«Импортозамещение» в видеонаблюдении. Часть пятая: Випакс АйТек Про
Во-первых, извинюсь за прошлые заголовки «по-Новосибирски» и «по-Кубански» — это прозвучало предвзято и могло кого-то обидеть. Исправляюсь:) Во-вторых, подтягиваю качество контента — прошлые пару статей не тянули ни на сенсацию, ни на достойные Хабра по содержанию, в этот раз, надеюсь, все будет по другому. Итак, к делу!
Китайские модули, собранные отверткой в гаражном кооперативе, проектирование простых плат для своего в, основном, китайского продукта — это хоть и вызывает всяческое порицание, но люди хотя бы пытаются сделать что-то. В таких муках, очевидно, и рождается отечественная сфера видеонаблюдения.
Но что если компания просто покупает камеры у известного китайского ОЕМ-производителя, даже не пытается это скрыть, и все равно, каким-то невероятным образом попадает в реестр РЭП, получая все сертификаты как отечественный производитель. Хотя повторюсь, в отличие от прошлых «конкурсантов», эти даже шильдик переклеить в России не удосужились — за них все сделал ОЕМ-завод Raysharp уже в Китае.
В этом будет легко убедиться, потому что для этой статьи я достал оригинальный Raysharp. Приготовьтесь, будет много фото, но самое главное — будет очень часто двоиться в глазах.
Сравнение АйТек Про IPr-DvpF Китайского и Российского производства
Перед тем как перейти к предмету статьи, разберем две очень похожие модели самого производителя: АйТек Про IPr-DvpF-5Mp FC II 2.8 Китайского производства и АйТек Про IPr-DvpF 2Mp FC Российского производства, о чем говорят соответствующие наклейки на корпусе и запись в паспорте. Если не хотите прелюдий, то сразу переходите к следующей главе про «Сокол».
В глаза сразу бросается схожесть с камерами Raysharp, например вот с этой. Это сходство дальше будет только подтверждаться, вплоть до абсолютной идентичности. Ну и между собой камера китайского и российского происхождения удивительно похожи, поэтому далее я буду их подписывать, чтобы вы не запутались.
Схема у камеры двухплатная, плата процессора совмещена с платой питания, и с виду практически полностью идентична между двумя образцами.
Обратите внимание на маркировку RS-CM и запомните ее. Как говорится, это секретный инструмент и он пригодится нам позже:) Также можно обратить внимание на наклейки ОТК — они вкруг одинаковы, и их внешний вид тоже стоит запомнить.
У модуля камеры также не слишком много отличий, топология очень сходна, хотя и стоят разные сенсоры.
Также обратите внимание и запомните маркировку плат — RS-CM.
Ну, а теперь развязка. У меня есть вот такая замечательная камера от Raysharp — купольная камера RS-CH628M8, давайте тоже ее вскроем и поглядим, что же там внутри. Ее я заказал просто за компанию к буллету, о котором речь пойдет ниже, чтобы добить минимальный порог по сумме доставки из Болгарии в Россию.
Камера, кстати, пришла вообще без опознавательных знаков, так как Рейшарп — это ОЕМ-производитель, и свой бренд они продвигают лишь в Азии и Индии, а для Болгарии возят такие неопознанные камеры, видимо чтобы обходить ограничения (в Европе они под санкциями). В России найти их не удалось, хотя я слышал что они делали камеры для Ростелекома на кастомной прошивке — напишите в комментарии если в курсе.
Однако, несмотря на отсутствие лого, модель отлично гуглится, а ее MAC привязан к пулу адресов Zhuhai Raysharp Technology Company.
Разбираем камеру и смотрим что внутри.
Находим те же самые маркировки плат — RS-CM на плате процессора, RS-CS на плате сенсора. RS, это, очевидно, Raysharp, CM, видимо, сокращение от camera module, а CS — camera sensor, хотя я могу и ошибаться. Но постойте-ка, откуда аналогичная маркировка в российских камерах? Возможно ли такое, что две компании, производящие камеры в разных странах, используют одинаковую маркировку плат? Вот так совпадение, не правда ли?
