Истоки японского дизайна: Дзюнъити Накахара и его иллюстрации
Мы продолжаем серию статей про японских художников, дизайнеров и иллюстраторов, повлиявших как на современников, так и на потомков. Мы уже поговорили об изящных юношах и девушках Такабатакэ Касё, что повлияли на формирование современного образа анимешных красавцев и красавиц, а также об очаровательной миловидности героинь Кацудзи Мацумото, которые сформировали концепт «каваии» в японской манге и аниме. Ещё одним шагом к созданию стиля манги (прежде всего — стиль манги для девочек, а в наше время еще аниме и игр) стало творчество Дзюнъити Накахара (1913–1983).
Дзюнъити Накахара относится к более молодому поколению художников, чем упомянутые выше — значительная часть его деятельности приходится на послевоенное время. В ученичестве он успел проникнуться влиянием и Такабатакэ Касё, и классика японского модерна Такэхиса Юмэдзи (отдельной статьи про него не было лишь потому, что на русском уже существует прекрасная статья об этом художнике).
Талант Дзюнъити проявился рано — ещё в подростковом возрасте он начал в качестве хобби создавать фарфоровых кукол и наряды для них. Причём выходило у него поразительно хорошо — юноше было всего девятнадцать, когда в Токио открылась его персональная выставка.
Она имела большой успех, и именно благодаря ей юного творца заприметил редактор журнала для девочек «Сёдзё, но Томо», с которым работал Такабатакэ Касё. Дзюнъити предложили работу иллюстратором журнала, и так началась его блестящая карьера художника. Поначалу Дзюнъити рисовал лишь иллюстрации к стихам и статьям, но довольно быстро ему начали доверять и работу с обложками — лицом журнала, а также постерами и другими материалами.
Помимо прочего Дзюнъити Накахара занимался дизайном одежды: иллюстрировал колонки со статьями о моде, выпускал свои брошюры с модными советами. В то время Япония как раз активно переходила от традиционных нарядов к европейской одежде. Женщинам, которые привыкли носить кимоно, было сложно ориентироваться в совершенно новой моде — как со вкусом подобрать европейское платье, как наряжать детей и подростков и подбирать им одежду по возрасту? Журналы давали бесценные подсказки о том, как выглядеть красиво и модно в новую эпоху.
Дзюнъити Накахара обладал исключительным вкусом и чуткостью в том, что касалось девичьей моды. В качестве дизайнера он создавал иллюстрированные брошюры с инструкциями для девушек, где рассказывал, как носить европейскую одежду, как её подбирать для разных случаев и разного типа телосложения, как оттенять наряд аксессуарами. Особенно ценными его иллюстрации были ещё и потому, что многие европейские наряды в то время шили на заказ, так что девушки могли показать вырезки из журналов в ателье чтобы объяснить, какую одежду им хочется получить. Изящные образы с картин Дзюнъити Накахара до сих пор выглядят современными и стильными.
Причём, что интересно — хотя у художника не было образования портного, придуманные им наряды прекрасно шились и смотрелись на моделях. Расположение швов, структура ткани, то, как одежда должна сидеть… Судя по всему, Накахара очень ясно представлял всё это у себя в голове уже на этапе эскизов. Нередко встречаются на его иллюстрациях и прекрасные девушки в кимоно с интересными расцветками ткани.
Ещё одной революционной идеей Дзюнъити Накахары стали приложения к журналам. Он предложил для «Сёдзё, но томо» концепт вкладышей-бонусов в журнальные выпуски — то были закладки, открытки, бумага для письма, небольшие блокноты, игральные карты и так далее. Дизайн их он также создавал сам. Эти небольшие подарки для читательниц произвели настоящий фурор. Довоенные годы, в которые Дзюнъити Накахара активно работал оформителем и иллюстратором журнала, стали золотым веком «Сёдзё, но томо». К мнению художника прислушивался и редакторский состав издания — Дзюнъити необыкновенно тонко понимал запросы и интересы девичьей аудитории. Возможно, сказалось то, что он рос среди женщин — отец художника умер рано, и его вместе с двумя старшими сёстрами растила мать.
Помимо «Сёдзё, но томо» художник сотрудничал и с другими журналами, а также оформлял книжные издания. Например, иллюстрировал рассказы для девочек Кавабаты Ясунари, с которым был очень дружен. Стиль иллюстраций Дзюнъити вобрал в себя достижения художников старшего поколения, и при этом его работы обладали уникальным очарованием и безошибочно узнаются среди прочих творений японского модерна.
В творчестве его старших коллег ещё сильно заметно влияние классического японского стиля нихон-га, в то время как Дзюнъити ступил на порог совершенно нового направления. Большеглазые девушки Накахары с длинными пушистыми ресницами, похожие на европейских фарфоровых кукол, покорили сердца читательниц.
Огромное влияние оказал стиль Дзюнъити на работы Риёко Икэды — мангаки, что заложила основы жанра сёдзё-манги (её перу принадлежит культовая манга «Роза Версаля»). Так что Дзюнъити Накахара можно назвать прародителем культуры сёдзё.
