Интервью из мира хостинга: PQ.Hosting
Меня зовут Леонид, я — разработчик сайта Поиск VPS. Я внимательно слежу за развивающимися проектами в сфере хостинга, и недавно заметил, что у PQ.Hosting число стран, в которых предоставляются виртуальные серверы, перевалило за 20, что сильно превышает среднее значение по отрасли (2–3 страны). Я решил побеседовать с Иваном — владельцем PQ.Hosting, который рассказал о своем пути, развитии проекта, особенностях присутствия в различных странах, ценообразовании и многих других интересных вещах.
Итак, можете рассказать о себе? Откуда Вы, как давно занимаетесь хостингом, были ли другие проекты?
Все началось еще в далеком 2007 году. Были форумы веб-мастеров, был интерес заработать собственные деньги. Я устроился рерайтером, затем попал в веб-студию помощником на удаленке и добавлял фильмы на онлайн-кинотеатры. При этом уже тогда я нанимал себе помощников. Получается, они были «помощниками помощника». Такие дела.
Кризис 2008 года больно ударил по карману: ставка за добавленный фильм упала ниже доллара. Нужно было начинать что-то большее. Я к тому моменту работал с админками разных CMS и подумал, что, в принципе, мог бы начать свой сайт, параллельно изучая SEO.
Первый сайт дошел до посещаемости почти 5000 уникальных посетителей в сутки. Для человека, который толком не разбирался в SEO, это был отличный результат. Все было неплохо, доходы радовали, но в один прекрасный момент «знакомый» умудрился заразить мой сайт вирусом — да так, что пока я устранял проблему, сайт пришел в упадок. Проект пришлось продать, и вырученные деньги я вложил в развитие: начал делать новые сайты, а для одного из них даже заказал уникальный дизайн.
И однажды мне повезло: до сих пор не могу понять, что же я такого сделал, но сайт внезапно поднялся в топ-1 Яндекса по ключу «фильмы онлайн». Счастье длилось недолго — более опытные коллеги по цеху позаботились о том, чтобы я слетел оттуда через месяц. Тем не менее, для меня в те времена это был большой успех. Трафика было нереально много. И тогда я понял, что просто вебмастером быть мало: надо срочно изучать SEO.
Ну и далее уже по классике: сайты про кино, сайты под sape.ru и прочие сайты, которым наращивался ТИЦ. Тогда это было эталоном успеха сайта и обеспечивало высокую стоимость ссылок на нем (ТИЦ давно больше нет как пузомерки).
Еще были онлайн-чаты. Это был движок VOC++ с магазином и прочими «плюшками» для заработка администратора. Под конец в этот движок завезли «онлайн-радио», которое натолкнуло меня на мысль сделать свое «хостинг-радио» — радиоточку можно было сразу сдавать в аренду коллегам по цеху. Так я впервые столкнулся с тем, что создал свой хостинг, но не в классическом виде, а в формате радиоточки. Я купил тогда первую VPS на 512 MB RAM, которой жуть как не хватало, но купить вторую или просто более мощную VPS было дорого. Настраивать все это мне помогал владелец хостинга, а еще у меня был друг, который помогал с радиоточками. Это был интересный опыт, веселый и общительный.
Шаг за шагом, так появился мой первый «школохостинг». А также — второй, третий… В общем, до появления PQ.Hosting я предпринимал множество попыток, но все они заканчивались провалом. Закрывались они по разным причинам: в основном, меня подводили те, у кого я арендовал ресурсы. Я искал дешевые варианты, но в один прекрасный момент как снег на голову приходила расплата и понимание, почему они были дешевле. Как говорится, скупой платит дважды.
Потом пришла эра VPS, а паранойя многих клиентов позволяла мне их продавать, просто договариваясь через ICQ.
Еще, конечно же, не стоит забывать о том, что при выходе на этот рынок нужны большие деньги или хорошая маркетинговая стратегия. А в те времена у меня не было ни того, ни другого.
В конце концов, в 2018 году я решил продать все, что отвлекало меня от настоящей цели, — и на вырученные деньги я начал свой хостинг-проект, где не будет ничего арендованного (как же я ошибался).
