Интервью Ольги Павловой: «Кризис пока никак не отразился на индустрии сайтостроения. Работать можно»
Ольга Павлова, совладелец консалтинговой компании «Собака @Павлова», без особой должности и математик по образованию, частый докладчик ИТ-конференций, ибо есть что сказать.— Вы не первый раз участвуете в конференциях SQAlab, в частности, Analyst Days. Как оцениваете значимость подобных мероприятий для развития IT- области?
— Надо же начинающим специалистам где-то самообразовываться и сверять свой уровень со средней температурой по больнице. Конференции SQALab отлично под это заточены. Так что они не про рынок, а про образование, конечно же.
— Вы называете разработчиков и тестеров очень умными ребятами. При этом не говорите хорошо это или неплохо. Не кажется ли вам, что им нужно быть немного проще, т.к. многим пользователям не всегда понятно то, что для разработчиков является «как ясный день»?
— Ум разработчиков — это всего лишь явление природы. Иногда полезное, часто напоминающее стихийное бедствие, но определённо не поддающееся контролю или утихомириванию. Проблема не в уме. Проблема в излишней самоуверенности, ноги у которой растут из маленького и относительно благополучного жизненного опыта, весьма однородной социальной среды и тепличных условий работы. В результате многие (не все) разработчики ведут себя, как слоны в посудной лавке. Надо заметить, очень уверенные в своей рациональности слоны. Это в нашем-то иррациональном мире (ни разу не метафора, иррациональность человека научно доказана)! В общем, разработчики склонны делать вид, что они не люди, а роботы. Было бы смешно, если бы не мешало работать. Но, обращаю внимание, что это не повод упрощаться. Это повод изучать страшное и непонятное: людей. И первым шагом многим технарям придётся признать, что ни фига они в людях не понимают. Будет больно и трудно, но справятся, умные же.
— А есть ли специалисты, которые уже после того, как разработчик сдал проект, делают его более простым для массового пользователя? Если нет, то не считаете ли, что необходимость в них назрела? Все-таки негоже таких тонких людей как разработчики просить после сделанной работы еще и упростить ее, наверняка многие это воспринимают как личное оскорбление
— Вообще не очень понятно, что такое «сдал проект». Выпустил в реальный мир? Так ведь только тут, с точки зрения этого реального мира, жизнь проекта и начинается. Разумеется, начинаются и переделки. Ну, воспринимайте их как давление жестокого катка эволюции, если так уж хочется пострадать. Эволюция безжалостна, спорить с ней бессмысленно, переделки будут, ваши личные отношения с конкретной кнопочкой и архитектурным решением — мало кого волнуют.Специалисты, которые превращают кривого-косого зомби в живой организм, называются, например, руководителями продукта. Под ними или рядом толпа народу: дизайнеры, аналитики рынка, UX-специалисты, и т. д., и т. п. В общем, презренные гуманитарии, непонятно чем занятые.
И ещё про простоту. Это вообще-то адски сложно — сделать просто. Довольно суровый профессиональный challenge. Не всякий, впрочем, чувствует эту сложность, но и это тренируется.
— В докладе, который анонсирован на AnalystDays 4, вы утверждаете, что многие команды «привыкли выполнять заказ за пресловутые две недели». Откуда такой стереотип и неужели возможно полностью проработать IT-проект за такой срок?
— Это такая хорошо понятная разработчикам ирония. Спроси у почти любого, сколько времени нужно на разработку новой фичи. Типовой ответ: «Две недели». Хорошо психологически выверенный, кстати: за две недели либо нужда отпадёт, либо заказчик забудет, либо появятся более важные задачи. Слышите словосочетание «две недели» от разработчика — включайте сирену и красный штормовой фонарь: тревога, тревога, волк унёс зайчат.
— Как считаете, может ли разработчик спорить с заказчиком, если тот просит внести изменения в заказ, которые совершенно очевидно погубят проект или уничтожат его привлекательность? Какие риски несет в себе такой подход для разработчика?
— И может, и обязан. Но спорить надо уметь. Долбить в одну точку, не пытаясь разобраться в аргументах второй стороны — это не спорить. Первым шагом — понять оппонента. И если поняли, если признали, что его идея имеет право на существование — вот тогда уже сравнивать альтернативные реальности, показывать плюсы-минусы и помогать принять правильное решение.
— Сейчас бизнес в России переживает, мягко говоря, не лучшее время. Изменилось ли из-за этого что-нибудь во взаимодействии бизнеса в интернете с пользователями?
— Вот когда изменится, тогда и поймём, что таки да, настали тяжёлые времена у бизнеса в России. Пока остаются прежние тотальное хамство, умолчания, мелкое мошенничество и никакого уважения к клиенту. Исключения чудовищно редки. Посмотрим, станут ли массовыми. Надежда есть.
— Есть ли у вас какой-нибудь прогноз на 2015 год? Что ждет индустрию сайтостроения в Росии, Украине, Беларуси?
— Не загадываю наперёд. Пока работать можно, нужно и интересно. А там посмотрим.