«Инновационный консерватизм»: История Bang & Olufsen

Bang & Olufsen — датская компания, которая занимается разработкой и производством аудиотехники класса Hi-End, телевизоров и аксессуаров. Компании 92 года — техника Bang & Olufsen уже десятки лет считается современной классикой.

В основе идеологии компании — одновременно нацеленность на инновации и сохранение традиций, вера в вечные ценности. Этот подход применяется и в дизайне, и в технологиях — обо всем подробнее расскажем ниже.

tcy0dvpxemexeryyf6vs9ayu6a0.jpeg
Фото Jimmy Baikovicius CC

Начало


Компания Bang & Olufsen была основана в небольшом датском городе Струер молодыми инженерами Петером Бангом и Свеном Олуфсеном в 1925 году. Это было время, когда в каждой стране активно велись разработки в области радиотехники.

Петер Банг шесть месяцев работал на американской радиофабрике и поэтому был в курсе всех последних открытий. Вернувшись в Европу, он предложил своему другу Свену вместе открыть бизнес. История Bang & Olufsen началась на чердаке родительского дома Свена.

filv_69m9nmcre6tzzegfotrk_q.jpeg
Первая лаборатория B&O (1925 год) PD

Интересно, что основатели одного из самых популярных технологических брендов современности сильно отличались характерами и часто ссорились — их «стартап» вовсе не был прекрасным творческим симбиозом, а скорее результатом соперничества.

Единственное, что их объединяло, было стремление к экспериментам и дух предпринимательства. На этой фотографии Свен Олуфсен стоит слева, Петер Банг — справа.

Петер Банг был классическим изобретателем, который «заболел» радиоиндустрией в 20-е годы, на самом пике её развития. Над новой идеей он мог работать по 24 часа в сутки. Поэтому в компании он занимался технологиями и разработками.

Свен Олуфсен был харизматичным и общительным человеком, который любил нестандартные решения и ко всему мог найти свой подход. В Bang & Olufsen он отвечал преимущественно за бизнес-составляющую.

Их первым продуктом стал домашний радиоприемник Eliminator. От многих других приемников на тогдашнем (не очень широком) рынке он отличался тем, что работал от сети переменного тока, а не от батареек.

Столкновение разных идей и подходов, дизайна и технологий в поисках лучшего решения — до сих пор одна из ценностей компании.

Светлое будущее


В 1927 году основатели открыли небольшую фабрику в Струере — она по сей день остается главным заводом компании.

Следующими в линейке стали ламповые приёмники — 3lamper в 1927 году и 5lamper в 1929 году. В 1938 году B&O разработала и выпустила в продажу Master-39CH — первый в мире приёмник с кнопочным управлением. На нём можно было переключаться между 16 радиостанциями, просто щелкая кнопками — большое достижение по тем временам.

В 1939 году появился культовый приёмник Beolit 39 — первый продукт с приставкой «beo», которая сохраняется в названиях разработок компании (Beosound, Beoplay, Beovision) по сей день. Окончание называния — «lit» — возникло потому, что корпус приёмника был сделан из бакелита — первого синтетического пластика.

С этим материалом Петер Банг впервые столкнулся ещё в 1924 году в США, но использовать его для разработки своего приёмника смог только через 14 лет. Дизайн, ставший каноническим, тоже придумал Банг. На создание белой решетки динамика его вдохновил дизайн радиаторной решетки Бьюика.

msc_oyh4ol7_phhtycklufa0wqe.jpeg
На фото Beolit 39 / CC BY

Во время войны производство пришлось приостановить. Первую фабрику в Струере разрушили в январе 1945 года местные сподвижники нацистов — за отказ сотрудничать с немцами.

Но к 1946 году производство было восстановлено, и компания вновь взяла курс на инновации. В 1946 году в продажу вышел Beocord-84U — первый катушечный магнитофон, собранный в Европе. В 1950 году с конвейеров B&O сошла первая модель телевизора.

В 60-х годах компания осталась без своих основателей. Однако в это же время в B&O пришел дизайнер Дэвид Льюис (David Lewis) — он разработал некоторые знаковые модели (Beocord VX-5000, Beolab-6000 и другие). Льюис стал ведущим дизайнером B&O в начале 80-х. Три модели из разработанных им для Bang & Olufsen сейчас входят в постоянную коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. За свою выдающуюся работу в 2002 году Льюис был удостоен рыцарского титула в Дании.

В 1990-х годах компания почти перестала сотрудничать с крупными ритейлерами, открыла свои бутики и начала продавать технику непосредственно потребителям. Линейка продуктов начала расширяться — компания стала производить не только аудиоаппаратуру, но и телевизоры, мобильные телефоны, MP3-плееры и так далее.

Этим планам пришёл конец во время кризиса 2008 года — выручка и цены на акции начали падать, компания прошла через реструктуризацию и увольнения. Сейчас основное направление работы B&O — Hi-End аудио- и видеосистемы, а также аудио для автомобилей высокого класса. Аудиосистемы Bang & Olufsen установлены во многих моделях Audi, BMW и Mercedes-Benz.

Внимательность к деталям


Эстетика — одно из главных преимуществ Bang & Olufsen. Это признают не только любители Hi-End техники, но и ценители искусства. Например, в 1978 году Музей современного искусства в Нью-Йорке сделал выставку продукции Bang & Olufsen — за всю историю такое устраивали только для 5 компаний (выставка была посвящена другому выдающемуся промышленному дизайнеру, сотрудничавшему с B&O — Якобу Йенсену, и называлась «Дизайн для звука от Якоба Йенсена»).

Такое направление взяли ещё основатели компании — при разработке дизайна своих приёмников они ориентировались не только на чистую функциональность, но и на эстетику и удобство. Например, вдохновлялись текущими трендами в дизайне интерьеров и пытались придумать такой приёмник, который дополнит облик гостиной.

Сейчас одна из самых запоминающихся черт продукции Bang & Olufsen (и одновременно почва для критики) — ретрофутуристичный дизайн, который напоминает бутафорию для научно-фантастического кино.

Touch and feel — ещё одна важная составляющая айдентики Bang & Olufsen. Каждый предмет — от аудиосистемы и телевизора до портативной колонки или наушников — выполнен с огромным вниманием к деталям, к тому, как этот предмет будет существовать в жизни пользователя с момента открытия коробки.

Кстати


Сейчас Bang & Olufsen выпускает интересный подкаст о звуке в максимально широком его понимании — авторы утверждают, что человек на самом деле очень мало знает о звуках, которые его окружают. Они изучают «шумовой космос»: то, как и что мы слушаем, рассказывают истории про звук, описывают интересные идеи, изобретения и возможности аудиомира. В 2017 году подкаст отметили премией British Podcast Awards.
Больше «исторических» материалов в нашем «Мире Hi-Fi»:

Аудиомания — авторизованный дилер Bang & Olufsen. Специальные предложения Bang & Olufsen в рамках нашей грандиозной новогодней распродажи (продлится по 9 января 2018 года).

© Geektimes