IPO на Московской бирже: зачем это нужно, кто проводит и как купить акции

hvjzoh8wlshrc82iwxzazgcrwhm.jpeg

Изображение: Unsplash

В сети можно часто встретить истории о том, как компании вышли на биржу и провели IPO, по итогам которых основатели бизнеса стали миллиардерами. Почти всегда в этих рассказах фигурируют зарубежные биржи, в основном из США, однако провести IPO (а затем и SPO) можно и в России. Сегодня мы поговорим о том, как и зачем компании размещают свои акции на Московской бирже.

Примечание: инвестиции на бирже связаны с риском, о нем следует помнить. Кроме того, для совершения операций с акциями компаний на Московской бирже вам понадобится брокерский счет. Его можно открыть в режиме онлайн по этой ссылке. Также вы можете потренироваться в совершении операций и изучить торговый софт с помощью тестового счета с виртуальными деньгами.

Что такое IPO


Если компания достигает этапа развития, на котором для дальнейшего роста ей необходим внешний капитал, то одним из способов его привлечения является размещение акций на бирже через механизм IPO (initial public offering). В таком случае компания становится публичной — купить акции сможет любой желающий.

Помимо привлечения живых денег, которые можно вкладывать в новые проекты, у проведения IPO есть и другие плюсы. Например, компания может предлагать топ-менеджерам не только зарплату, но и акции, переманивая лучших специалистов. Также размещение акций обычно хорошо влияет на имидж компании — ведь это значит, что она вышла на определенный, весьма высокий уровень развития.

Но не все так гладко, и получения статуса публичной компании влечет за собой и целый ряд сложностей. Одно из главных — необходимость разглашения информации о деятельности компании. Публичные компании обязаны периодически публиковать финансовые отчеты, которые показывают успешность или неуспешность ее деятельности и могут серьезно влиять на цену торгуемых на бирже акций.

Для того, чтобы соответствовать разнообразным требованиям регулирующих органов и успешно проходить регулярные аудиты, компаниям необходимо прилагать серьезные усилия, затраты на которые могут быть слишком существенными для не самого крупного бизнеса.

Не только IPO: вторичные размещения


На бирже проводятся не только первичные размещения акций. Существует также понятие SPO (Secondary Public Offering), при котором проводится публичное размещение акций, принадлежащих уже существующим акционерам. Такой шаг позволяет увеличить количество акций в свободном обращении (free-float), не выпуская дополнительных акций и не обесценивая их. Таким образом повышается ликвидность акций компании и стимулируется интерес инвесторов к ним.

Зачем проводят IPO/SPO в России


На зарубежных биржах обычно проводят IPO компании, которым необходимо развиваться за границей, по каким-то причинам важно наличие иностранных инвесторов, или их руководство уверено, что достаточно денег в России привлечь не удастся.

Если же компания считает, что и на родине сможет получить достаточный объем инвестиций и каких-то особенных интересов за границей не имеет, то процесс подготовки IPO/SPO на родине может быть вполне оправданным. Одна из главных причин — стоимость всего процесса.

Компания может подготовить IPO и самостоятельно, но обычно для подготовки документов, их согласования с регулирующими органами и проработкой технических моментов (стоимость акий, объем размещения) нанимают инвестиционные компании (андеррайтеры). Понятно, что в России все связанные с проведением IPO расходы — услуги андеррайтеров, различные государственные и биржевые сборы и комиссии — в конечном итоге оказываются ниже. Весь путь подготовки обычно занимает от нескольких месяцев до года.

Как готовится IPO


Процесс подготовки к IPO — непростое дело, которое занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании серьезных средств. Организовать процесс самостоятельно бизнесу довольно трудно, поэтому возникает необходимость в найме инвестиционной компании (или нескольких), которые будут заниматься подгтовкой. Такие инвесткомпании называются андеррайтерами IPO.

После выбора банка представители финансовой организации и руководство компании договариваются о параметрах будущего размещения: цене акций, которые будут выпущены в свободное обращение, их тип, общую сумму средств, которые планируется привлечь.

По итогам переговоров подписывается соглашение. После этого андеррайтер передает инвестиционный меморандум в регулирующий орган страны, на биржевой площадке которой будет осуществляться размещение акций. В США это комиссия по ценным бумагам (SEC), а в нашей стране — Банк России.

В этом меморандуме содержится подробная информация о предложении и компании — финотчетность, биографии руководства, существующие юридические проблемы организации, список текущих акционеров и цель привлечения финансирования. После этого представленные данные проверяются, в случае необходимости запрашивается дополнительная информация. Если все корректно, то назначается дата IPO.

Примеры успешных размещений акций и облигаций


На Московской бирже регулярно проходят IPO и SPO в ходе которых компании предлагают инвесторам свои акции и облигации, вот несколько успешных примеров таких размещений:

  • Еще в 2014 году дополнительное размещение своих акций на Московской бирже провел «Яндекс».
  • В феврале 2017 года на Московской бирже состоялось IPO «Детского мира» — компания предложила инвесторам акций на 21,1 млрд руб
  • В том же году свои облигации на 2,7 млрд рублей разместила компания Softline (АО «Софтлайн Трейд») — IPO прошло при участии экспертов ITI Capital.
  • В 2016 году акций на 32,4 млрд руб. ($501,33 млн) разместила в ходе IPO компания ПАО НК «Русснефть», в этом случае сопровождением процесса размещение также занималась ITI Capital.


Это далеко не все примеры — деловые СМИ регулярно составляют подборки наиболее успешных российских IPO. Мы в ITI Capital помогаем компаниям организовывать IPO/SPO на российском фондовом рынке.

Не все так просто


Руководству и инвесторам компаний, планирующих проведение IPO стоит помнить о том, что статус публичной компании дает не только преимущества, но и накладывает некоторые ограничения. Один из главных «минусов» — необходимость разглашения информации о деятельности компании. Публичные компании обязаны публиковать финансовые отчеты о своей деятельности — показатели в этих документах могут влиять на стоимость акций, торгуемых на бирже.

Кроме того, регулирующие органы (в США — SEC, в нашей стране — Банк России) проводят аудиты и пристально следят за деятельностью публичных компаний. Затраты на соответствие таким требованиям могут быть весьма значительными.

Кроме того, публичность накладывает определенный отпечаток на деятельность компании — инвесторы и акционеры ждут роста показателей и, как следствие, ценый акций. Это может приводить к тому, что менеджмет начнет уделять больше внимания краткосрочным целям, а не решению задач, которые могут обеспечить долгосрочный рост.

Однако, несмотря на некоторые сложности, IPO (а затем и SPO) на Московской бирже — эффективный способ привлечения капитала, а значит и возможность для развития бизнеса.

Полезные ссылки по теме инвестиций и биржевой торговли:


© Habrahabr.ru