Итак, я купил первые серверы в России. Это была платформа Supermicro, 2х Intel Xeon E5–2680v2 с 256 GB RAM и далее, а по дискам уже не помню. Помню лишь, что для меня это было очень дорого.
Таких серверов было два. Один остался в Москве для размещения на колокейшн в дата-центре DataPro, а другой отправился в Молдову. В Нидерландах был куплен сервер на месте у одного провайдера. Провайдер в итоге нас «кинул». Серверы были в лизинге, и он их не оплачивал. В итоге все отключили, и 10 серверов нам пришлось просто «подарить». Однако мы очень быстро вышли на компанию из Нидерландов и купили 10 серверов взамен для миграции. Дата-центр Serverius пошел навстречу и именно наши серверы включил бесплатно, а также дал нам возможность мигрировать. Привет Сергею — главному NOC и владельцу Serverius!
Кроме того, мы получили статус LIR в RIPE что позволило нам получить /22 подсеть. Все было хорошо и готово для старта. Первая версия нашего сайта готовилась около полугода: хотелось чего-то особенного, но в итоге решил запускать «как есть», а исправлять и дорабатывать уже в процессе.
Шел 2019 год, хостеров на рынке было очень много, вырваться и появиться без большого капитала не представлялось возможным, а капитала не было. В тот момент я подумал, что ни у кого в рунете нет полноценного VPS на KVM с 1 GB RAM за 1 евро. С учетом того, что IP находились не в аренде, а оборудование — собственное, платить нужно было только за колокейшн. И поэтому мы могли позволить себе рискнуть и поработать в минус.
После выхода тарифа на рынок мы разместили о нем информацию на всех форумах. «Фишка», разумеется, сработала: о нас и о нашем тарифе за 1 евро написали везде, в том числе забугорные тематические журналы/блоги. Мы получили то, что хотели, а именно — узнаваемый бренд. А без узнаваемого бренда, сами понимаете, никто вам свои проекты не доверит.
Конечно же, после такой шумихи эти тарифы стали для меня той еще головной болью: ядра разлетались, интернет-каналы приходилось стремительно расширять, мы с трудом справлялись с нагрузками, и, разумеется, без недовольных клиентов не обошлось. Нам говорили: «Если вы продали за 1 евро, то это ваши проблемы, предоставляйте качественно, никто вас не заставлял».
В это же время я попал в большую группу хостеров. И в одном из чатов, где собрались владельцы хостинг-компаний, я прочел множество полезных советов. Они помогли мне сделать правильные выводы, избежать распространенных ошибок и, наконец-то, запуститься так, как я изначально хотел.
К слову, данный чат существует до сих пор, и полезная информация там появляется ежедневно. «Команде П» — привет!
В общем, советы из чата значительно облегчили мою жизнь. Я закупил во всех странах дополнительные серверы, чтобы как можно дольше протянуть с VPS за 1 евро. Пришлось уже брать IP в аренду (а вы ведь помните, что я не хотел ничего арендовать!), но цены на айпишники тогда еще были доступными.
В итоге, когда стало уже совсем невмочь, мы закрыли этот тариф. Денег он нам не принес, но узнаваемости добавил нехило.
Расскажите про проблемы, которые возникли при запуске. Как Вы их решали?
В 2008 году я познакомился с гендиректором webhost1.ru — Дмитрием. Через него мы до сих пор стоим в России в дата-центре DataPro. При маленьких объемах не все берут на колокейшн, и приятельские отношения позволили нам недорого разместиться в столь крутом дата-центре. В Молдове я таким же образом разместился при помощи друга Константина, а в Нидерландах — через ту самую компанию, которая нас «кинула». К счастью, мы теперь стоим там напрямую с приятными ценами.
Наш рынок — это на самом деле маленький «мир в мире», и партнерские отношения, взаимопомощь тут очень важны. Сейчас, например, пользуясь налаженными контактами, я с удовольствием помогаю своим партнерам расширять бизнес в разных странах мира.
