Искусство возможного
В руководители обычно переходят из специалистов — не важно, будь то программист, продавец, снабженец или кто-то ещё. И начинается ломка.
Когда человек работает специалистом, для него вполне нормально стремиться сделать всё хорошо. Решить все запланированные задачи, уложиться в сроки, достичь требуемых показателей, своевременно вести учёт и т.д. Если специалист что-то не успевает — он немного переживает, поднапрягается, возвращается в колею и снова доволен собой.
Став руководителем, человек стремится действовать точно так же — делать всё хорошо. И «делать всё», и «делать хорошо» (сюда включается и «делать вовремя»). Но это стремление разбивается о невиданные им доселе проблемы.
Подчинённые оказываются значительно тупее нашего специалиста. А ещё ленивее. И стремления делать всё хорошо у них отродясь не бывало. Да и не понимают они, зачем это делать.
Начальство новоиспечённого руководителя тоже будто с ума сходит. Пока был специалистом — ставили задачи, согласовывали сроки, и всё как-то чётенько шло. А теперь задачи не ставят, а наваливают. И не задачи даже, а цели, направления, векторы, хотелки и недовольство. Просто нереально всё это сделать, и сделать хорошо.
Человек, привыкший, всё делать хорошо, испытывает жуткие страдания. Сколько он ни старается, никогда не получается сделать всё. Хотя очень хочется — старая привычка. Начинает работать сверхурочно, потом — сверхсверхурочно, делать работу за своих подчинённых — рвать задницу, короче.
Или идёт в другую сторону — снижает цели, планы, раздвигает сроки, отказывается от выполнения проектов и т.д. Цель всё та же — всё делать хорошо. Раз не получается «делать хорошо», то снижает «всё».
Хорошим руководителем так не станешь. «Хорошим» — можно. Ну, знаете, эдаким Молодцом, который выполняет все планы, достигает целей, всё успевает. При этом, правда, планы — как в прошлом году, цели — на 5% выше, а сроки — раз в пять больше, чем нужно.
Работа руководителя, как и работа политика — это искусство возможного (слова приписывают Бисмарку). Искусство делать максимум возможного. Не всё — всё сделать невозможно (если только «всё» не ограниченно искусственно, чтобы его можно было выполнить). И не «ничего», если невозможно сделать «всё».
Искусство возможного можно рассмотреть в трёх применениях.
Первая — про максимум. Нет смысла ограничивать цели и планы — всё равно их никогда не достичь полностью. Пока достигаете одних целей, появятся другие. Не станете же вы отказываться от всех новых целей ради того, чтобы достичь когда-то запланированных? Всё, что надо делать — стремиться к максимально возможному результату. Не расстраиваясь из-за невозможности достичь абсолютного результата.
Вторая — минимум. Это про юношеский максимализм, присущий начинающим руководителям и доставшийся им в наследство от опыта работы специалистом. Если я не могу выполнить задачу в срок, то и браться не стоит. Если я не могу выполнить все пункты плана, то зачем вообще начинать? Какой смысл продавать на 100 т.р., если план — 10 млн.? И т.д.
В работе руководителя всё немного иначе. Если задача реально полезная, то намного важнее её вообще сделать, чем сделать в срок. Любая выполненная часть плана — намного полезнее всей невыполненной. Ну, а 100 т.р., конечно, меньше 10 млн., но зато существенно больше нуля.
Третья — минимизация ущерба. Когда случается гадость — например, отваливается клиент, срывается проект, хочется опустить руки, расстроиться и поплакать. Специалисту так делать вполне можно. Руководителю — не стоит. Лучше минимизировать ущерб.
Ущерб, потери, проблемы будут всегда. Каждый день. Нет никакого смысла пытаться полностью от них избавиться. Лучше научиться минимизировать ущерб. В любой кризисной ситуации стремиться к спасению не всего целого, а к максимально возможному количеству частей.
Так, кстати, выше шанс спасти целое — оно ведь из частей состоит. Если из целого вытащить несколько частей, оно всё равно будет целым. Другим, но целым. Надо только немного подождать, пока «рана» заживёт.