Клерк (слева). Президент ЮАР, освободивший Нельсона Манделу (справа) и сделавший ЮАР первой в мире страной, отказавшейся от имеющегося у нее ядерного оружия. Фото: Википедия.

Но ближе к нам есть более масштабные примеры. В 1991-м году в мире внезапно появились еще три ядерных державы. Около 30% советского ядерного арсенала после развала СССР оказалось на территории Украины, Белоруссии и Казахстана, сделав их третьей, четверной и восьмой по количеству ядерного оружия странами. Распад СССР был на самом деле был страшным кошмаром для всех, кто беспокоился о ядерном нераспространении — мало ли где парочка боеголовок «потеряется», мало ли у кого из новых государств какие планы возникнут. В смысле предсказуемого контроля за ядерным оружием президент США Буш-старший в те годы был главным союзником Горбачева в его попытках сохранить СССР.

К счастью, новые ядерные страны были готовы отказаться от свалившейся на них «радости». В США в 1991 году срочно была принята программа Нанна-Лугара по снижению угроз от оружия массового поражения, возникших при развале СССР. В рамках программы России и странам СНГ оказывалась помощь по вывозу ядерного оружия в Россию и по его утилизации, по уничтожению пусковых установок, социальной помощи бывшим военным и обеспечения мирной работой ядерных специалистов, чтобы они не разбежались по третьим странам. Одновременно в США тоже утилизировали эквивалентную часть ядерного арсенала для сохранения паритета в рамках договора СНВ-I, о котором чуть ниже.

Отдельная история касалась Украины. После развала СССР она внезапно стала обладательницей третьего по величине ядерного арсенала мира, превосходя по числу боеголовок Китай, Францию и Великобританию вместе взятые. При этом у нее были определенные сомнения по поводу будущего своего ядерного статуса. В результате в 1994 году лидерами Украины, России, США и Великобритании был подписан Будапештский меморандум, гарантировавший безопасность и территориальную целостность независимой Украины в обмен на ее отказ от ядерного оружия и присоединение в договору о нераспространении ядерного оружия (присоединилась в тот же год). К сожалению, ровно через 20 лет, в 2014 году, территориальная целостность Украины все же была нарушена, как и обязательства от всех участников никогда не применять по отношению нее никакие вооружения. Однако договор о нераспространении гарантирует защиту Украины со стороны ядерных держав лишь в случае ядерного нападения на нее…

Подписание Будапештского меморандума 5 декабря 1994 года.Подписание Будапештского меморандума 5 декабря 1994 года.

Безъядерные зоны

Безъядерная зона — это определенный регион, в котором страны обязуются не производить, не приобретать, не проводить испытания или не обладать ядерным оружием. Почти за полвека до вступления в силу договора о запрете ядерного оружия в этом году, на земле стали появляться территории. На сегодняшний день существуют 5 таких зон, 4 из которых охватывают все южное полушарие. К таким зонам относятся территории 114 стран, в которых проживает около 40% населения земли, а так же Антарктида, космическое пространство и часть морского дна. Список регионов и договоров о создании безъядерных зон с годами их вступления в силу:

  • Договор Тлателолко, 1969 год. Касается 33 стран латинской Америки и Карибского бассейна. Это первый из подобных договоров. Он возник как реакция на Карибский кризис 1962 года со стороны неядерных государств. Ключевую роль в разработке и продвижении договора сыграл министр иностранных дел Мексики Альфонсо Гарсия Роблес, за что в 1982 году году он получил Нобелевскую премию мира. (одна из первых нобелевок за ядерное разоружение)

  • Договор Раротонга, 1986 год. Включает 13 стран Южно-Тихоокеанского региона.

  • Бангкокский договор, 1997 год. Включает 10 стран Юго-Восточной Азии.

  • Семипалатинский договор, 2009 год. Включает Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению. Первая безъядерная зона в Северном полушарии.

  • Пелиндабский Договор, 2009. Почти вся Африка — 53 страны континента.

Источник - https://www.futurepolicy.org/wp-content/uploads/2015/01/Chapter-6.pdfИсточник — https://www.futurepolicy.org/wp-content/uploads/2015/01/Chapter-6.pdf

Кроме того, ядерные державы вместе с неядерными договорились о безъядерном статусе ряда пространств, не относящихся к 

© Habrahabr.ru