Основной проблемой на старте было то, что системный администратор из меня не очень. Опять же, вебмастер — какой уж тут системный администратор? Но нашлась команда из Киева в лице директоров Александра и Артура (topadmin.biz), которая взяла на себя все администрирование инфраструктуры. Мы долго притирались: я длительное время был чьим-то клиентом и немного иначе видел то, как должен работать саппорт. По-моему, мы были первой хостинг компанией, которую они целиком взяли на аутсорс.
А почему в качестве второй страны Вы выбрали Молдову? Вроде не очень популярная локация для хостеров.
Все очень просто: я из Молдовы.
По остальным странам… В России был старый знакомый Дмитрий уже с хостингом и своими стойками в DataPro, а в Нидерланды нужно было заходить в любом случае — все знают, что это популярная локация. Плюс — размещаться в этих странах было несложно и недорого.
Конечно, я изначально хотел охватить как можно больше стран. Но нужно начинать с чего-то малого, не так ли?
На самом деле, в Молдове до сих пор у большинства коллег по цеху очень высокие цены (о качестве их услуг мне говорить сложно). Так или иначе, в Молдове мы вышли на неплохой уровень продаж. Плюс в поисковиках мы добились топовых позиций по региону.
Насколько много клиентов берут серверы в Молдове? На мой взгляд, направление очень экзотическое, и я бы, например, там не стал брать себе сервер при прочих равных.
Достаточно много, чтобы не задумываться о закрытии локации. Мы работаем с частным бизнесом из Молдовы, которому тоже важно иметь серверные ресурсы в стране максимально близко к клиенту. Также наши клиенты используют ресурсы для небольших частных CDN.
Насколько, по вашему мнению, большой плюс, что у вас много стран для размещения виртуальных серверов?
Помню, что, когда я перепродавал VPS, было удобно, если в одном месте можно было купить VPS из разных стран: не нужно было бегать по биллингам разным, да и за оплатами проще следить.
Ну, и конечно, самый главный плюс: добавляя каждый раз новую страну, мы автоматически расширяем свою аудиторию. Появляются клиенты, которых интересуют серверы именно в этой локации, плюс есть уже активные клиенты, которым нужны серверы в разных странах, и они все время добирают. То есть, когда мы запускаем новую страну, часть тарифов сразу выкупают наши постоянные клиенты, и серверы не простаивают.
Какая страна самая успешная в плане продаж, какая — хуже всего?
Продажи идут хорошо во всех наших локациях. Но отдельно выделяются на фоне всех остальных локаций Нидерланды.
На этой локации мы смогли построить мощную и технологически сложную инфраструктуру, обеспечить хорошую связность и суммарную ёмкость каналов.
В том числе благодаря этому у нас появились серверы с мгновенной активацией.
Нельзя сказать что какие то страны продаются хуже — всё в рамках наших планов по развитию, но скорость развития в Нидерландах выше.
Какие страны в ближайших планах? Когда планируете остановиться?
В данный момент ведутся переговоры с Швейцарией, Сербией и Францией.
На планете примерно 200 стран. В данный момент в нашем портфолио уже 21 страна, то есть покрытие уже 10%. Я считаю, что за два года активного роста это неплохой результат. Но мы планируем в конце лета более активно запускать новые страны.
Думаю ли я над тем, чтобы остановиться? Ну вот вы спросили — и я думаю. Наверное, три варианта. Первый — в мире не останется ни одной страны без серверов PQ. Второй — я банально устану от переговоров. Ну и третий, самый реалистичный, — никогда!
Как подбираете дата-центр, когда приходите в новую страну?
С учетом того, что мы являемся «лоукостером», нам сложно заходить в самые премиальные дата-центры страны сразу. Естественно, мы выбираем Tier-III, но, например, они могут быть «под Tier-III», без сертификации. Мы смотрим фотографии, смотрим их ASN для понимания количества (и качества) клиентов, читаем отзывы. И разумеется, в нашем ценовом сегменте весомый фактор — стоимость колокейшена и каналов. Антиддос также важен, он есть практически везде, но мы не бьем себя в грудь, что защитим любого клиента любой ценой. Да, мы без проблем защитим сервер от редких DDoS-атак, однако так называемых «проблемных» клиентов просто не берем, чтобы не подвергать риску собственную репутацию. Вообще факторов много — я их все сейчас просто не вспомню.
