Insider: о стартапах, специализирующихся на психическом здоровье, и о сливе данных как побочном эффекте онлайн-терапии

45fc698f4134d15408d4235efd792628

О «тёмной стороне» стартапов, специализирующихся на психическом здоровье, написал Insider. Издание утверждает, что, разрабатывая свои приложения и оказывая медицинские услуги, такие компании пренебрегают конфиденциальностью и сливают данные пациентов рекламодателям и сторонним компаниям. 

Издание ссылается на отчёт Mozilla Foundation за 2022 год, в котором фигурируют десятки стартапов, работающих в области психического здоровья, и описываются недобросовестные практики и нарушения конфиденциальности. Mozilla Foundation называет их методы «бесконечно жуткими» и делает вывод: подавляющее большинство приложений отслеживали, делились и коммерциализировали самые сокровенные и уязвимые мысли и чувства своих пациентов. 

В качестве одного из примеров Insider называет стартап Loris, который использовал данные, полученные из текстовых разговоров с людьми, испытывающими психологические проблемы. Эти данные были нужны для создания «чуткого» бизнес-ПО для обслуживания клиентов. Источником данных стала Crisis Text Line, некоммерческая горячая линия по предотвращению самоубийств и одновременно материнская компания Loris. Crisis Text Line работает 10 лет и за это время обменялась 219 млн сообщений в более чем 6,7 млн бесед с людьми, которые обращались к ней за помощью.

Ещё один пример — терапевтическая платформа BetterHelp, заявляющая о более чем 2 млн пользователей, передала их данные Facebook для запуска рекламной кампании. В Facebook слили IP-адреса и ответы на анкеты о состоянии здоровья, чтобы платформа могла использовать эту информацию для таргетинга рекламы. В результате BetterHelp привлекла десятки тысяч новых платных пользователей и заработала миллионы долларов. Позже компанию оштрафовали на $7,8 млн, которые пошли на частичное возмещение ущерба клиентам.

Стартап Cerebral, тоже занимающийся вопросами психического здоровья, делился частной медицинской информацией о 3,1 млн своих пациентов с рекламодателями и платформами социальных сетей. В Cerebral это назвали багом, о котором в компании не знали и который уже успели пофиксить. 

Психические проблемы стали «золотой жилой» для стартапов. В 2017 году ВОЗ назвала депрессию одной из главных причин инвалидности во всём мире. Каждые 40 секунд в результате самоубийства умирает один человек. Из-за депрессии и тревожных расстройств ежегодно теряется около 12 млрд рабочих дней и $1 трлн. При этом на психическое здоровье в среднем тратится менее 2% от всех денег, идущих на здравоохранение. 

Логично, что на этом фоне появилось много новаторов из Кремниевой долины, которые верят, что технологии могут решить самые сложные проблемы. Стартапы, специализирующиеся на психическом здоровье, оказались наиболее финансируемыми в цифровом здравоохранении. Венчурные инвестиции в них выросли с $2,3 млрд в 2020 году до рекордных $5,5 млрд в 2021 году. Даже на фоне спада финансирования техноотрасли в 2022 году они остались одними из лидеров. 

Стартапы, работающие в области психического здоровья, можно условно разделить на два типа. Первые — приложения на основе чат-ботов, которые предлагают DIY-терапию, клинически проверенные инструменты и тактики, которые помогают пользователям справляться с повседневным стрессом и эмоциональными проблемами. 

Но самым популярным и прибыльным стал второй тип — виртуальные клиники, которые даже имеют право выписывать лекарства. Именно ко второму типу относятся критикуемые приложения с их миллионами пациентов, чьи данные раздаются направо и налево. Например, Insider утверждает, что у компаний, продающих базы данных, за $75 тыс. — $100 тыс. долларов в год можно получить доступ к данным, которые включают информацию о состоянии психического здоровья людей.

Издание признаёт, что использование конфиденциальных данных может быть встроено в бизнес-модель технологических компаний: поисковые системы, платформы социальных сетей и потоковые приложения собирают и монетизируют информацию, которую они получают от пользователей. Но данные, полученные от кризисной линии, сильно отличаются от данных о предпочтениях в фильмах или покупках в Интернете. И если практика слива и монетизации личных данных пациентов станет нормой, это подорвёт сами основы психиатрической помощи.  

© Habrahabr.ru