Инструкция для блогеров по маркировке рекламы и оформлению отчетности в ОРД Амбердата (ОРД-А)

Сегодня рассмотрим как маркировать рекламу владельцам интернет-площадок с оформлением отчетности, разаллокацией по изначальному договору и креативам на платформе ОРД-А (Амбердата/Amberdata) для исполнения закона о маркировке рекламы (статья 18.1 закона о рекламе 38-ФЗ)

Теоретическая часть

Системный материал, который требуется знать и выполнять участникам рекламной цепочки, выведен в отдельную публикацию

Практическая часть

Рассмотрим несколько сценариев, где разберем конкретные действия для владельца интернет-площадки (владелец сайта, блогер, админ паблика) по оформлению своей отчетности в ОРД

Первый сценарий: Рекламодатель (РД) — Рекламораспространитель (РР)

К Рекламораспространителю (РР) обратился заказчик, причем он является исходным Рекламодателем (РД) и не является Посредником, поэтому для текущей цепочки договор между РД-РР и понятие изначальный договор это одно и тоже.

Следует заметить, понимание того, какой договор является изначальным является фундаментальным понятием для каждого участника рекламной цепочки, который производит оформление отчетности у себя в ОРД.

Напомним, изначальный договор — это договор между Рекламодателем (РД) и его первым контрагентом в рекламной цепочке. Первый контрагент в нашем случае это и есть Рекламораспространитель (РР). Именно атрибуты (номер, дата) изначального договора используется при разаллокации по изначальному договору, а также к нему прикрепляются токены при получении в ОРД.

Сторонами Рекламодатель-Рекламораспространитель была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между РД-РР возьмет на себя РР (статус доходного договора), в том числе РР получит токены в своем ОРД. Как мы знаем из Теоретической части, кто получает токены, тот по ним и отчитывается с разаллокациями (детализацией) по креативам и площадкам.

Предположим, что между Рекламодатель и Рекламораспространитель есть договор 250 от 20 октября 2023 года на размещение рекламных материалов в ноябре 2023 года на сумму 80 000 рублей и дополнительным работам по договору (изготовление креатива) на 20 000 рублей. Рекламодатель оплатит услуги по размещению РИМ 10 декабря. Рекламораспространитель выставит для Рекламодателя бухгалтерский (бумажный акт) 250-Акт-1 от 15 декабря 2023 года на общую сумму работ по договору в размере 100 000 рублей

85ea23b30a921ac9f4bd185b20b2c30e.png

Первый этап

Пользователь как Рекламораспространитель зарегистрируется на сайте ord-a.ru и получит после проверки и утверждения всех документов доступ к платформе ОРД

725af1a15a337af57f54f31d190f3a86.png

Как мы видим, РР также обозначил, что ему принадлежит две интернет-площадки, где он может размещать РИМ от своих заказчиков (Рекламодателей)

Добавленные площадки также отобразились в блоке Площадки

ae493b43de79a6ba3dd6c53d158e4ba6.png

Стоит заметить, что статус, который получил пользователь при регистрации на платформе своего аккаунта, это не клеймо, а всего лишь одна из ролей, которая будет для него доступна на платформе ОРД, а первичными базовыми данными является именно ИНН , поэтому в будущем пользователь может использовать свой ИНН в любых иных рекламных цепочках, но уже в статусе как РД , так и РА.

Более того, карточку контрагента всегда можно подредактировать либо изначально указать мультиролевую статусность для текущей организации

Это означает (см. скан выше), что организация со своим единым ИНН может участвовать в различных рекламных цепочках как Рекламодатель либо как Рекламное агентство (посредник) либо как Рекламораспространитель

Второй этап:

Пользователь (РР) занесет в блоке Контрагенты Рекламодателя в качестве контрагента договора на размещение РИМ

d93ab94da2e5bac04f59890bf126f827.png

Третий этап

Занесем договор между РД и РР

5f47ea2586615c7e338461163be1eb75.png

Четвертый этап

Теперь необходимо, чтобы РР, согласно договору 250 от 20.10.23, загрузил креатив и получил токен в блоке Креативы

10af0d05e1bdad4b49936e2cc135a37d.png

В ОРД-А процесс оформлен именно так. Сначала выдается токен, а потом система предлагает загрузить креатив

378dbb2ce1edde8efa1c5c7e9473979d.png

В итоге так в интерфейсе блока Креативы

5b795239c29981ac3c60eff68d258723.png

Прикрепление креативов в блоке Креативы всегда производится к Изначальному договору (договор между Рекламодателем и его первым контрагентом). В нашем случае, при короткой рекламной цепочке по нашему Первому сценарию, Изначальный договор и договор РД-РР это одно и то же, поэтому в блоке Креативы указан наш договор № 250 от 20 октября 2023 года.

Далее, чтобы начать размещение рекламных материалов на интернет-площадках, РР требуется нанести атрибуты маркировки рекламы на РИМ (баннер в нашем случае)

Как правильно наносить атрибуты маркировки на различные форматы РИМ можно посмотреть в моей публикации.