К слову, мы соседи очень многих хостинг-гигантов — в том числе и таких популярных компаний как Acronis, Kaspersky, банков и прочих, о которых нельзя говорить.
Были ли случаи смены дата-центра в пределах одной страны?
Да, единственный раз такое было в дата-центре в Румынии. Всем известно, что в Европе подорожало электричество. До Румынии это подорожание дошло с большим опозданием, но все-таки дошло — и дата-центр закрылся. Мы спокойно переехали, без каких-либо проблем, и новый дата-центр оказался даже лучше прежнего. Я говорю на румынском языке, так что все прошло гладко.
На каких языках Вы еще говорите?
На английском хорошо пишу и читаю, говорю «литл бит», а так знаю русский, молдавский и румынский. Румынский очень похож на молдавский, они — словно два диалекта одного языка. Разговаривать на русском я умел с детства. У нас регион такой: почти все знают русский и молдавский язык, в семье тоже говорили на обоих языках.
Оборудование в новых странах только арендуете или бывает, что ставите свое?
Мы никогда не арендуем оборудование, абсолютно никогда. Мы лучше не запустимся, но оборудование арендовать не будем. Такова модель, у нас все только свое, вплоть до свитчей. Из аренды сейчас у нас только IP-адреса, к сожалению –, но с ними иначе никак. Был выбор: закрыть продажи или арендовать IP адреса. Мы стоим в очереди в RIPE на выдачу IP, но она очень медленно движется. Поэтому, как бы нам ни хотелось избежать аренды, это просто невозможно.
У Вас цены на виртуальные серверы во всех странах одинаковые. Себестоимость тоже почти не зависит от страны?
Да, очередное наше правило. У нас есть планка себестоимости для того, чтобы мы могли везде выдерживать одинаковые цены. А себестоимость может отличаться между странами вплоть до х2 цены и даже х3.
Где себестоимость ниже всего, где выше?
Гонконг — самый дорогой. Самая дешевая для нас страна из-за партнерских цен и больших объемов оборудования и клиентов — это Нидерланды.
На себестоимость влияет только то, сколько Вы платите дата-центру, или есть еще составляющие?
По-разному, каждый раз что-то новое всплывает. В Европе у нас есть хаб, куда съезжается, тестируется и собирается наше оборудование для дальнейшей рассылки по странам Европы (привет, Андрей!), это выгодно. А вот, например, в Турцию мы пытались заслать оборудование — таможню прошли только диски, остальное они никак не хотели пускать в страну. Приходится покупать серверы на месте, переплачивая в полтора-два раза.
Главное — это стойки, электричество, интернет-каналы. Цены на удаленные руки тоже смотрим, есть и по 400 евро/час. Был интересный случай в Германии, в дата-центре Equinix. За установку одного сервера, который требовалось просто воткнуть в стойку и подключить кабели, взяли цену как за полтора часа. Оператор посчитал даже время, которое потратил, чтобы пойти и выкинуть коробку от сервера.
Продолжаете ли сотрудничать с этим дата-центром? Были ли еще подобные случаи?
Да, мы так и стоим в Equinix, это премиальный дата-центр. Мы не меняем дата-центры, даже если они беспочвенно повышают цены. Вы же понимаете, что смена дата-центра приведет к даунтайму клиентов. Даже если делать живую миграцию, неудобств для клиентов все равно будет много. Поэтому терпим. С Equinix вопрос решили тем, что наняли аутсорс удаленных рук, который базируется во Франкфурте-на-Майне, возле дата-центра.
У коллег были предложения — купить виртуальный сервер навечно. Что думаете про такие акции?
Всякое предложение имеет право на существование. Вопрос только в том, сумеете ли вы его подготовить. Если коллеги умеют, это же отлично. Я не вижу перспективы в моем проекте для подобного тарифа. Есть и другие идеи, которые мы рассматриваем.
Где у Вас основная «база»? Где сидит саппорт? Где Вы сами сейчас живете?
Нельзя в данный момент сказать, что есть основная база, но она обязательно будет. Наши сотрудники разбросаны по миру. Большинство находится в Молдове, Украине и России. Сам живу в Молдове, город Кишинев.
Где зарегистрирована компания? Как решаете вопрос с оплатой для граждан РФ?
Есть юридические лица в Молдове и в России. Это позволяет нам принимать легально криптовалюты, карты всех стран мира, в том числе РФ. Конечно же, работают ЮMoney, QIWI и многие другие. Юридическое лицо в РФ решает этот вопрос. Карты, платежки и юридические лица из РФ могут нам платить.
Юридическое лицо в России было всегда или появилось недавно? Зачем оно нужно?
Года два ему точно есть. Все очень просто: это, как минимум, потребность бизнеса. Самые популярные платежки — из РФ, а они не хотят работать с юрлицом из Молдовы, не хотят слать деньги в банк сюда официально. Приходится платить все налоги и там, и там, в рамках законодательства обеих стран. Ничего сложного в этом нет, и «схем» — никаких, конечно же.
Сколько у Вас работает человек?
В данный момент у нас работает около 15 человек. Минимум два человека на смене круглосуточно (в дневное время — разумеется, больше) круглосуточно, техническая поддержка ответит вам даже в новогоднюю ночь. Остальные работают по графику. Но в этом году мы увеличим количество людей, смен — и отдел продаж также перейдет на круглосуточный режим.
Интересный факт: с учетом того, что вся наша экосистема работает на ISPsystem, а к ней, как известно, порой нужен особый подход, мы наняли экс-сотрудника этой компании для быстрого решения возникающих проблем с системой и написания разных плагинов.
Какие проблемы возникали с ПО от ISPsystem? Если ли планы написать что-то свое или перейти на другое ПО?
У нас сейчас три пути:
1) Переходить на 6 версию продуктов ISP. Если договоримся по ценам — на VMmanager.
2) Переходить на другое ПО. Есть варианты, которые сейчас успешно тестируются.
3) Писать свое ПО, в данный момент активно обсуждаем.
Первый вариант самый простой, конечно. Проблемы бывали совсем разные. Например, в данный момент со стороны администратора у нас очень медленно работает биллинг. Именно из-за недочетов в ПО. Само собой, есть множество «хотелок», которые ISPsystem не может предоставить — даже с учетом того, что это правки в их продукт в сторону его улучшения.
А что не так с ценами на VMmanager?
Тарификация идет по ядрам. Даже если считать, что одна сервер-нода — это минимум 20 ядер, себестоимость локации вырастет очень сильно. Кроме того, из-за инфляции и прочего, что творилось и творится в мире, себестоимость и без этого растет, электричество выросло в цене очень сильно, и нам, соответственно, меняют цены.
Мы, в свою очередь, стараемся не менять цены для клиентов: локации друг друга перекрывают — так и живем. Клиенты будут недовольны, если мы поднимем цену даже на 10 центов. Не знаю, как долго мы еще сможем удерживать цены на прежнем уровне, но постараемся как можно дольше. Сейчас желательно поднять цену хотя бы на 1 евро на каждый тариф. С одной стороны, это дешевле чашки кофе, с другой — это позволит нам стабильно работать над улучшением качества услуг, внедрять инновации и расширять географию. Даже в такое непростое время.
Приносит ли бизнес прибыль или из-за постоянного расширения вы все еще вкладываете деньги? Вы единственный владелец или есть и другие? Можете поделиться цифрами: сколько у вас клиентов, сколько куплено виртуальных серверов? Сколько у вас в наличии физических серверов, свитчей, IP адресов и т. д.?
Да, я единственный владелец. Жизнь научила, что нельзя работать вдвоем или с инвестором. Деньги постоянно вкладываются, вернее, реинвестируются — новые серверы же не берутся из ниоткуда. Конечно же, много уходит на рекламу, Вам ли не знать?
