Используем конференции для влияния на IT в России
Тема конференций для IT-аналитиков — моя боль, любовь и страсть. Уже не первый год прикладываю усилия к тому, чтоб сделать их контент более ценным для нас. Очень хочется догнать и перегнать запад в технологиях. И конференции — один из отличных инструментов распространения лучших практик.
Ниже представляю вам материал на основе своего доклада Увеличьте в 100 крат свое влияние на IT в России, который делала на конференции Smart Speaker Conf весной 2024 года.
Кому больше нравится видео — оно есть в конце статьи.
20 мая 2023 года, правительство Российской Федерации представило концепцию технологического развития страны до 2030 года. В этом документе были обозначены четыре основных риска:
Недостаточная адаптация к глобальным IT-трендам
Отставание в темпах инновационно-технического развития
Отток талантов
Разрыв производственных цепочек
Первыми, кто почувствовал на себе реализацию этих рисков, были IT-специалисты, которые прежде работали в западных компаниях, и после февраля 22 — вдруг оказались в Российских. Я сама отношу себя к этому классу, и могу с уверенностью сказать, что раньше мы имели возможность работать с передовыми технологиями, использовать новейшие инструменты, формировать распределённые команды и привлекать лучшую экспертизу со всего мира, работая в распределенных командах. Мы применяли международные практики и создавали эффективные процессы, продукты и системы. Всё было шикарно.
Наша удовлетворенность качеством окружения по модели КАНО
А сегодня нам не хватает критически важных IT-технологий, не хватает инструментов. И казалось бы — ну с нашей-то экспертизой мы сможем это догнать, выстроить процессы… Более двух лет я и мои коллеги пытаемся внедрить лучшие международные практики в современных российских IT-компаниях.
Не получается! — Почему?
Ответ лежит на поверхности:
Лучшие практики работают в ясных и простых системах, где четко выстроены процессы, определены ответственные, заданы критерии успешности и ролевые модели — где все известно и понятно. В таких системах комфортно работать даже миддлам и джунам, поскольку правила уже созданы.
Это — тот самый правый нижний угол фреймворка Кеневина, с которым, надеюсь, вы знакомы. Здесь не нужно ничего изобретать.
Однако для создания этих систем необходимы специалисты, способные работать в сложных условиях, где мы знаем, чего не знаем. Используя стандарты и фреймворки, такие люди формируют лучшие практики, которые будут потом применять те, кто работает в ясных системах. Это системы, где работают сеньоры.
Еще сложнее — запутанные системы, в которых мы не знаем, чего не знаем. В таких системах невозможно заранее определить, что и как связано. Мы не знаем, чего мы не знаем. Здесь нужны новые практики, и здесь работают эксперименты.
Через исследования и восприятие мы создаем новые структуры — те самые хорошие практики для следующего квадранта. Именно тут рождаются модели, BOK-и, стандарты, фреймворки, и так далее…
Хуже только хаос. Это состояние, где одно малейшее движение любой частицы может вызвать непредсказуемую реакцию во всей системе. Огромные усилия и гигантский пройденный путь — в мгновение схлопываются в нулевое перемещение. И здесь нам некогда думать — нам нужно быстро реагировать на входящие импульсы. Здесь приходится полагаться на интуицию, что порой нехарактерно для IT-специалистов. По-другому просто невозможно. Нам требуются новые практики, которые еще не созданы.
Когда-то на занятиях по философии, когда я еще училась в аспирантуре, нам сказали, что что смысл жизни человека заключается в уменьшении энтропии. То есть в снижении степени неопределенности и неизвестности. Таким образом, смысл нашей работы заключается в том, чтобы перемещать систему по часовой стрелке — от хаоса через запутанные системы к сложным и далее к ясным. Однако в 2022 году маятник качнулся дальше, и мы из ясного оказались в хаотичном состоянии. У нас отобрали самые необходимые инструменты и технологии.
Выход из хаоса возможен двумя путями. Первый — директивное введение новых правил, которые помогут упорядочить действия. Однако этот метод работает только в небольших, автономных компаниях. Вряд ли можно говорить о таком способе для всей индустрии или страны. Второй путь — это постепенное движение по часовой стрелке, от хаоса к ясному, что обязательно потребует обучения всех тех, кто окажется полезным в этом процессе.
Как же это сделать? В хаосе — мы не знаем, что сработает. Нам нужны максимально быстрые реакции на происходящее. Нужны способность мыслить нестандартно, находить максимальное количество подходов к решению проблем, иметь сразу несколько мнений и способность менять парадигмы, взгляды и концепции, с которых смотрим на задачи и проблемы.
