Исследователи обнаружили в наблюдениях «Кеплера» шестилетней давности экзопланету, схожую с Юпитером

Окрестности K2-2016-BLG-0005, сиреневым отмечен вероятный источник гравитационного линзированияОкрестности K2–2016-BLG-0005, сиреневым отмечен вероятный источник гравитационного линзирования

Изучая данные телескопа НАСА «Кеплер», прекратившего работу в 2018 году, исследователи обнаружили экзопланету K2–2016-BLG-0005 Lb. Она расположена на расстоянии 17 тысяч световых лет от Земли. На текущий момент это самая далёкая экзопланета, найденная телескопом. Обнаруженный объект очень схож с Юпитером по массе и расположению к собственной звезде. Примечательно и то, что экзопланету удалось обнаружить при помощи гравитационного микролинзирования. K2–2016-BLG-0005 Lb — первая экзопланета, найденная подобным образом.

Астрономы анализировали данные, собранные «Кеплером» в период с апреля по июль 2016 года, когда телескоп занимался наблюдениями за расположенными вблизи центра Млечного Пути звёздами. Исследователи искали свидетельства того, что экзопланета или другой массивный объект за счёт своей массы и гравитационного поля способна искривлять пространство, усиливая свет от фоновой звезды (Гравитационная линза). По словам учёных, для обнаружения подобного эффекта требуется практически идеальное выравнивание между планетной системой на переднем плане и фоновой звездой. Вероятность его «поимки» составляет от десятков до сотен миллионов к одному. Однако в наблюдаемой телескопом области находятся сотни миллионов звёзд, что существенно увеличило шансы «Кеплера» на успех.

Для поиска потенциально подходящих явлений авторы разработали собственный алгоритм. Среди наиболее вероятных случаев, найденных в ходе анализа, один показал четкие признаки присутствия нужной астрономам аномалии, согласующейся с присутствием экзопланеты на орбите. После для проверки данных учёные обратились к результатам наземных наблюдений этой же области.

Изучив объединённый набор данных, астрономы установили, что масса K2–2016-BLG-0005 Lb равна примерно 60% массы Солнца, что в 1,1 раз больше массы Юпитера. Экзопланета находится от своей звезды на расстоянии 4,4 астрономических единиц, в то время как расстояние от Юпитера до Солнца в среднем составляет 5,2 астрономических единицы. Период вращения вокруг звезды составляет 13 лет.

Подробности в препринте исследования — Kepler K2 Campaign 9: II. First space-based discovery of an exoplanet using microlensing.