Цифры — это очень интимный вопрос. Могу сказать, что у нас на данный момент более 15 тысяч активных VPS, присутствие в 21 стране. Что касается физических серверов — честно, даже цифру реальную не знаю, но можно исчислять сотнями, да. Свитчей, наверное, более пятидесяти. IP-адресов — более 30 тысяч.
А зачем Вам 30 тысяч IP-адресов при 15 тысячах виртуалок? Берете с большим запасом?
Вы не поверите, но это мы еще сдерживаем клиентов ограничениями. Мы не разрешаем арендовать больше 4-х дополнительных адресов. Открывая каждую локацию, надо направить туда минимум /24 сеть, в идеале /23. Если бы все было в одной стране, было бы проще — и, наверное, IP-адресов было бы меньше.
Обычно запасов практически нет, порядочных арендодателей IP-адресов мало. Многие поднимают цены оттого, что погода меняется, или же могут продать завтра сеть. Менять IP-адреса на VPS очень сложно, плюс у клиентов это может вызвать нереальный дискомфорт, так как многие привязывают по IP разные службы. В данный момент у нас есть небольшой запас, но, я думаю, он есть только потому, что сейчас сезон отпусков, и клиентов новых меньше, чем обычно.
Все ли у Вас автоматизировано или есть то, что делается руками?
Да, у нас очень много автоматизации, мы постоянно добавляем еще и еще автоматизацию, так как у нас уже есть бывший сотрудник ISPsystem в штате. Нам это позволяет автоматизировать многие процессы, которые не были автоматизированы в стоковой версии софта. Мы сделали бесплатный мониторинг для наших клиентов, внедрили его в биллинг, и далее планируем сделать услугу «мониторинг без забот», чтобы решать проблемы за клиентов.
Еще мы предлагаем не стоковые шаблоны ОС, мы произвели некий базовый тюнинг, для того чтобы система выдерживала большую нагрузку. Скоро, кстати, по этому вопросу будут новости в рассылке нашим клиентам. VPS теперь выдаются, в том числе, в срок до 3-х минут. В ближайшем будущем появятся прочие приятные мелочи, которые добавят комфорта нашим клиентам. Мы все время стараемся быть лучшей версией себя.
В каких дата-центрах Вы были лично из тех, в которых предлагаете услуги?
Честно говоря, в планах посетить все. Я посетил дата-центры в Молдове, России, Нидерландах и Израиле. На сайте есть небольшие фотоотчеты по Нидерландам и Израилю.
Фотоотчеты будут еще, а в данный момент мы собираем материалы со всех дата-центров для большого видеоролика, который станет для нашей аудитории экскурсией по всем локациям PQ.Hosting.
Расскажите подробнее, как происходит появление новой локации: с момента выбора страны и до момента начала продаж.
Нет четкого алгоритма, честно скажу. Мы с женой часто путешествуем. В последний раз были в Португалии, страна понравилась, и, пока я находился там, нашел дата-центр, устроивший нас по всем параметрам. Мы сразу открыли там локацию. Это как раз последняя страна, которую мы запустили на момент интервью.
Когда мы были в ЮАР, тоже хотелось там открыться. Но, к сожалению, в стране творится некий бардак, и однажды утром можно проснуться, не обнаружив ни своих серверов, ни самого дата-центра. Поэтому решили не рисковать. Кто знает, может со временем все наладится — откроемся и там. Я только за!
Еще мы, конечно же, прислушиваемся к тому, что просят клиенты — у нас постоянно спрашивают в онлайн-чате, нет ли той или иной страны, а мы берем это на заметку.
Планируем нанять человека, который будет активно мониторить дата-центры, собирать их предложения, а далее мы уже будем выбирать, куда приоритетнее заехать.
Локации еще могут появляться через знакомых — как это было в Латвии, Турции, Израиле, США, Канаде и еще нескольких странах. Просто от коллег узнаешь, кто из «крупных» там стоит — и идешь через них. Крупный реселлер дата-центра ничем не хуже, чем «встать» напрямую.
