Искусственный интеллект: камо грядеши, человек?
Безусловно, прошедший 2015 год с моей точки зрения прошел под знаком Искусственного интеллекта (машинного интеллекта, AI). В конце 20-го века родилось первое поколение людишек, для которого скорость изменения окружающего мира видна невооруженным глазом. Каждый из нас помнит, что 10–15 лет назад жизнь была совершенно другой. И жизнь становится всё более компьютеризированной и высокочастотной, что неизбежно должно привести к некоему человеческому пределу.
Под катом духополезные ссылки на правильные материалы о скорости нашей жизни, AI и тяжелом компьютинге, ближайшем электронном будущем.
— Чой-то, внучёк, у тебя глазки бегают, снова дряни какой выжрал, поди?!
— Деда, сколько раз повторять, я с фолловерами контачусь. И я не наркоман! Мне доктор таблетки прописал, чтоб новый наноэкран в глазах прижился!
— А, ну ладно, ладно… Кхе-кхе, пойду дальше свой киндл читать… Нано-шмано… Я лучше по старинке.
Накануне
Первую цитату для затравки разговора выдернул отсюда:
Во время разговора мультимиллионер Ян находился в Кремниевой долине, а я — в Петербурге, так что болтали мы сначала по скайпу, а потом по конференц-связи Uber. Тот же бренд, кстати, что и Uber-такси.
Говорили не о терактах, а об успехах об искусственного интеллекта, и Ян настаивал, что год стал прорывным не просто в поиске информации или в распознавании речи, а в интеграции облачных и беспроводных систем. Он говорил, что интеллектуальные помощники, типа Google Now или Siri, все больше напоминают библейских ангелов: присматривают за тобой, понимают обыденный язык и предлагают оптимальное решение.
Он говорил о новом тайно тестируемом проекте «М» Цукерберга, когда самый дикий запрос обрабатывается параллельно искусственным интеллектом и живыми людьми. Ян рассказывал, что компании типа H2O, занимающиеся data-driven нейронными сетями, то есть сетями, находящими корреляции в гигантских объемах информации, недавно раскрыли причину проблем с аккумуляторами калифорнийских машин. Они обработали данные гугломобилей, и оказалось, дело в одновременном старте автомобиля и кондиционера. Да, очевидность, но ее никто не замечал!
И тут я спросил о том, может ли искусственный интеллект, обработав данные от видеокамер, транспортных систем, интернет-потока, находить корреляции между терактом и предшествующими событиями? Может ли обнаружить взаимосвязь между, условно говоря, воющими собаками и землетрясением? И еще: может ли искусственный интеллект выявить достаточные и необходимые условия для эпидемий терроризма?
На что Ян ответил, что да. Это уже реальность. Уже создан компьютер, работающий почти двое быстрее мозга. Он в Китае, занимает 720 квадратных метров и потребляет 24 мегаватта энергии, в отличие от мозга, потребляющего всего 20 ватт. Но через 10 лет такой компьютер будет стоять на столе.
Ретроспективно углубляя тему о компьютерах и AI, от которых, подобно Биткоину, никто не ожидал такой прыти, приведу цитату отсюда:
В 1960-х и даже в 1970-х годах вам вряд ли удалось бы убедить обычного человека в том, что мир — абсолютно весь, от, а до я — изменится из-за персональных компьютеров. Мысль о том, что какие-то «железки» будут заправлять всем, от распорядка дня до управления машинами и самолётами, просто не могла уместиться в сознании далёкого от кибернетики обывателя. Точно так же десятью годами позже не удалось бы объяснить, какая революция грядёт с появлением мобильных телефонов. А сто лет тому назад примерно то же самое относилось и к автомобилям.
Дело в том, что к тому моменту, когда автомобиль, компьютер или мобильный телефон готовились совершить революцию, они были давно известны человечеству. Ну разве что в несколько иной ипостаси. Машины — в качестве смешных и опасных самобеглых колясок, перед которыми в городах должен был идти специальный человек с флагом, чтобы обезопасить неторопливых пешеходов. Беспроводной телефон — в виде громоздких коробок в багажниках автомобилей богачей, а компьютер — в образе ещё более громоздкой коробки для решения совсем уж заумных задач. От них никто не ожидал подвоха.