Пятый этап

После окончания размещения РИМ Рекламораспространитель должен оформить и передать Рекламодателю бухгалтерские акты, а также занести атрибуты бухгалтерского акта в ОРД в блоке Акты с разаллокацией по Изначальному договору и данные Статистики по показам с разаллокациями по креативам и площадкам.

В ОРД-А нет блока Статистика, но в блоке Креативы реализована возможность оформлять все необходимое по статистике с разаллокациями по креативам и площадкам

В блоке Креативы нажать на Карандашик в строке нашего креатива

3a6b15cce511d8347c1eff8641061794.png

Спустимся вниз и нажимаем Добавить статистику

Заполним статистику для площадки dhprime. При этом поле Пункт акта не заполняем, так как мы решили оформлять статистику через блок Креативы

ab66b964c7597b1a95a2fbf02b9be944.png

Заполним статистику для площадки dhprime_ppc

4d988a8cff22963cee2e0648f22ae386.png

В итоге так в интерфейсе блока Креативы

0f46fd11f1f930c6718050546bb379b3.png

В итоге разаллокация (детализация) по креативам и площадкам произведена

У нас один (единый) креатив будет размещаться на двух площадках. Если бы у нас было два креатива (два токена), но одна площадка, то также в статистике присутствовало бы две строчки — каждая для своего креатива, но с одинаковой площадкой размещения. Если бы было два креатива и две площадки размещения, то в статистике имело место бы 4 строки.

Количество показов, указанные выше можно взять из систем аналитики платформы размещения (например, из ленты Телеграм-канала либо системы аналитики платформы Телеграм) и с помощью Яндекс Метрики со своего сайта, указывая количество посещений страницы в ноябре 2023 года, где был размещен рекламный материал.

Был указан точный срок размещения, если бы у нас было размещение с 10.11.23 по 30.11.23, то указать надо именно его.

Так как у нас общая сумма, которая была выделена на размещение 80 000 рублей, а площадки две, то мы указываем сумму для каждой площадке по 40 000 рублей либо можно распределить эту сумму пропорционально количествам показов на каждой площадке.

Стоимость единицы оказания услуг для типа Иное указано 40 000 рублей, так как мы платим блогеру за услугу — размещение, поэтому она и будет единицей оказания услуг. Всего услуга стоила 80 000 рублей, а так как площадки у нас две, то делим на 2.

Шестой шаг:

В блоке Акты сначала для РР требуется занести атрибуты своего доходного бухгалтерского акта (номер, дату и сумму). Как указано в вводной части, РР выполнял не только услуги по размещению РИМ на своих площадках, но также изготавливал креативы по договору. Следовательно, сначала (в бухгалтерском блоке) должна быть указана вся сумма по договору по всем работам, а именно 100 000 рублей.

eb5089c80dfe66ab8abbb9324742882a.png

Далее после нажатия Добавить акт

d6fcb990438141ea4de60ba4e39fca8d.png

Следующий шаг

44d2fb489fa8f50d286d222f8f034646.png

Добавим изначальный договор и сумму (это и есть разаллокация по изначальному договору) в размере 80 000 рублей, так как именно она была потрачено непосредственно на размещение РИМ

8b4299dc63f1e9d8eec7ffdc848b9b5c.png

В итоге разаллокация по изначальному договору произведена

Важно понимать, что если мы заполняли данные по статистике в блоке Креативы, то нам требуется также связать данную информацию с нашим закрывающим актом из блока Акты

8f0b5b923d77c9ddb5488a1cd7793afb.png

После перехода нажимаем Добавить креатив, но предварительно скопируем ID креатива из блока Креативы

60433b92339529718a439f4892f5ea1a.png

В итоге так:

602e638bf5ba95fdc4d8bbdc46e1d011.png

В итоге получим следующее в блоке Акты

2b581acdedea56fd1b133117d94a5842.png

Дополнительно вернемся в блок Креативы. Нажмем на Карандашик

a0af355a495b77c5e936c15705212403.png

Спустимся вниз к статистике и укажем наш акт для каждой площадки в поле Пункт акта

269ce7b2598f9f1cecdd33c970314e40.png

Для dhprime

7a23cff22c5698d5d1725d92036012f4.png

dhprime_ppc

894d513e7af6c1876bf7a91ffad08a45.png

В итоге так

80a1c56791bb4596dc44b2cd19cc7af5.png

Таким образом была произведена разаллокация суммы размещения по изначальному договору №250 от 20.10.23 в блоке Акты, а также произведена разаллокация (детализация суммы и показов) по креативам и площадкам с указанием показов для каждой площадки размещения в блоке Креативы

В итоге, Рекламораспространитель (РР) оформил все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РР по Первому сценарию. Рекламодателю ничего оформлять в своем ОРД не потребуется, так как отчет по сделке (договору) полностью выполнил и подготовил РР.