В военные годы журналы мод, красивые наряды и в целом романтический флёр девичьих журналов оказались в опале. В почёте тогда были произведения патриотического толка, правительство призывало отказаться от роскоши и воспевать доблесть воинов и трудолюбие народа, трудящегося на благо страны. Дзюнъити Накахара стал последним ярким художником японского модерна прежде, чем на долгие годы тонкие красавицы в модных нарядах оказались забыты.
Военные открытки с иллюстрациями Дзюнъити Накахара. Такие отправляли солдатам на фронт вместе с гуманитарными посылками (обычно не конкретному человеку, а просто как абстрактная «посылка солдату» от людей из тыла)
Тем не менее, Накахара не бросил творчество совсем. В военные годы он держал магазин одежды (который после сгорел во время бомбёжек), выпускал самиздатом небольшие артбуки со своими иллюстрациями, рисовал открытки. После войны в Японии ослабла цензура, и Дзюнъити Накахара смог вернуться к творчеству. В 1946 году он запустил собственный журнал для девушек «Soleil». Окружающие сомневались в успехе идеи — то были голодные послевоенные годы, и, казалось, людям не до красоты и моды. Однако Накахара стремился хоть немного приукрасить неприглядную действительность. Для работы с журналом он пригласил много известных художников — ему не хотелось, чтобы издание стало «личной выставкой». Позже также появился на свет «Junior Soleil» для совсем юных девочек.
В новом журнале Дзюнъити Накахара не забывал о положении читателей. Он давал советы о том, как даже в непростое время можно придать облику опрятность и изящество. Простые, аккуратные причёски, небольшие вышивки на одежде, скромные полевые цветы для украшения стола, советы о том, как можно перешить воротник блузки, чтобы освежить наряд… Художник старался научить юных читательниц мелочам, что помогут раскрасить их будни и подарить немного радости даже в тяжёлые времена. Главным постулатом всего творчества Дзюнъити Накахары стал концепт «гармонии внутренней и внешней красоты». Он считал, что юные девушки с прекрасными, чистыми душами, не должны прятать свою внутреннюю красоту — она должна проявляться и внешне: в манерах, облике, образе жизни.
Журнал успешно продавался, и на волне успеха Накахара Дзюнъити в 1947 основал издательство «Химавари» («Подсолнух») и одноимённый журнал, рассчитанный на аудиторию чуть старше. Там публиковались не только заметки о моде, но и художественные произведения и поэзия, рецепты, заметки о жизни и ведении быта, эссе (в том числе и авторства Накахары)… Чуть позже в журналах Накахары начали появляться статьи о западных трендах — книгах, кино, искусстве. По сути именно он создал концепт женских журналов в послевоенной Японии.
Кроме того, Накахара Дзюнъити писал и иллюстрировал небольшие воспитательные буклеты для девочек, где писал о хороших манерах и правилах приличия, рисовал обложки, иллюстрации для книг и артбуки, помогал с одеждой и причёской моделей для фото в журналах, выпускал собственный мерч… Работал Накахара работал и с детской одеждой — например, писал советы для матерей о том, как красиво и удобно одевать маленьких дочек. Работоспособность художника поражала воображение. Но, конечно, это не могло не сказаться на его здоровье.
В 60-е годы в творчестве Дзюнъити Накахары начали появляться долгие перерывы, связанные с болезнями — проблемы с сердцем, инсульт и его последствия… Из-за этого художнику пришлось закрыть издательство «Химавари». Однако это не остановил его страсть к творчеству. В 1970-м году, в возрасте 57 лет Дзюнъити основал свой последний журнал — «Женская комната» (Onna no heya), для работы в котором пригласил старую команду. К сожалению, здоровье художника ухудшилось ещё сильнее, и всего пять выпусков спустя журнал был закрыт.
В последние десять лет своей жизни Дзюнъити Накахара окончательно отошёл от дел и вёл тихую жизнь в окружении близких (у него было четверо детей и любимая жена — в молодости звезда театра Такарадзука). В возрасте семидесяти лет он ушёл из жизни. Однако даже в последние годы своей жизни, страдая от болезней, художник продолжал творить — в качестве хобби он вырезал кукол из дерева (причём мужские модели) и наряжал их в модные наряды. Сложно догадаться, что их создавал очень пожилой человек, который тогда уже почти не выходил из дома.
Иллюстратор, писатель, дизайнер, стилист… Накахара Дзюнъити сочетал в себе множество талантов и стал настоящим кумиром девочек и девушек довоенного и послевоенного времени. В самые тяжелые периоды японской истории он дарил юным читательницам прекрасные мечты и возможность хотя бы немного абстрагироваться от мрачной действительности.
Целые поколения выросли на творчестве Дзюнъити Накахара. Неудивительно, что его стиль оказал огромное влияние на современную японскую иллюстрацию и стилистику манги для девочек. В современной Японии художник не забыт — проводятся его персональные выставки, создаётся канцелярия и сувениры с его картинами, изготавливаются куклы по мотивам иллюстраций Накахары, выпускаются артбуки. Множество молодых художников вдохновляются его работами, среди них иллюстраторы, аниматоры и гейм-дизайнеры. Несомненно, он оставил огромный след в истории современного японского искусства.
Автор: Полина Гуленок
Полезное от Онлайн Патент:
Как получить господдержку для IT-компании?
Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?
Как защитить базу данных клиентов?
Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?
Руководство по товарным знакам в 2024 году.
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале