История 8-битного ПК Amstrad CPC464. Часть вторая
Первая часть посвящена в большей степени создателю CPC Майклу Шугару, и лишь немного — самому компьютеру. Но для того, чтобы понять, почему именно таким получился третий по популярности ПК в Англии, ее стоит прочитать.
В моем комментарии к первой публикации есть ссылки на большой архив FTP с видео, музыкой и фотографиями изделий Amstrad.
В 1984 году часть производителей домашних микрокомпьютеров прекратили свое существование. В том числе — Dragon Data (с августа 1982 до июня 1984 было продано около 200 000 машин) и Torch, которые выкупила Acorn.
Компании банкротились из-за отсутствия игр и другого ПО, а так же зачастую — более скромной графики, отсутствия звука или невозможности применения в качестве офисной машины.
Dragon 32 и Dragon 64 (32 и 64 КБ соответственно)
К октябрю Синклер выпустил новую версию Spectrum с улучшенной клавиатурой и дизайном, более похожим на компьютер, а не «беременный калькулятор». Это был ответ, в том числе, на внешний вид CPC (разработка ZX Spectrum+ «случайно» началась в том же месяце, когда был выпущен ПК Amstrad).
ZX_Spectrum+
Первоначально целью Amstrad было продать хотя бы 10 000 машин, которые они произвели на тот момент. Но к концу 1984 года розничными магазинами было продано 200 000 машин (пик продаж микрокомпьютеров приходился на Рождество). Однако, спрос на домашние ПК падал, и только 1 350 000 изделий было продано из 1 700 000, которые находились на складах производителей.
Фактически, начало 1985 стало «концом» бума 8-битных машин в Англии (который только начинался в Европе, а нам такое счастье даже еще и не снилось). Но Шугар не был бы Шугаром без очередной хитрости: им уже были разведаны экспортные возможности стран Европы.
Чуть ранее Марион Ваннье (руководитель французского подразделения Амстрад) убедила Шугара, что готова продавать домашние ПК, используя тот же агрессивный маркетинг, который использовался в Соединенном Королевстве.
Марион Ваннье
К марту 1985 года было продано около 30 000 CPC464. Ради справедливости отмечу, что во Франции тогда и рынка-то «народных» компьютеров не было.
Реклама CPC464 во Франции
В Испании Хосе Домингос (Indescomp, производитель софта и оборудования, Мадрид) так же «подбивал клинья» и хотел стать авторизованным дистрибьютором. В Испании была похожая с Францией ситуация, и по той же причине мы знаем массу игр для Спекки на испанском, а слова «arriba», «abajo», «izquierda», «derecha» и «fuego» у многих врезались в память, как отпечатки курсорных стрелок в подушечки пальцев.
Хосе пробрался в офис Амстрад, и подарил несколько игр, чтобы обеспечить себе расположение. Взамен на возможность продавать его компьютер в Испании, Шугар предложил Indescomp разработать для CPC еще 10 игр. К концу года было продано более 50 000 машин. Так началось победное шествие Амтрад в Европе.
Дело даже дошло до абсурда: испанское правительство попыталось ввести налог на ввоз машин с памятью 64КБ и меньше, чтобы поддержать местных производителей типа Eurohard (которая не так давно приобрела права на уже устаревшие машины Dragon).
Шугар и здесь смог перехитрить реальность: Амстрад просто вставили в машину дополнительные фиктивные 8КБ, переименовали компьютер в CPC472 и сделали вид, что дополнительную память потребляет новый интерпретатор Бейсика Locomotive 1.1. На самом деле, этот элемент даже использовать было невозможно.
Комплект Amstrad CPC472
В Германии CPC появился под маркой Schneider (обзор на Хабре). В 1983–1984 экспорт составлял 13% оборота Амстрад, а к концу 1985 года увеличился до 53%. Но не только это помогло сохранить доходы и репутацию Амстрад.
CPC464 благодаря действиям Шугара воспринимался, как заслуживающий доверия компьютер с широкими возможностями, и стоял где-то на верхней границе 8-битной сцены, куда стремились перейти многие производители.
В 1985 году микропроцессоры заметно подешевели, но продукция Амстрад не спешила глобально ронять цену. Версия с монохромным монитором стоила 199 фунтов стерлингов вместо первоначальных 299 в апреле 1984.
Шугар купался в успехе. Склады были перенесены на завод Shoeburyness, а офисы — в девятиэтажную башню в Брентвуде (Эссекс).
Башня Шугара в БрентвудеВходи в офисное здание Amstrad
CPC захватила примерно 25% рынка домашних компьютеров, доминируя во Франции, и занимала третье место после ZX Spectrum и Commodore 64 в Англии.
По словам Шугара, доля рынка его не интересовала. Имела значение только чистая прибыль, за что некоторые считали его бездушной машиной.