Но, даже если мир наполнится гениями с таким вот мышлениями — в одиночку мы будем очень долго искать повторяемые работающие решения. Слишком много придется сделать ошибок. Слишком много понадобится времени. Уменьшить их количество можно через эффективный обмен критически-важной информацией
Лучшие практики больше не работают — с этим надо смириться. Настала пора всем учиться у всех, независимо от опыта, возраста и прочих заслуг. Вы и сами видите как бодро молодое поколение обходит опытных экспертов, используя новые и неожиданные ходы. И тогда нам критически важна быстрая и качественная коммуникация результатов экспериментов: мы хотим получать:
именно то, что нужно
именно тогда, когда нам это требуется
и с таким качеством, которые нам важно сейчас
То есть нам нужно испробованное, практически применимое, эффективное и выгодное, адаптируемое и масштабируемое. Все это коротко, ясно, доходчиво, с примерами. И долго учиться нам некогда.
Вот она, реальная ценность настоящего нетворкинга, про который многие говорят, но мало кто умеет использовать!
А чем проблема получения знаний из нетворкинга?
Чаще всего мы получаем новую информацию для своего обучения по запросу. То есть изучаем то, что уже известно, описано и доступно. Это статьи, видео, курсы, и простой менторинг. Продолжая действовать в такой модели — мы всегда будем в роли догоняющих.
Самое низкоэффективное обучение — по случаю: посты в тг-каналах, подвернувшиеся подскасты, вебинары, митапы, типичные конференции — тут все воля случая.
Самое труднодоступное обучение — на опережение: мы получаем инфо о решениях проблем на шаг раньше, чем мы успели их осознать. Благодаря тому, что мы находимся в едином поле с теми, кто ставит себе похожие цели, мы активно изучаем проблемное поле вокруг и повышаем свою готовность быстро реагировать на новые неожиданные импульсы. И здесь работают только активные формы взаимодействия: менторинг, клубы, конференции
Очевидно, что обучение «по запросу» может работать в ясных, и частично в сложных системах. Ведь для него нужны выстроенные практики или хотя бы правила. Это формат, востребованный джунами и мидлами, и его уже не хватает сеньорным людям.
Подавляющее большинство современных конференций — про эти два квадранта. И что интересно: чем сложнее ситуация в мире, тем больше таких конференций — про лучшие и хорошие практики, которые, на самом деле — уже часто не применимы.
И тем меньше желания у реальных лидеров ходить на эти конференции. Потому что зона интереса таких лидеров в решение проблем запутанных и хаотичных систем. А здесь готовой информации нет. Здесь приходится изобретать свои методы, чтоб узнавать информацию на опережение.
Конференции — были бы прекрасной возможностью для этого, но, есть одно но…
Чем шире круг взаимодействия, тем реже возможно проводить активный обмен информацией. Общение один-на-один с передовым лидером в качестве ментора — очень ценно. Но доступно одному, двум, ну трем людям на ментора. Если этот же человек делится опытом в клубе — его услышит десяток-другой коллег. Но если он расскажет о нем на конференции — его услышат сотни и тысячи.
Неплохо было бы сделать конференции для лидеров почаще, чтоб у нас всегда была возможность делиться самым актуальным инсайтами, и хорошо понимать быстро меняющийся контекст.
Выглядит утопично, да? И дело не стоимости и орг. усилиях.
Дело в первую очередь в готовности экспертов делиться знаниями.
Зачем эксперты становятся спикерами? И зачем другие приходят их слушать? По большей части, цели обеих сторон органично сходятся, создавая тот самый необходимых интерес к конференциям:
Спикеры приходят поделиться экспертизой
Слушатели — научиться новомуСпикеры ищут единомышленников
Слушатели — также развивают сеть знакомствСпикерам нужно решить рабочие вопросы
Слушатели — ищут работодателяСпикерам нравится попиариться и самоутвердиться
Слушатели рады прикоснуться к звездамНу и потусить хотят все
Но самое главное — реальный лидер и эксперт приходит на конференцию прокачать свои компетенции. Ему нужна обратная связь, критическое осмысление его подходов, эдж-кейсы, обмен информацией. Но именно здесь — пустота.
Спикеры и слушатели не должны смотреть друг на друга сверху вниз и снизу верх — это делает невозможным взаимовыгодный обмен в контексте запутанных и хаотичных систем!
Спикеры и слушатели — это люди, говорящие на равных. Вот тогда это заработает!
И тогда мы действительно сможем многократно увеличить вклад каждого в развитие IT в России, уменьшая те самые риски, опубликованные в концепции технологического Развитии России до 2030 года.
Я завершаю статью с благодарностью ко всем, кто дочитал до конца. Хочется верить, что благодаря вам, у нас станет больше экспертных спикеров, больше эффективных форматов взаимодействия для реальных лидеров. И вместе мы сдвинем систему, в которой живем, на еще один квадрант вправо.
Для этого нам нужно:
Делать все для упрощения системы
Искать пути быстрого обмена актуальными решениями
Делиться полезным опытом качественно, быстро и часто
Давать обратную связь на получаемую новую информацию
Создавать вокруг себя связи (клубы) для быстрой помощи по вопросам