Исход: IT-компании покидают московские коворкинги
Наполовину опустели коворкинги или «гибкие офисы» Москвы к концу июня. Из-за того, что одни IT-компании вывезли свои бизнесы и сотрудников за рубеж, а оставшиеся сокращают офисные пространства, доля свободных площадей в коворкингах сейчас составляет 50%.
При всей простоте и скорости создания новых рабочих мест под ключ, коворкинги всегда были заметно дороже: средняя стоимость рабочего места в них составляла 39 тыс. рублей ежемесячно, в то время как классический офис премиального сегмента обходился в 45 тыс. рублей за 1 кв. м ежегодно. А так как выход из сделки с коворкингами тоже проще и быстрее, кризис в первую очередь ударил по ним. В гибких офисах как правило заключаются краткосрочные договоры аренды, в отличие от «классических» офисов с их долгосрочными соглашениями и штрафами, соизмеримыми со стоимостью аренды до конца действия договора.
В своём обзоре падающего сегмента рынка «Коммерсант» приводит данные экспертов: Ozon освобождает около 17 тыс. кв. м, структуры Сбербанка не продлевают договоры в офисах оператора Manufaqtury, а «Яндекс» съезжает из бизнес-центра «Око II».
Владельцы коворкингов всеми силами стараются удержать клиентов: одни предлагают рассрочку и частичную оплату парковки клиентам, другие продают «фьючерсы» по более низким ценам или предлагают компаниям оплачивать только те рабочие места, которые были заняты их сотрудниками.
Но эксперты не теряют оптимизма: собеседники «Коммерсанта» предположили, что места в коворкингах начнут занимать сотрудники иностранных компаний, которые ушли из России, но оставили свои представительства. Если госпрограммы поддержки IT-компаний и маркетплейсов окажутся действенными, они тоже смогут вернуться в коворкинги.