Стоит заметить, что если бы Рекламораспространитель не получал токены, то Рекламораспространитель не стал бы заполнять блок Креативы,  не стал бы оформлять Статистику с разаллокациями по креативам и площадкам в блоке Креативы,  а также не стал бы прикреплять креативы в блоке Акты

Также обратите внимание, что по договору размещение имело место только в ноябре 2023 года (01.11.23 — 30.11.23) и с декабря баннер был убран с площадок размещения. Если бы этого не произошло (в договоре контрагентами это должно быть обозначено), то тот, кто получал токены (в нашем случае это Рекламораспространитель) обязан будет за размещение с декабря и далее каждый месяц отчитываться статистикой с нулевыми суммами, но с указанием количества показов в блоке Креативы у соответствующего креатива, но без актов в блоке Акты. Имело место, так называемая, вечная отчетность.

Второй сценарий: Рекламодатель-Посредник-Рекламораспространитель

При данном сценарии РР повторит все шаги, которые были описаны в Первом сценарии, но теперь его заказчиком по договору будет Посредник (Рекламное агентство либо фрилансер), которого он заведёт в качестве контрагента в блоке Контрагенты.

Важное отличие от Первого сценария состоит в том, что теперь договор Посредник-Рекламораспространитель и понятие изначальный договор это две разные сущности. В текущей цепочке первым контрагентом у Рекламодателя теперь будет Посредник, поэтому договор Рекламодатель — Посредник будет нести в себе сущность Изначального договора.

В результате РР дополнительно в блоке Договоры занесет в свое ОРД договор Рекламодатель — Посредник, помимо своего доходного договора Посредник — Рекламораспространитель.

Естественно, в блоке Креативы к токенам теперь надо будет присоединять договор Рекламодатель — Посредник, а не Посредник-Рекламораспространитель.

Также изначальный договор Рекламодатель — Посредник теперь будет фигурировать в блоке Акты в разаллокации

Третий сценарий: Самореклама для РР

Как мы знаем, термина самореклама официально в законе о рекламе №38-ФЗ не существует. По сути, данный термин описывает размещение информации о своих товарах, услугах, мероприятиях на своих интернет-ресурсах, которые выделены особым образом на фоне другого контента.

Что имеется ввиду?

Под саморекламу может попасть, с точки зрения ФАС, закрепленный пост в своих соцсетях, а также сквозной (всплывающий) баннер на своем сайте с информацией про свой отдельный товар, свою отдельную услугу, про отдельный бренд из вашего каталога и свое отдельное мероприятие.

Итак, чтобы Рекламораспространителю оформить саморекламу в своем ОРД требуется следующее:

Первый шаг:

Нажать на блок Креативы. Выбрать Самореклама в интерфейсе и заполним требуемые обязательные* поля

6346774124b9405e3425b2f809577ba6.png

Нажмем Зарегистрировать креатив

bd47d1c5c1a624daa9327fe119bc8c2c.png

Кликнем Продолжить и загрузим креатив в интерфейсе

В итоге так

1549bbb5cd8534451570be1d5730dec9.png

Второй шаг:

Все готово для размещения саморекламы. Требуется нанести атрибуты маркировки на РИМ и произвести размещение рекламных материалов на своих интернет-ресурсах.

После окончания размещения рекламный материал (самореклама) убирается из паблика либо с сайта

Третий шаг:

Согласно требованию Роскомнадзора, до 30 числа следующего месяца после размещения следует занести данные по статистике в блок Креативы, так как отдельного блока Статистика в ОРД-А нет. Поэтому все необходимое в плане оформления статистики с разаллокациями по креативам и площадкам, как мы привыкли на примере других ОРД, в ОРД-А нужно сделать с помощью блока Креативы либо с помощью блока Акты (см. выше Первый сценарий)

Заполним статистику для площадки dhprime при размещении баннера саморекламы.

Для этого требуется нажать на Карандашик в блоке Креативы в строке креатива для саморекламы и сделаем прокрутку вниз

Клик на Добавить статистику

fa666d00dd3b3467d75eacacee262bcf.png

Заполним статистику. Поля по стоимости для саморекламы будут по умолчанию недоступны

39fc117d3772c6a4a9e6e55b46bcda2f.png

Блок Акты для саморекламы заполнять не требуется.

Стоит заметить, что если бы самореклама после размещения в ноябре 2023 года не будет «демонтирована», то Рекламораспространитель каждый месяц будет заносить для баннера саморекламы количество показов с нулевыми суммами в блоке Креативы,  нажимая сначала на Карандашик у баннера саморекламы, а затем после прокрутки вниз Добавить статистикубез заполнения блока Акты. Имело бы место, так называемая, вечная отчетность.

В итоге все необходимое в плане отчетности в своем ОРД для оформления саморекламы Рекламораспространитель сделал.

Итак, мы полностью описали все действия, которые предстоит пройти Рекламораспространителю по всем возможным сценариям при оформлении отчетности в операторе рекламных данных ОРД-А.

Рекомендации по настройке отчетности в различных ОРД

© Habrahabr.ru