Использование научного подхода в организации службы доставки
Сегодня я хотел бы рассказать своим уважаемым читателям об интересной находке в сфере логистики, которую давеча обнаружил. Нижеследующее описание будет касаться организации службу доставки для интернет магазинов, поэтому если для кого-то эта тема является животрепещущей, то приглашаю ознакомиться с моими мыслями на эту тему под катомКак частого пользователя интернет-магазинов меня с давних пор начало удивлять и всё чаще раздражать то, что доставка становится всё дороже и дороже при существенном неизменении качества курьерских услуг (а зачастую и падении такого качества — меня очень раздражают курьеры, которые просто не знают, куда ехать, и просят по телефону объяснить им, а на советы открыть и посмотреть карту говорят, что у них «нет интернета»). Но та же самая служба доставки является одной из самых серьёзных проблем для интернет-магазинов. До какого-то уровня зрелости любой магазин может позволить себе самостоятельно развозить заказы, но рано или поздно, когда появляется стабильность в заказах и растёт их объём, ребром встаёт вопрос с логистикой.
Чаще всего сезонность нагрузки не позволяет сформировать свой штат курьеров, а платить за конкретный заказ конкретному курьеру выходит довольно дорого, так как за сегодня за 100 рублей уже никто не пойдет, а за формула »350 + проезд + телефон» для небольших интернет-магазинов влетает в копейку. На помощь приходят специализированные курьерские службы, которых сейчас развелось много. Но и здесь не всё так просто.
Нередко можно видеть на сайтах таких курьерских служб замануху типа «Доставка от 200 рублей», но при пристальном изучении подробностей тарифной сетки становится ясно, что от 200 рублей — это, когда ты уже крупный интернет-магазин с милионными оборотами. По факту для обычных предпринимателей ценой становится 250 — 280, а также дополнительная стоимость забора товара, которая лежит примерно в этом же диапазоне. Но всё бы ничего, если бы проблема была только в ценнике. Сейчас есть тенденция, что курьерские службы не хотят нести ответственности за утрату товара. Те службы, которые ещё предоставляют гарантии, требуют упаковывать товар так, как требуется по их правилам, а если не упаковывать должным образом, то необходимо докупать эту услугу у них, что ещё даёт надбавку к стоимости каждой доставки.
Я начал было размышлять о том, как решить эту проблему, и какими методами можно снизить расходы на логистику. Но потом решил посмотреть, что уже есть на рынке в этом вопросе. И нашёл интересную службу доставки с несколько странным названием — ужездесь.рф (удивляюсь, зачем им потребовалось использовать домен ».рф», моветон же).
Изучив используемый ими подход, я обнаруживаю, что он полностью основан на научном подходе к решению проблемы (что-то из области кибернетики и теории систем). Свой формат они называют «двухуровневая доставка», и мне для удовлетворения своего интереса пришлось даже подробнее расспросить у них об этом (да, мне пришлось представиться представителем отдела распространения интернет-магазина среднего уровня, коим я нисколько не являюсь; но, я надеюсь, они меня простят).
Итак, в этой службе существует два типа курьерской доставки — водителем и пешим курьером.
Как правило, водители стоят в пробках, из-за чего не успевают выполнить дневную норму доставки, а пешие курьеры в силу своих возможностей чисто физически не могут взять больше пяти заказов и развести их по Москве. Поэтому служба ужездесь.рф начала использовать связку «водитель + курьер».
Схема проста. Поскольку Москва разделена на административные округи, а округи в свою очередь разделены на районы (это, скорее, унаследованное разделение), то округи (первый уровень сети) были закреплены за водителями на автомобилях, а районы так же были закреплены за пешими курьерами. За каждым водителем закреплён только один округ, а за каждым курьером только один район, в котором он проживает.
Получилась вот такая схема:
Водитель забирает заказы с сортировочного центра и доставляет их пешему курьеру. А пеший курьер, в свою очередь, несёт заказ покупателю. Водитель работает всего 3 часа в сутки, доставляя заказы курьерам с 21:00 до 00:00. Поэтому, зачастую водители днём работают в одной компании, а вечером уже едут на работу в описываемую курьерскую службу. Причём таким образом они зарабатывают больше, чем если бы работали по стандартному графику 5/2 c 09:00 до 21:00. У курьеров тоже всё отлично: доставляют заказы на развоз прямо им домой, то есть не приходится ездить на склад. А разносить заказы необходимо только в своём районе, все адреса доставки находятся в пешей доступности, поэтому пользоваться общественным транспортом не нужно. Свой график работы курьеры задают сами в личном кабинете, а оплату получают каждый день любым удобным способом. Получается так, что курьерам не приходится вообще появляться в офисе. Можно сказать, что это интересный и новый формат для курьерской доставки, который удобен, как интернет-магазинам и курьерам, так и покупателям. Само собой разумеется, что благодаря такой двухуровневой доставке эта служба говорит о своём преимуществе: стоимость стандартной доставки (на следующий день) фиксирована и составляет всего 180 рублей за один заказ. Я нигде не нашёл у них надписей: «доставка от 200 рублей», где «от» это при двух тысячах заказов в месяц, переданных на доставку. Есть сервис по доставке день в день, есть API, бесплатный возврат невостребованных отправлений, приём банковских карт курьером и т. д. А мне, как покупателю, с таким подходом тоже получается неплохо. Курьер же может прийти в любое удобное для меня время, даже если я внезапно переношу время доставки даже на другой день — курьер-то живёт рядом. Полагаю, что можно договориться и получить товар и в выходные, и в вечернее время (как кому удобно).
Кстати, бесплатно доставку можно потестировать здесь.