Так вот, по законам диалектики любые количественные гонки в скорости развития (в том числе компьютеров) рано или поздно приводят к качественному скачку, который и называется сингулярность. Искусственный интеллект — дитя его.
Мы не понимаем что происходит
Сначала предисловие к следующему центральному тексту, автор которого (журналист), подобно нашим предшественникам из 19-го века, сильно удивляется маховику раскрутившегося НТП и… честно рассказывает о своих впечатлениях.
Причина, по которой на написание этого поста ушло три недели, состоит в том, что разбираясь в теме, я просто не мог поверить в то, что читал. Довольно быстро я понял, что, то, что происходит в мире Искусственного Интеллекта — это не просто важно, а ЧРЕЗВЫЧАЙНО важно для нашего будущего. Я захотел узнать об этом как можно больше, а узнав, решил написать пост, который бы смог объяснить, ПОЧЕМУ это все настолько важно.
Его текст в картинках на самом деле очень важен для понимания всего, что происходит вокруг, а именно — почему айтишники — это малые боги.
Здесь я приведу лишь общий план материала Текста, чтобы вы поняли Закон Самоускоряющегося развития, из-за которого мы отчасти слепы, не видя свершающейся прямо перед нашим носом важнейшей технической революции:
- Сравнивается вау-эффект от перемещения человека по годам 1750→2015 и 1500→1750, в первом случае шок будет намного большим. Фактически мы видим пример экспоненциального роста.
- Рост S-образный, то есть идет скачками. 1995–2007 был стремителен, сейчас же 2008–2015 застой. Но скоро может быть снова резкий прорыв.
- ИИ, сравнимый с человеческим интеллектом, вангуют к 2029-му году. Зуб дают.
- Сейчас из-за 1) и 2) мы даже представить себе не можем, каким будет, скажем, 2045-й год. Это как человеку из 1750-го пытаться представить 2015-й.
Из-за такого каскадно-образного ускорения, компьютеры получают под свой контроль-управление все большие сегменты нашей жизненно-важной инфраструктуры, и самое главное — подобно чудакам из 19 века, мы даже не может себе адекватно представить, к чему это всё ведет (тут можно почитать маленько про сегодняшний мир, который американцы называют миром VUCA — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном (VUCA — аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity)).
Мы не успеваем за изменениями вокруг, осознанием причин и их последствиями. Под прессом информационного DDoS«а выпадают итерации осознания происходящего (что неизбежно тендирует к появлению большого количества Черных Лебедей).
Подпираем понимание своего непонимания ещё одной цитатой из главного текста:
И раз уж мы только что определили, что понять возможности ИИ, находящегося всего на пару ступенек выше нас, принципиально невозможно, я считаю, что невозможно предсказать и действия искусственного Сверхразума, в свою очередь невозможно предсказать, чем его существования обернётся для человека. Все, кто утверждает обратное, просто не понимают, что такое Сверхразум.
Но не все слепы подобно обывателям, занятых прямо сейчас за моим окном спортивно-скоростным обменом рубля на доллар. Некоторые (я не имею в виду себя, честно) не только правильно оценивают текущие возможности, но и также точно оценивают риски такого качественного эволюционного скачка, делая свои ставки далеко наперед.
Напомню, что тот, кто первым получит такой надчеловеческий AI в свои руки, превратится в терминологии Ника Бострома в божественный Синглтон. Навсегда став для нас, не успевших, существом нового порядка — богом.
Мы уже никогда не сможем устранить цивилизационный разрыв между и понять его идентичность — только верить.
