Используем TSQL для игры в «Судоку»

После того как при помощи TSQL была успешна решена «Балда» (статья) я решил попробовать решить на нем «Судоку» (спасибо за идею shavluk).

Решение судоку получилось на удивление достаточно простым.

Базовая схема имеет следующий вид:
54f5a4402afd46258e11e94a17b29577.png
Описание таблиц:

  • SudokuCell — описание и свойств (регион, строка, столбец) всех ячеек;
  • SudokuValue — допустимые значения ячейки;
  • SudokuField — поле, для задания известных цифр.


Скрипт для создания таблиц:

-- удаляем таблицы если они уже есть
IF EXISTS (SELECT * FROM sysobjects WHERE name='SudokuField') DROP TABLE SudokuField;
IF EXISTS (SELECT * FROM sysobjects WHERE name='SudokuCell') DROP TABLE SudokuCell;
IF EXISTS (SELECT * FROM sysobjects WHERE name='SudokuValue') DROP TABLE SudokuValue;



----------------------------------------------
-- описание ячеек и их свойств
----------------------------------------------
CREATE TABLE SudokuCell(
  ID int NOT NULL,       -- ID ячейки
  RegionID int NOT NULL, -- регион
  RowID int NOT NULL,    -- строка
  ColID int NOT NULL,    -- столбец
CONSTRAINT PK_SudokuCell PRIMARY KEY(ID)
)
GO

-- заполняем таблицу
INSERT SudokuCell(ID,RegionID,RowID,ColID)
SELECT
  reg.ID*100+r.i*10+c.j,
  reg.ID,
  (reg.ID/10-1)*3+r.i,
  (reg.ID-1)%10*3+c.j
FROM (VALUES (11),(12),(13),(21),(22),(23),(31),(32),(33)) reg(ID)
CROSS JOIN (VALUES(1),(2),(3)) r(i)
CROSS JOIN (VALUES(1),(2),(3)) c(j)
GO



----------------------------------------------
-- цифры 1-9 (допустимые значения)
----------------------------------------------
CREATE TABLE SudokuValue(
  Value char(1) NOT NULL,
CONSTRAINT PK_SudokuValue PRIMARY KEY(Value)
)
GO

-- заполняем таблицу
INSERT SudokuValue(Value) VALUES(1),(2),(3),(4),(5),(6),(7),(8),(9)
GO



----------------------------------------------
-- поле
----------------------------------------------
CREATE TABLE SudokuField(
  CellID int NOT NULL,
  Value char(1) NOT NULL,
CONSTRAINT PK_SudokuField PRIMARY KEY(CellID),
CONSTRAINT FK_SudokuField_CellID FOREIGN KEY(CellID) REFERENCES SudokuCell(ID),
CONSTRAINT FK_SudokuField_Value FOREIGN KEY(Value) REFERENCES SudokuValue(Value)
)
GO

Заполнение поля известными цифрами производим следующим образом:

-- предварительная очистка поля, на тот случай если оно заполнено
TRUNCATE TABLE SudokuField
GO

-- заполнение поля известными цифрами
INSERT SudokuField(CellID,Value)VALUES
(1122,'3'),(1123,'4'),
(1211,'1'),(1212,'5'),
(1322,'8'),(1323,'9'),(1333,'3'),

(2112,'2'),(2122,'4'),(2123,'7'),(2133,'9'),
(2212,'6'),(2223,'9'),(2232,'2'),
(2311,'8'),(2333,'1'),

(3111,'1'),
(3213,'2'),(3221,'9'),
(3313,'5'),(3332,'7'),(3333,'4')
GO


Идентификатор ячейки (CellID) построен следующим образом:

  • Первая и вторая цифра числа — указывают какой это регион (строка, столбец);
  • Третья и четвертая цифра — номер строки и столбца в регионе.

Начальные варианты заполнения я брал со следующего сайта — ссылка.

Посмотрим, как выглядит поле:

-- вид поля до заполнения
SELECT
  ISNULL([1],'') [1],
  ISNULL([2],'') [2],
  ISNULL([3],'') [3],
  ISNULL([4],'') [4],
  ISNULL([5],'') [5],
  ISNULL([6],'') [6],
  ISNULL([7],'') [7],
  ISNULL([8],'') [8],
  ISNULL([9],'') [9]
FROM
  (
    SELECT c.RowID,c.ColID,f.Value
    FROM SudokuCell c
    LEFT JOIN SudokuField f ON f.CellID=c.ID
  ) q PIVOT(MAX(Value) FOR ColID IN([1],[2],[3],[4],[5],[6],[7],[8],[9])) p
ORDER BY RowID


a976face51a34198930242245a5da51b.png

Дальше идет алгоритм поиска решения с комментариями:

-- получаем допустимые цифры в пустых ячейках
SELECT
  -- формируем идентификатор варианта - укорачиваем его для более быстрого поиска
  CONCAT('>',CAST(CellNo AS varchar(4)),CHAR(ASCII('a')+Value-1)) ID,
  *
INTO #SudokuVariant
FROM
  (
    -- получаем все незаполненные ячейки
    SELECT
      ID CellID,RowID,ColID,RegionID,
      -- нумеруем ячейки
      CAST(DENSE_RANK()OVER(ORDER BY ID) AS int) CellNo
    FROM SudokuCell
    WHERE ID NOT IN(SELECT CellID FROM SudokuField)
  ) e
CROSS APPLY
  (
    -- получаем все цифры, которые могут быть вписаны в каждую пустую ячейку
    SELECT v.Value
    FROM SudokuCell c
    JOIN SudokuField f ON f.CellID=c.ID AND (c.ColID=e.ColID OR c.RowID=e.RowID OR c.RegionID=e.RegionID)
    RIGHT JOIN SudokuValue v ON v.Value=f.Value
    WHERE c.ID IS NULL -- оставляем только цифры, которых нет в регионе/строке/столбце
  ) v