Amsoft и поклонники CPC проделали огромную работу, но она оказалась не такой масштабной, какую сделало органичное развитие клубов фанатов того же Спекки. Популярность машины обеспечивала поддержку разработчиков, которые пытались «запрыгнуть в последний вагон», но из-за сходства с ZX Spectrum многие игры были тупыми и плохо скопированными портами. В итоге эти поделки не использовали преимущества «железа», а некоторые даже работали медленнее.
Как отличить качественный порт от плохого? Хороший будет выглядеть, как игра на Commodore 64 благодаря богатой палитре в 16 цветов из 27, а работать быстрее Спектрума за счет нового и более совершенного Z80.
Но даже на этой ранней стадии было несколько выдающихся игр, которые восхищали программистов и мотивировали их на создание новых игр. К сожалению, Шугар был склонен и здесь экономить, нанимая дешевых разработчиков, а не приглашая громкие имена.
Другой CPC
В том же 1985 Амстрад запустила в производство несколько новых проектов. Первый был выпущен в апреле — CPC664. По сути, это был тот же 464, но с дисководом и AMSDOS или CP/M 2.2, предназначенный для офисных задач.
К сожалению, объем памяти для офиса был маловат, а дизайн казался громоздким. Несколько месяцев спустя эту модель заменили на 6128.
CPC6128Клавиатура 6128
664-х было продано около 70 000. Естественно, покупатели были жутко недовольны, что машина сразу после покупки устарела, хотя это и не было преднамеренно со стороны Амстрад.
В связи с быстрым падением цен не только на процессоры, но и на оперативную память, Амстрад решила заняться разработкой улучшенной версии, которая увидела свет в августе. Появилась робкая надежда оказать влияние на рынок США. В большинстве штатов, где была популярна IBM, модель успехом не пользовалась, но была благосклонно принята в Европе.
Благодарая функционалу и привлекательной цене 299 фунтов стерлингов за монохромный монитор в комплекте и 399 — за цветной, журнал Which Magazine присудил компьютеру награду «лучшая покупка». В результате новая машина Амстрад стала популярной на быстро растущем французском рынке. Плюс примерно в это же время было издано несколько впечатляющих графикой и звуком игр.
Pirates! от Microprose Software (1987)Get Dexter! (1986)
Другой машиной, представленной в тот же период, была CPW8256 для работы с текстовыми документами. Примечательна шокирующе низкая цена — всего 399 фунтов стерлингов, что было дешевле, чем большинство пишущих машинок.
Комплект CPW8256Фото из журнала Amstrad Magazine
Кое-кто с пренебрежением относился к устаревшему Z80 и трехдюймовым FDD, но предприятиям было плевать, т.к. встроенный текстовый процессор от Locomotive обладал всеми нужными функциями. CPW8256 стала простой в использовании машиной с подключаемым принтером, идеально подходящей для использования секретарем в любом бизнесе, для которого была важна цена (в 10 раз ниже IBM).
Принтер для CPW8256
Компания снова дала рынку именно то, что требовалось. Репутация Амстрад была снова подтверждена, а образ «водителя грузовика и его жены» (см. часть первую) был замещен на «человека малого бизнеса или профессионального специалиста, работающего из дома». В Америке журнал Byte описал компьютер, как наиболее недорогой и соответствующий требованиям к домашнему ПК. С хорошей клавиатурой, FDD, CP/M и возможностью работать с 80-колоночным редактором текста.
1985 и 1986 стали золотыми для Амстрад. Прибыль почти утроилась с 10 миллионов фунтов стерлингов до 27,5, а собственное состояние Шугара увеличилось до 188 миллионов.
В мае 1986 года Шугар сократил свою долю в компании до 45,4%, получив 25 миллионов фунтов стерлингов взамен. На вопрос об уменьшении своей доли, Шугар ответил, что решил развивать свои интересы за пределами предприятия. Нет, он не собирается строить электромобили (привет Синклеру и его Sinclair C5) или создавать новую компанию, и основное внимание будет так же уделено Амстрад.
В январе Синклер запустил ZX Spectrum 128k в Англии за 179,95 фунтов стерлингов. Компания по-прежнему занимала 40% рынка домашних ПК, и их машина превосходила по объему памяти конкурентов. Однако, в бизнесе Синклера не все было гладко. Об этом во время поездки в Гонконг Шугара проинформировал Диксон (Dixons), у которого были сведения о том, что Клайв собирается распродать свои запасы оборудования, и возможно, свой бизнес.
Диксон сам обдумывал покупку, но не хотел рисковать. Шугар прикинул, что может откусить огромную долю рынка с помощью самого популярного в Англии бренда. После возвращения из Гонконга он попросил своих инженеров подумать, возможно ли снизить стоимость новой модели Спектрума.
После сложных переговоров с Синклером и его кредиторами в апреле 1986 года, были окончательно согласованы выгодные условия.
Стоимость сделки составила 5 миллионов фунтов стерлингов вместе с интеллектуальной собственностью. Шугар также выкупил акции у кредиторов за 11 миллионов, и за несколько месяцев выпустила Spectrum +2. Это была удешевленная версия 128k со встроенным магнитофоном.