Далее цитата вычленена отсюда:
Способен ли какой-то из AI-проектов настолько сильно оторваться от конкурентов, что получит решающее стратегическое преимущество — преимущество технологического или любого иного рода, но достаточное для утверждения мирового господства? И далее: получив абсолютное стратегическое преимущество, станет ли этот проект игроком-одиночкой, то есть Синглтоном, начнет ли подминать мир под себя, убирая с пути всех конкурентов и формируя новое мироустройство, при котором только он будет принимать решения? Если объявится такой проект-победитель, насколько «великим» он должен быть?
Впрочем, не будем кивать только лишь на человеческую слабость. Быть может, за таким ускорением стоят вполне объективные надземные сущности:
Олег подкинул в костер несколько веток, уселся поудобнее и произнес:
— Я полагаю, человек не может прыгнуть выше собственной головы и создать интеллект более развитый, чем собственный.
— Если бы инициатива человека порождалась человеческим разумом, тогда, конечно же, его не хватило бы для создания разума, превосходящего собственный, — заметил Андрей. — Вся хитрость заключается в том, что человеческая инициатива порождена не его разумом, а законами природы. И, в частности, глобальным законом эволюции материи. Если бы эволюция материи зависела только от инициативы имеющихся в текущий момент времени объектов, ланцетник никогда не смог бы эволюционировать до человека — ему не хватило бы разума. Однако же, он смог. Понятное дело, хордовые сделали из самих себя людей не сразу, прошло много времени, однако, результат, как говорится, налицо. Так почему же человек должен стать исключением? Ведь так называемый искусственный интеллект на самом деле не совсем искусственный, его создает не совсем человек.
— Поясни.
— Всё, что творит человек, на самом деле творят законы природы. Просто они это делают опосредовано через человеческий разум и руки. Разделение процессов на искусственные и естественные — надумано. Во всем, что бы мы не делали, мы ведомы инстинктами. Если во все прежние времена природа творила из более простого более сложное, есть все основания предположить, что эта тенденция сохранится и дальше.
Выше цитата взята отсюда, её продолжение ниже выписана отсюда…
— И что же такое, по-твоему, сингулярность? — спросил Олег, пристраиваясь на бревнышке.
— По сути, это математическое понятие, — Андрей протянул листок с рисунком. — Если эволюционный процесс развивается с возрастающим ускорением с обострением, он стремится к вертикальной асимптоте, пересечь которую в рамках действующих закономерностей человеческий разум не в состоянии. Дальше пройти должен кто-то другой, таким образом передав эволюционную эстафету дальше.
Если компьютер не ограничивать — то он будет стараться познать весь мир во всех вероятностях, заклонировав тупо все пространство-мир, сделав его своей собственной вычислительной площадкой. Я подозреваю, что это уже давно произошло, так как споры плесени по сути микро компьютеры, а бактерии — роботы в нашем понимании. Мы же — это компьютерная симуляция и предмет гигантского чужого социального эксперимента.
На данный же момент человеческую жизнь люди сдают глобальному вычислителю в аренду по цене около 150–500 рублей в час. Это моя социально-экономическая интерпретация Терминатора. Нет смысла майнить свой смысл жизни в одиночестве, ответ уже готов — мы должны передать эстафету эволюции дальше, на новый и недостижимый для нас уровень.
Немного теории для самых тупеньких
Закончить водопад ссылок-смыслов хотел бы статьей, которая рассказывает основы AI, которые полезно бы знать, прежде чем вы начнете пересказывать друзьям-знакомым всё, чем я напихал вас выше.
Вот эта статья, далее произвольная цитата выдранная оттуда:
При создании систем ИИ, способных выполнять сложные функциональные действия — это могут быть и роботы, и, например, поисковые интернет-машины, — используются два основных подхода: на основе правил (rule-driven) и на основе данных (data-driven).
Для того чтобы понять разницу между ними, проще всего посмотреть на системы извлечения информации. К примеру, нужно извлекать факты встреч между различными людьми. Специалисту надо написать большое количество правил, которые описывают поведение слов «встреча», «принять участие», «общаться», «гулять» и т.п. в предложениях. Учесть надо все возможные смысловые синонимы слова «встреча» и написать правила, по которым машина сможет определить кто, когда, где и с кем встречался.
