Интервью с победителями 59-й Международной Математической Олимпиады
Привет, Хабр!
К Дню знаний мы поговорили с победителями и обладателями золотых медалей на 59-й Международной Математической Олимпиады в Румынии: Станиславом Крымским и Владимиром Петровым. Кстати вот задачи с этого чемпионата, попробуйте решить.
Станислав Крымский (Санкт-Петербург), выпускник академического лицея «Физико-техническая школа» Санкт-Петербурга и первокурсник МФТИ, факультета общей и прикладной физики.
— Как ты готовился к соревнованиям? Есть ли у тебя какие-то секреты при подготовке к соревнованиям? Есть ли какие-то свои ритуалы, например, счастливая рубашка или выпить кофе?
— В счастливые рубашки я верю. Иногда это помогает. Если перестает, то я больше ее не надеваю на важные соревнования.
В любом случае, перед соревнованиями важно прийти в форму. Нельзя отвлекаться на праздники, надо раскачать мозг, чтобы он помнил обо всех мелких деталях, которые могут помочь решить задачу. Методики решения задач у меня нет, как не может быть методики написания поэмы или музыкального произведения.
— Анализируешь ли ты свои неудачи? Были ли в твоей карьере какие-то обидные ошибки, которые не можешь себе простить до сих пор?
— Неудачи обязательно нужно анализировать, чтобы не повторять приводящих к ним ошибок. Провалы были. Как правило, они случались тогда, когда я недооценивал серьезность предстоящих соревнований, заранее предполагая, что легко одержу победу.
— Как тебе помогает в обычной жизни то, что ты один из лучших в мире?
— Мне это просто дает место под солнцем. Любому трудно найти свое место в социуме, но я надеюсь, что мне будет проще его найти благодаря завоеванной репутации.
— Что ты делаешь, если сталкиваешься с задачей, которую никак не можешь решить?
— Не бросаю, а откладываю и возвращаюсь через некоторое время.
— Как ты оцениваешь состояние сферы IT в России? Есть ли смысл переезжать в другую страну, чтобы находиться на острие знаний?
— Переезжать или не переезжать — личный вопрос каждого. При нынешней возможности передавать информацию по Интернету это вряд ли имеет смысл. Хотя кому-то может быть интересно влиться в иностранную команду. Мне более понятно, когда люди уезжают на стажировки и возвращаются домой, чтобы здесь творить новые технологии.
— Есть ли у тебя любимый язык программирования? Есть ли любимый раздел математики, задачи из которого ты больше всего любишь решать?
— Мой учитель и классный руководитель Михаил Эдуардович Дворкин, золотой медалист чемпионата мира по программированию ACM ICPC 2007 в школе научил нас Java, это удобный язык для решения большого класса задач. Любимой темы у меня нет. Профессионал должен уметь решать почти все задачи или стать более узким специалистом. Я пока не выбрал любимой темы.
— Чего не хватает в современном программировании?
— В современном программировании не хватает умной многофакторной обработки гигантских массивов данных.
— Что, по-твоему, нового будет в программировании через 5–10 лет, когда ты уже будешь вовсю работающим специалистом?
— Через 5–10 лет может наступить эра искусственного интеллекта. Картина актуальных задач существенно изменится, но вопрос о том, что такое сознание человека, скорее всего, останется открытым.
— Как родители повлияли на твою любовь к программированию? Это они ее привили?
— В школе мне нравилось программировать, но родители меня отговаривали всерьез заниматься программированием. Тем не менее, красоту предмета я успел ощутить благодаря стараниям Михаила Эдуардовича Дворкина.
— «Варишься» ли ты в программистской среде, или твое окружение — это разнообразные люди?
— Нет, мое окружение — разнообразные люди: физики, математики, музыканты.
— Предложили ли тебе уже работу? Где ты видишь свою карьеру? Ты сейчас восходящая звезда — у тебя нет страха, что работа в реальном проекте окажется более скучной и потребует намного меньшего объема знаний и навыков?
— Нет, работу мне никто не предлагал. Это было бы странно, поскольку я только сейчас иду учиться в университет. В программировании, действительно, студенты 3-го курса легко находят себе работу, в физике нужно учиться лет восемь-десять, чтобы стать специалистом. В математике — не знаю. О карьере я пока не думал. Что касается проектов, то в любой работе есть столько нюансов и мелочей, которые нужно учитывать, что независимо от объема знаний, которые потребует эта работа, в каких-то моментах она может оказаться и скучной, и неподъемно сложной. Думаю, в таких случаях правильная тактика — разделять эти сложности с коллегами, чтобы не уставать и не разочаровываться.
— Чем планируешь заниматься, когда закончишь учебу?
— Я хотел бы заниматься наукой, решать задачи на стыке наук.
Владимир Петров (Санкт-Петербург), после школы собирается поступать в СПбГУ
— Почему ты решил заняться программированием?
— Родители привили любовь к математике, с детства давали различные задачки, занимался дополнительно. Программированием же я увлёкся, непосредственно ориентируясь на мое окружение, многие друзья математики и одноклассники занимались.
— Как ты готовился к Олимпиаде? Были ли какие-то счастливые ритуалы?
— Готовили нашу команду целенаправленно несколько преподавателей, из многих регионов страны. Отбор в команду был очень долгим, больше года, и в течение него происходило активное обучение, в том числе дистанционно.
Безусловно, у каждого есть свои «традиции» или «ритуалы». Так, у меня действительно есть счастливая футболка, которую я надевал в течение всего года; также я в детстве профессионально занимался спортом и осталась примета не стричь волосы перед соревнованиями.
Несмотря на то, что олимпиада индивидуальная, у нас всегда была сплоченная команда, ощущали себя как единое целое. Поэтому именно личных «секретов» не было никогда, всем делились друг с другом и обсуждали с тренерами; были командные ритуалы, например съесть вместе арбуз перед отъездом за границу.
Методика решения у каждого индивидуальная. Конечно, есть общий «план» решения, каким правилам следовать. Например, одно из главных правил: как только решил задачу — запиши ее, чтобы гарантированные получить максимум баллов, а то вдруг потом не хватит времени.
— Часто приходится работать над ошибками?
— После каждого неудачного выступления обязательно делаю выводы и пытаюсь работать над ошибками. Иногда даже письменно фиксирую, что не так и что надо изменять. Обидные ошибки случаются очень часто, но вроде никогда сильно не расстраивался, всегда думал о следующем шансе и о том, что надо больше работать.
— Бывают ситуации, когда вообще не можешь решить задачу?
— Такое довольно редко случается, бывало, решал задачу в течение недели, но не так чтобы каждую свободную секунду, а откладывал, потом возвращался. Однако, когда совсем ничего не выходит, обращаюсь за подсказкой к преподавателям или обсуждаю с друзьями, ищу новый подход…
— Чем ты хочешь заниматься в будущем?
— Если честно, пока не знаю. Точно что-то связанное с математикой и программированием, ведь мне это нравится и получается. А это победа по жизни, когда работа совпадает с хобби. Возможно, это будет прикладная математика, возможно, профессиональное программирование в банке, например. Если будет получаться, в далеком будущем создам свой бизнес.