После достижения договоренности с дата-центром, мы сразу отправляем туда 5 сервер-нод и два свитча. С этим, конечно, бывают проблемы. Например, почта (мы пользуемся UPS) может побить или деформировать серверы при транспортировке, или «убить» диск. Это если говорить о еврозоне. В страны вне еврозоны мы покупаем серверы через eBay, и их собирают в дата-центре, где тоже бывают проблемы — продавцы могут «забыть» положить вентилятор.
Конечно, такие проблемы приходится оперативно решать, закупать новое оборудование, ругаться с недобросовестными службами, контролировать все по возможности и, конечно же, закладывать риски в бюджет.
Был интересный случай, когда мы запускали Великобританию. Нам вместо дисков пришла коробка с пакетами для уборки собачьих фекалий. Никому ничего не доказали, так как, возможно, подменил товары курьер. В то время как раз начали майнить на дисках, и все знали, что они стоят денег.
Были ли у Вас какие-то взломы, атаки или что-то подобное?
Интересно, какой-нибудь хостер рассказал бы о том, что его взломали? Взломов не было, но сайт и биллинг ежедневно подвергаются DDoS-атакам, зачем — непонятно. Среди наших провайдеров защиты есть Stormwall, DDG, Voxility и прочие. Бывают случаи, когда просто клиент уходит в блекхолл, если атака сильная. Самая сильная атака была, если не ошибаюсь, 600–800 Gbps. А еще на служебные почтовые ящики постоянно подсылают фишинг, пытаясь «слить» пароль сотрудника.
Какой самый лучший и дешевый канал для получения клиентов?
Мы берем комплексно, стреляем из всех орудий, и отследить это крайне сложно, так как биллинг у нас — с закрытым кодом. Поэтому ни цены, ни лучшего канала я не назову. Лучший канал — правильный маркетинг.
Откуда Вы получаете клиентов? Насколько долго с Вами работает среднестатистический пользователь?
Как бывший SEOшник могу сказать, что у нас достаточно неплохие показатели в поисковых системах, я этим занимаюсь либо сам, либо непосредственно руковожу процессом. Конечно же, мы пользуемся тематическими сайтами вроде Поиск VPS и форумами.
Большинство клиентов работает с нами долгосрочно, а не продлевают услуги чаще всего из-за банальной ненадобности. Самые краткосрочные клиенты — те, которые занимаются нелегальными вещами. Достаточно одной обоснованной жалобы — и мы блокируем все их услуги, в том числе аккаунт, без возврата средств. Однажды спамер через диспут в PayPal хотел вернуть свои деньги. По-моему, даже вернул. Но мы настолько быстро «убиваем» услуги таких клиентов, что на данный момент они если и есть, то единицы, и то — ненадолго.
Вы проводите какую-то аналитику? Из каких вообще стран у вас клиенты?
Счетчики стоят, но мы туда не очень смотрим. Следим за количеством новых заказов в сутки и количеством непродленных услуг. Статистику по странам мы начнем вести после того, как переведем наш сайт на большее количество языков.
Сколько в день получается покупок и отказов от продления?
Этот вопрос слишком интимного характера :)
Партнерская программа себя окупает? Сколько в среднем в месяц Вы платите одному партнеру? Какова максимальная выплата?
Окупает она себя или нет, на самом деле — неважно. Если тебе привели клиента, ты должен сказать «спасибо» и поделиться. Каждый новый клиент — это не только деньги, это плюс в карму узнаваемости бренда прежде всего.
Что касается максимальной выплаты по партнерству — не буду говорить, так как могу ошибиться. Таких выплат было множество.
Что поменялось во время пандемии?
Очень многое! С одной стороны, у нас был рост клиентов, так как многие ушли в онлайн-торговлю. А с другой — была очень большая проблема с покупкой и доставкой оборудования. Даже если оно приезжало, сроки были нереальные, а потом уже появлялись другие проблемы: в дата-центрах могло неделями не быть людей для установки наших серверов. Было одновременно и хорошо, и плохо. Но мы уже составили план, который позволит избежать подобных проблем в будущем.
Что поменялось после февраля этого года?
В России количество активных серверов сократилось, и рост снизился, в Украине тоже был резкий спад. Это если говорить по локациям. Общая картина в моменте тоже изменилась сильно, клиентов из РФ и Украины достаточно много: у одних курс взлетел до небес, а у других появились совсем другие проблемы… Когда уже не до покупки VPS, сами понимаете.