У обоих подходов есть свои плюсы и минусы и области применения. Так, data-driven-подход успешно применяется в задачах извлечения именованных сущностей. Rule-driven-подход применяется в задачах извлечения фактов и событий.
В качестве альтернативы для ненапряжного погружения в тему — чувак из Яндекса не только пугает наш мозг рекурсией, но и рассказывает нам про АИ в свежем видео ниже.
В популярной форме рассмотрим последние потрясающие достижения искусственных глубоких нейронных сетей, основные принципы и понятие «представления», да что уж там, можем замахнуться и на понятие понятия.
От науки об искусственном интеллекте перейдем к науке о сознании, порассуждаем, что же мы можем понять о себе самих, наблюдая за попытками глупой железяки что-то понять об этом мире. Предостережение: откроется много деталей о работе мозга, _представляя_ себе которые можно утонуть в глубокой рекурсии.
Далее ещё одно введение в ИИ в максимально доступной и популярной форме, например про Восходящие и Нисходящие потоки чакр информации, а также про сильный и слабый искусственный интеллект.
Что такое Искусственный Интеллект, каких он бывает видов, как устроен внутри? Будут ли у него чувства и эмоции, захватит ли он человечество или будет нам верным помощником? Узнай все об ИИ в этой лекции Александра Гапака
Короче, Склифосовский
Что происходит? Хто здесь? Не пугайтесь многабукаф, это была очередная порция тематических ссылок от Блогератора.
Что же до всего сказанного… просто верьте во всё хорошее — это большее что мы можем сделать в текущей ситуации. Мы просто ускоряемся, усложняемся, а потому — делегируем-прокрастинируем-делегируем. Впереди предстоит очень много изменений по живому и гонка непрекращающейся адаптации к новому, неизвестному. Всё что я могу сказать определенно — мы будем пытаться. А если вдруг вы что-то себе там задумали — остановить ничего уже невозможно.
Мир будет головокружительно меняться, прежде всего в техническом плане — и после каждой итерации трансформаций его будет накрывать aftershock«ом социальных потрясений.
Не пытайтесь ЭТОМУ противостоять калашами, гибридной войной и ГРАДом привычными средствами — вы уже НИКОГДА не вернетесь в 19 век. Корни происходящего растут в районе Силиконовой долины.
Если же хотите понять что-то о реальном будущем — прочтите книгу про Элона Маска, и вы ощутите пульс будущего. Вы увидите искренний пример служения человечеству, а не очередную попытку сделать бабла или любой ценой удержаться у власти ещё на n-ый срок.
В завершение цитата из книги «Круто, блин»:
Флаттер (от англ. flutter) — жесткая вибрация самолета, чреватая полным его разрушением. Именно флаттер долгое время препятствовал преодолению сверхзвукового барьера — это сильнейшая вибрация-резонанс возникающая при приближении к звуковому барьеру. Перегрузки и страх заставляли испытателей раз за разом отступать перед флаттером. Тем не менее однажды сверхзвуковой барьер был успешно преодолен смелым летчиком, нажавшим на газ в тот момент, когда его предшественники предпочитали покорно сбросить скорость. И вот там, в сверхзвуке, внезапно наступила тишина, пришла радость победы и удовольствие от скольжения по воздуху. По небу.
Жизнь иных людей так же наполнена мгновениями преодоления, ведь когда необходимо совершить прорыв в своей жизни, выйдя за рамки привычных представлений о возможном, наступает флаттер — жесткая вибрация души и тела. Некоторые не выдерживают — сбрасывают скорость. Лишь самые смелые нажимают на газ и попадают в сверхзвук. Именно они познают восторг победы и радость скольжения по жизни.
И они парят. Пока не наступит новый флаттер. Новый барьер на пути. Новая возможность для прорыва. И так раз за разом… А что же тогда такое «высший пилотаж», скажите мне?