Исследование показало пользу умеренного пиратства для производителей и дистрибьюторов контента
Пиратство цифрового медиаконтента (музыка, фильмы) не всегда наносит ущерб правообладателю. В определённых условиях оно даже полезно и выгодно для него. Таковы результаты нового исследования, проведённого учёными из университета Индианы. Научная статья «Невидимая рука» пиратства: экономический анализ цепочки поставок информационных товаров» опубликована в журнале MIS Quarterly (doi: 10.25300/MISQ/2018/14798).
Десятилетиями индустрия развлечений демонизирует пиратство. Часто пиратов выставляют злодеями, а само явление называют абсолютно неприемлемым. Такая демонизация иногда приобретает радикальные формы, вплоть до показа пугающих антипиратских видеороликов перед фильмами, угроз от имени ФБР и т. д. Отраслевые группы, такие как Американская ассоциация кинематографистов, предлагают всё более агрессивные и дорогостоящие «решения» проблемы (судебные иски, блокировка сайтов, штрафы, даже уголовное преследование пользователей), хотя история показывает, что такая агрессия не очень эффективна.
Исследователи из университета Индианы взглянули на это явление совершенно с другой стороны. Они пришли к выводу, что онлайн-пиратство может оказывать положительное влияние на рынки, а чрезмерная агрессивность в репрессиях и наказании пиратов иногда является контрпродуктивной.
В качестве примера авторы исследования приводят популярный сериал «Игра престолов» телекомпании HBO, который регулярно занимает первые строчки пиратских хит-парадов благодаря большому количеству скачиваний в торрентах.
Исследователи обнаружили, что пиратство часто действует как форма невидимой конкуренции, удерживая как производителя (HBO), так и кабельного оператора (например, Comcast) от максимально возможного повышения цен, что они могли бы сделать в противном случае. Дело в том, что рынок видеопродукции уязвим для эффекта двойной маржинализации (двойной надбавки).
Эта проблема возникает в условиях, когда в цепочке поставки продукции два монополиста: монополист-производитель и монополист-дистрибьютор товара. В этом случае каждый из них пытается максимизировать свою прибыль, однако решения дистрибьютора и производителя зависят друг от друга, в результате чего цена непомерно увеличивается.
Пиратство является эффективным противоядием против таких злоупотреблений. Если производитель слишком задерёт цену на товар, то пользователи могут просто перейти на пиратскую продукцию. То есть производитель лишается своего монопольного положения.
Выгода потребителей товара в данном случае очевидна: у них есть и бесплатный пиратский контент, и лицензионный по сниженной цене. Но интересен другой вывод научной работы. Оказывается, производители контента тоже выигрывают от умеренного пиратства своей продукции: «Когда информационные товары продаются потребителям через розничных торговцев, в определённых ситуациях умеренный уровень пиратства, по-видимому, оказывает удивительно положительное влияние на прибыль производителя и розничного торговца, в то же время повышая благосостояние потребителей, — заявляют авторы научной работы. — Такая беспроигрышная ситуация выгодна не только для цепочки поставок, но и для экономики в целом».
Авторы говорят, что сами с удивлением обнаружили, что пиратство существенно уменьшает, а иногда полностью устраняет негативное воздействие двойной маржинализации. Это и есть «невидимая рука» пиратства, которая вводит «теневую» конкуренцию на рынке и оказывает влияние на ценовую политику и производителя, и дистрибьютора, для их же обоюдного блага: «С точки зрения производителя, уменьшение наценки ритейлера — это хорошо, — говорит Антино Ким, ведущий автор научной работы. — Он не может слишком повышать цену на продукт, как раньше, и проблема двойной маржинализации уменьшается. И наоборот, если производитель уменьшает наценку, от этого выигрывает ритейлер».
Таким образом, одновременное уменьшение торговой наценки со стороны и производителя, и дистрибьютора, показало исследование, может приблизить товар к оптимальной розничной цене для вертикально интегрированной организации в целом. А это означает максимальную прибыль и для производителя (в случае «Игры престолов» это HBO), и для дистрибьюторов (операторы кабельного и спутникового телевидения).
Исследователи предлагают предприятиям, правительству и потребителям переосмыслить методы борьбы с пиратством и рассмотреть возможность умеренного подхода. Например, в Австралии из-за непомерно высоких расходов на агрессивные антипиратские мероприятия отказалась от схемы «трёх страйков», чтобы отслеживать незаконные скачивания в интернете и отправлять предупреждения пользователям.
Хотя исследование опять подтвердило, что полное отсутствие антипиратских мер вредно для экономики, но авторы предостерегают от чрезмерного усердия в этом направлении, а также от дальнейшего ужесточения законодательства.
«В реальном мире производитель и розничные продавцы должны признать, что определённый уровень пиратства может быть действительно полезным и, следовательно, надо проявлять некоторую умеренность в своих усилиях по борьбе с пиратством», — пишут они.
Собственно, та же HBO не особенно усердствует и не стремится подавать в суд на пиратов, и результат налицо.