Потом пришло время VPN. У нас резко сократилось количество свободных IP. Пришлось запустить услугу VPN. Она у нас доступна только в биллинге, на сайт тоже не успели вывести, так как сотрудник, который отвечает за сайт, находится в Украине и на связи бывает редко. Сейчас ситуация более-менее выравнивается.
Приходили многие, чтобы купить серверы в России для DDoS, чтобы подставить государство (по информации от коллег по цеху, это было массово у всех). И наоборот тоже было, чтобы подставить Украину. Мы четко следили за ситуацией, в особенности за оптовыми покупками.
Я желаю мирного неба всем от всей души.
А что думаете по поводу тех, кто ищет себе хостера не из России или не имеющего с ней связей?
Люди напуганы, что за ними следят, а на самом деле, кому какое до тебя дело, если ты ничего плохого не делаешь? Есть параноики и все. Ну и, конечно же, небеспочвенно люди боятся «железного занавеса», как в Китае. Нас не считают хостером из России или связанного с ней, да и как нас считать с кем-либо связанными? Наше оборудование размещено в 21 стране, и мы по факту подчиняемся законам всех стран, где размещено оборудование.
А факт наличия юридических лиц в той или иной стране объясняется тем, что так клиентам удобнее платить. Мы вынуждены были на это пойти: кто-то делает компанию на Кипре, сидя при этом в России. Как говорится, у каждого самурая свой путь.
Кстати, у нас также есть юридическое лицо в Великобритании. Оно никак не задействовано в платежах. Его задачи заключаются в том, чтобы реселлерам было комфортно перепродавать наши услуги. В данный момент наши IP-адреса больше не показывают, что они принадлежат PQ.Hosting. Стоит другое, нейтральное название.
Часто ли бывают запросы из полиции или других аналогичных служб?
Запросы от кого только не получали. При этом — всегда идем навстречу. К слову, так делает любой хостер. Даже если хостер этого не сделает, служба пойдет выше (в дата-центр напрямую, например, или к серверу физически) и все равно получит нужные данные.
Из России часто приходят какие-то запросы?
Сегодня, например. Мы не разделяем запросы по важности или по какой-либо другой формуле. Отвечаем всем. Наши серверы — не место для нелегальных действий.
Какие ошибки Вы совершали в своей работе? Какой опыт получили?
Ошибки были, есть и будут. Люди обучаемы, по-другому никак. Не знаю, правильно ли в них сознаваться, но, черт возьми, какой душевный разговор завязался у нас. Главные ошибки в данный момент, которые мы исправляем активно, — это недостаточное количество запасного оборудования в локациях и нехватка сотрудников в технической поддержке на смене. Работаем над этим.
Какие можете дать советы будущим клиентам?
Хостинг-компании и их сотрудники — это такие же люди, не нужно требовать слишком многого и невозможного. Никто из хостеров не хочет обижать клиента и оказывать некачественную услугу, просто иногда происходят вещи, которые от нас не зависят. Например, сотрудники других компаний (дата-центров) некачественно или долго оказывают услуги. Мы недавно ввели правило: за оскорбление сотрудника — блокировка аккаунта, услуга доработает оплаченный период и на этом все. Взаимное уважение — на этом работает весь цивилизованный мир.
Часто ли попадаются неадекватные клиенты?
Абсолютное меньшинство — но, конечно, бывают. Я до сих пор читаю тикеты для контроля качества, и иногда бывает прямо ужас. Интересная статистика: так ведут себя только клиенты из СНГ. Люди из других стран в 90% случаев начинают разговор с «Hello, sir». Люди СНГ… что тут скажешь? Порой такое впечатление, что им все и всё должны. Но, повторюсь, таких — абсолютное меньшинство.
Последний вопрос: чем занимаетесь в свободное время?
Мое главное хобби — это моя жена и дочка, которой практически 2 с половиной годика. Помимо этого я увлекаюсь автоспортом, а конкретно — дисциплиной драг-рэйсинг на