Свои затраты Амстрад возместила в течение года.
Фото Шугара с новой моделью ZX Spectrum +2
Частично быстрому успеху способствовало то, что Амстрад по счастливой случайности наняла одного из первых дизайнеров Спектрума — Ричарда Альтвассера.
Теперь Амстрад претендовала на 60% рынка домашних ПК в Европе. Учитывая, что во Франции, Германии, Испании и ряде других стран прошло всего два года с момента начала 8-битного бума, это было нереальным достижением.
А уже в сентябре 1986 года Амстрад вышла на рынок совместимых с IBM PC машин со своей разработкой PC1512.
Модели быстро продавались, что быстро привело к появлению множества похожих компьютеров от других производителей.
Тогда же в компании появился новый руководитель отдела рекламы Томас Пауэр, а с ним и целый отдел маркетинга. Как ни странно, но все эти годы Амстрад обходилась без собственного штата, силами Шугара и Малькома Миллера, директора по маркетингу.
Может казаться, что CPC был «задвинут» в результате покупки Спектрума и новых моделей, но это не так. ZX Spectrum позиционировался, как недорогая игровая машина, а CPC укрепился в качестве более профессиональной машины для офиса и дома. По этой причине Amsoft, которая создавала свои игры и портировала другие, была важной составляющей бренда.
И хотя Спекки тогда уже имел на борту звуковой сопроцессор, графика CPC приятно радовала глаз более яркой палитрой, чем даже у Commodore C64 при том же разрешении экрана.
Renegade на Amstrad CPC
В августе 1987 Спектрум +3 наконец-то получил 3» FDD. В это время линейка CPC переживала золотой век в играх.
Слегка заплесневелый Dizzy на CPC
В 1988 году Амстрад предприняла последнюю попытку обновить свою линейку совместимых с IBM PC компьютеров.
PC200 разработали так, чтобы он выглядел, как Atari ST или Amiga, но был совместим с PC.
Sinclair PC200Для сравнения ‒ Atari 1040ST
К сожалению, в то время IBM PC были не очень привлекательны для домашнего использования с точки зрения игр. Поэтому разработка Шугара не получила большой популярности.
Последний рывок
В 1990 году прибыль Амстрад достигла колоссальных 90 миллионов фунтов стерлингов. В том числе за счет расширения линейки аудио и электроники. Прошло уже 6 лет с момента появления CPC, и 16-битные машины типа Amiga 500 и Atari ST постепенно вытесняли 8-битные.
Машины Синклера были предоставлены сами себе, и все еще продавались в нижнем сегменте рынка, а поздние CPC стали больше похожи на Амига.
Amstrad 6128 Plus
Линейка получила название Plus с палитрой из 4096 цветов и одновременным использованием 32 на экране + 16 аппаратных спрайтов (готов рассказать в следующих статьях, что это, на примере того же Commodore C64) вместе с плавной пиксельной прокруткой.
Кассетная дека осталась, но ее установили глубже, в результате чего изменилась форма корпуса. Был добавлен порт картриджа для мгновенной загрузки игр и доступа к новым функциям через специальное ПО. Причина была в росте количества программ на картриджах и желании Амстрад сохранить совместимость с CPC.
Наряду с этим Амстрад попыталась выйти на рынок консолей и выпустила «космический корабль» GX4000. По сути, это был CPC с разъемом для ТВ, в корпусе приставки и по цене 99 фунтов стерлингов. Но, как и Commodore C64 Game System, она опоздала с выходом на рынок, который уже был заполнен японскими 8-битными консолями.
На картриджах было выпущено всего 26 игр, большая часть из которых были старыми кассетными играми CPC. Правда, я нашел 2 игры — Robocop II и Pang, которые очень круто смотрятся.
Игра Pang
За пару месяцев цена снизилась до 80 фунтов стерлингов, и в течение 8 месяцев консоль просто исчезла.
Amstrad GX4000
Plus так же не получил даже доли такой популярности, как CPC, и был снят с производства. А Амстрад постепенно переходила от производства компьютеров к разработке средств связи.
В 1993 году Амстрад снова сделал попытку выйти на рынок с помощью Sega, и создал Mega PC. Но это уже, как говорится, другая история.
Sega Mega PC
Мой любимый Спекки цеплялся за жизнь вплоть до 1992 года на благодатном нижнем сегменте рынка, где Commodore 64 продержался лишь чуть дольше — до закрытия компании в 1994 году.
За все время Амстрад продал около 3 000 000 CPC по всему миру, из них 650 000 в одной только Франции. Несомненно, это меньше 17 000 000 Commodore 64 или 5 000 000 ZX Spectrum. Но для компьютера, который изначально разрабатывался лишь для быстрого получения прибыли с планом продать хотя бы 100 000 машин — очень круто.
Тем, кто хочет посмотреть Amstrad CPC вживую, рекомендую посетить Яндекс Музей в Москве (м. Парк Культуры).
Буду благодарен за дополнения и исправления.