Инженер внедрения в IT: куда и как развиваться
Всем привет! Меня зовут Егор Сизов, и это моя вторая статья здесь. Я руковожу группой инженеров внедрения в ГК «Цифра». В первой статье я написал о специфике роли инженера внедрения в IT и необходимых ему компетенциях, теперь хочу рассказать в каких направлениях такой специалист может развиваться и как ему карьерно расти.
Статья будет полезна HR-ам, нанимающим менеджерам в компаниях-интеграторах IT-продуктов, а также специалистам, которые хотят стать инженерами внедрения или уже работают на данной должности.
Дисклеймер. Я буду опираться на грейды и процедуру грейдирования, которая используется в нашем центре компетенций по внедрению. Адаптировав изложенные принципы и идеи под специфику вашей компании или подразделения, вы сможете применить их в своей работе.
1. Развитие
1.1. Уровни
Для описания уровней компетенций инженера внедрения я буду использовать общеупотребимые понятия Junior, Middle и Senior с подуровнями Team Lead и Expert. Они могут интерпретироваться по-разному, поэтому остановлюсь на них подробнее.
Грейды. Различия по самостоятельности решения задач
Специалисту Junior для решения задачи необходимо предоставить инструкцию/алгоритм по выполнению. Middleспособен самостоятельно решить поставленную задачу. Специалист уровня Senior, в свою очередь, может не только решить отдельную задачу, но и декомпозировать верхнеуровневую постановку на подзадачи, а также он разбирается в предметной области. На уровне Senior существует два подуровня: Team Lead — с уклоном в управление командой и Expert — с уклоном в технику и передачу знаний.
Исходя из компетенций для каждого уровня инженера можно выделить основные задачи и функции, которые он выполняет на проектах внедрения.
Грейды. Различия по задачам
1.2. Направления
Уровень развития инженера внедрения складывается из компетенций по следующим направлениям и специализациям, о которых я подробно рассказывал тут.
Компетенции
Знать все продукты на свете невозможно, поэтому для целенаправленного развития инженеру внедрения необходимо сосредоточить развитие на основной и смежной специализациях по продуктам. Пару смежных специализаций следует выбирать исходя из взаимосвязи продуктов, а также смежности предметных областей и проектов внедрения. Две специализации необходимы для большей гибкости при распределении инженера между проектами и задачами.
1.3. Этапы развития
В данном разделе я буду оперировать розами компетенций. Владение каждым навыком строится в них в диапазоне от 0 до 5 по следующей шкале:
Уровни владения компетенциями
1.3.1. Junior → Middle
Путь до Middle специалиста подразумевает, во-первых, развитие навыков по компетенциям в ширину, а именно рост компетенций до базового уровня по смежным ролям, гибким навыками и предметной области, а также развитие прикладных навыков, основной и смежной специализаций внедрения. Во-вторых, инженера внедрения необходимо планомерно привести к самостоятельному решению задач (в чем и заключается уровень Middle), уменьшая детализацию предоставляемой для решения задачи инструкции по мере увеличения опыта специалиста.
Развитие Junior → Middle
1.3.2. Middle → Senior
Рост до Senior уровня подразумевает развитие прежде всего в основной и смежной специализациях, а также в предметной области. На уровне senior существует два варианта профиля компетенций: Team Lead — с уклоном в управление командой и Expert — с уклоном в технику и предметную область.
Развитие Middle → Senior
1.3.3. Team Lead и Expert
Сначала определимся с терминами — мое понимание специфики Expert и Team Lead соответствует следующей статье.
Специалист Team Lead (в дополнение к базовым компетенциям Senior) владеет гибкими навыками на экспертном уровне. Это позволяет лидировать проект с организационной стороны и выстраивать взаимодействие как с заказчиком, так и другими ролями команды внедрения проекта.
Специалист Expert имеет уклон в техническую составляющую и обладает экспертным уровнем в основной специализации и предметной области, имеет глубокие прикладные знания и гибкие навыки, а также хорошо разбирается в архитектуре и DevOps. В результате он способен лидировать проект внедрения с технической стороны.
Из разницы между организаторской и технической специфики компетенций Team Lead и Expert вытекают варианты возможного карьерного роста: менеджерские позиции (руководитель проектов, ресурсный руководитель) и технические позиции (архитектор решений).
Развитие Team Lead vs Expert
Таким образом, профессиональное развитие инженера внедрения на каждом этапе может и должно быть целенаправленным.
2. Карьерный рост
Целенаправленное развитие происходит итеративно, от уровня к уровню и влечет за собой карьерный рост. Каждый виток можно разбить на три этапа: планирование развития, развитие и подтверждение развития. В каждом из этапов участвуют три роли: непосредственно инженер внедрения, руководитель его команды и ресурсный менеджер.
Карьерный рост. Планирование развития
Результатом первого этапа планирования является план развития, который формируется исходя из запросов руководителя на необходимые центру компетенций навыки, возможностей карьерного роста для инженера и разницы между текущими и необходимыми компетенциями, т.е. набором компетенций для развития.
Карьерный рост. Развитие
Результатом второго этапа развития является целенаправленный рост компетенций инженера внедрения благодаря выделению его на проекты и задачи согласно плану развития, а также наставничеству руководителя команды и саморазвитию инженера.
Карьерный рост. Подтверждение развития
Наконец, третий этап подтверждения развития заканчивается процедурой грейдирования. При достижении целей плана развития грейдирование может инициировать как сам инженер внедрения, так и его тимлид или ресурсный менеджер. Ресурсный руководитель принимает решение о выходе инженера на грейдирование на основании обратной связи и подтверждения уровня специалиста от руководителя команды, а также наличия бюджета в центре компетенций для повышения сотрудника.
И после завершения грейдирования инженер внедрения выходит снова на планирование развития, но уже на новом уровне.
Таким образом, развитие инженера внедрения — совместная работа инженера, руководителя команды и ресурсного менеджера, в которой индивидуальный план развития и процедура грейдирования становятся не формальностью, а возможностью для целенаправленного развития.
Буду рад, если данная статья окажется полезной для вас.