--SELECT * FROM #SudokuVariant


-- вспомогательная таблица для построения деревьев решений
CREATE TABLE #SudokuTree(
  CellNo int NOT NULL,
  VariantPath varchar(1000) NOT NULL,
  PathLen int NOT NULL
)

-- создаем корни деревьев из ячеек с CellNo=1
INSERT #SudokuTree(CellNo,VariantPath,PathLen)
SELECT CellNo,ID,1
FROM #SudokuVariant
WHERE CellNo=1

--SELECT * FROM #SudokuTree



-- это максимальная длина цепочки
DECLARE @MaxCellNo int=(SELECT MAX(CellNo) FROM #SudokuVariant)

-- номера начальной и следующией ячеек
DECLARE @CurrCellNo int=1
DECLARE @NextCellNo int=@CurrCellNo+1

-- строим дерево
WHILE @CurrCellNo<@MaxCellNo
BEGIN

  -- добавление отростков
  INSERT #SudokuTree(CellNo,VariantPath,PathLen)
  SELECT
    v.CellNo,
    CONCAT(t.VariantPath,v.ID),
    t.PathLen+1
  FROM #SudokuTree t
  JOIN #SudokuVariant v ON t.CellNo=@CurrCellNo AND v.CellNo=@NextCellNo
  /*
    в следующий узел дерева будут входить только значения, которых нет в регионе/строке/столбце
    по сути эта проверка является самодостаточной, т.к. мы уже отсекли недопустимые значения
    при формировании таблицы #SudokuVariant
  */ 
  WHERE NOT EXISTS(
                SELECT *
                FROM #SudokuVariant i
                WHERE t.VariantPath LIKE '%'+i.ID+'%'
                  AND (i.RegionID=v.RegionID OR i.RowID=v.RowID OR i.ColID=v.ColID)
                  AND i.Value=v.Value
              )

  /*
    т.к. полный путь у нас сохраняется в VariantPath,
    то данные предыдущего уровня можно удалить
  */
  DELETE #SudokuTree WHERE CellNo=@CurrCellNo


  -- перемещаемся на уровень выше
  SET @CurrCellNo+=1
  SET @NextCellNo+=1

END

--SELECT * FROM #SudokuTree



-- заполняем поле найдеными значениями
INSERT SudokuField(CellID,Value)
SELECT v.CellID,v.Value
FROM #SudokuVariant v
JOIN
  (
    -- если решений получилось несколько, берем самое первое
    SELECT TOP 1 *
    FROM #SudokuTree
  ) r
ON r.VariantPath LIKE '%'+v.ID+'%'



-- удаляем временные таблицы
DROP TABLE #SudokuTree
DROP TABLE #SudokuVariant


На моем компьютере решение находится в пределах 10–15 секунд (в зависимости от заданных начальных значений).

Посмотрим, на найденное решение:

-- вид поля после заполнения
SELECT
  ISNULL([1],'') [1],
  ISNULL([2],'') [2],
  ISNULL([3],'') [3],
  ISNULL([4],'') [4],
  ISNULL([5],'') [5],
  ISNULL([6],'') [6],
  ISNULL([7],'') [7],
  ISNULL([8],'') [8],
  ISNULL([9],'') [9]
FROM
  (
    SELECT c.RowID,c.ColID,f.Value
    FROM SudokuCell c
    LEFT JOIN SudokuField f ON f.CellID=c.ID
  ) q PIVOT(MAX(Value) FOR ColID IN([1],[2],[3],[4],[5],[6],[7],[8],[9])) p
ORDER BY RowID


9c83c3ace1974d5e88224233a8efb7cd.png

Другие примеры решения:
ea41d07d6465452aa1f1c8a89ca80cfc.png
Для задания начальных значений использовались следующие скрипты:

Посмотреть скрипт…
Второй пример:
-- предварительная очистка поля, на тот случай если оно заполнено
TRUNCATE TABLE SudokuField
GO

-- заполнение поля известными цифрами
INSERT SudokuField(CellID,Value)VALUES
(1112,'7'),(1113,'1'),(1131,'4'),(1132,'9'),
(1212,'9'),(1221,'3'),(1223,'6'),
(1311,'8'),(1331,'7'),(1333,'5'),

(2112,'1'),(2121,'9'),(2123,'2'),
(2211,'9'),(2233,'8'),
(2321,'6'),(2323,'3'),(2332,'2'),

(3111,'8'),(3113,'5'),(3133,'7'),
(3221,'6'),(3223,'7'),(3232,'4'),
(3312,'7'),(3313,'6'),(3331,'3'),(3332,'5')
GO


Третий пример:
-- предварительная очистка поля, на тот случай если оно заполнено
TRUNCATE TABLE SudokuField
GO

-- заполнение поля известными цифрами
INSERT SudokuField(CellID,Value)VALUES
(1132,'4'),
(1221,'9'),(1223,'4'),(1231,'8'),(1233,'5'),
(1311,'7'),(1321,'2'),(1323,'3'),

(2113,'7'),(2121,'9'),(2133,'3'),
(2212,'1'),
(2311,'6'),(2332,'5'),(2333,'2'),

(3111,'6'),(3112,'2'),(3121,'7'),
(3223,'3'),(3233,'8'),
(3323,'9')
GO


Собственно, все.

Полный скрипт можно скачать по следующей ссылке — скрипт.

Надеюсь, что статья была интересна.

Удачи и спасибо за внимание!

© Habrahabr.ru