Сравнение АйТек ПРО Сокол-OZ и китайского Raysharp
Вы, вероятно, скажете «невелика сенсация, еще один переклейщик шильдиков возит ОЕМки из Китая», но я хотел бы пойти дальше и разобрать ту самую, сертифицированную по СТ-1 камеру АйТек ПРО Сокол, которая внесена в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции и реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ. Лежит она у меня еще с сентября, добыл ее мой хороший друг из Оренбурга (Саня, привет!), и хотелось начать мой цикл статей именно с нее, но китайский «эталон» ехал уж очень долго.
Повторюсь, со слов компании ООО «ВИПАКС +» эта камера произведена на территории России, местная Торгово-промышленная палата ознакомилась с процессом производства и выдала соответствующее заключение. Тоже держите этот факт в голове — чуть позже мы к нему вернемся.
Об этом есть вот такая вот запись на сайте — на тот случай если «Випакс» решит ее удалить или отредактировать
Итак, узрите — сегодня на одной сцене российская камера АйТек ПРО Сокол-OZ Extreme Vision, и ее брат близнец Raysharp RS-CH296N4NK.
Тут нам уже понадобятся фломастеры, чтобы подписать обе камеры — они не просто похожи, это фактически одно и то же. Единственная разница которую мне удалось заметить — маркировка некоторых компонентов и крепеж объектива на термоклей вместо винтов в «российской» версии.
Внешне отличий в камерах нет от слова совсем, но тут придираться бессмысленно — такой корпус тоже достаточно распространен, кабельная сборка, возможно, тоже. Самое интересное нас ждет, конечно же, внутри.
Просто невероятно! Совпадение вплоть до мелких компонентов, абсолютно идентичная топология, и все те же маркировки плат RS. Шлейфы, конденсаторы, трансформаторы не просто похожи — они из одной партии.
Рассмотрим сами платы подробнее, может хоть в мелочах будут отличия, подтверждающие российское происхождение камеры Сокол АйТек Про от «Випакс»?
Вы все видите сами — даже серия плат совпадает, разница лишь в процессоре и трансформаторе. Впрочем, уверен, она чисто номинальная.
Платы сенсора отличий вообще не имеют, за исключением крепления объектива: на «российском» видны остатки термоклея. Это не просто очень похожие модули, а абсолютно, стопроцентно одинаковые, произведенные в одном и том же месте, идентичные вплоть до момента затяжки и сорванных шлицов винтов на одних и тех же узлах.
Кстати, MAC-адрес камерам от «Випакс» предусмотрительно выданы из своего пула, по адресу юридической регистрации компании.
Российское ПО «Сокол»
Справедливости ради, стоит упомянуть реестровое ПО «Сокол» за номером в реестре российского программного обеспечения №17768 от 29.05.2023. К сожалению, я не имею компетенций для глубокого анализа происхождения ПО, и могу судить о нем только по интерфейсу, а с ним у «Сокола» все в порядке. Все функционально, все на своих местах, камера довольно глубоко и гибко настраивается, на мой взгляд это хорошее программное обеспечение.
Внешне веб-интерфейс Сокола хоть и напоминает Рейшарп, но это может быть следствием того, что программисты «Випакса» просто брали его за пример. Каких-либо следов кастомизации китайского ПО я не нашел, все достаточно просто, понятно и функционально. По всей видимости, ПО Сокол действительно разработано в России, в таком случае, конечно, это уже большой шаг вперед. Вопрос лишь в том, что мы говорим про реестр отечественной электроники Минпромторга, а не Минцифры. И в оценку локализации берется аппаратная и механическая реализация камеры, а не ПО. Так что будем считать что Пермская ТПП была введена в заблуждение.
.
Уже перед самой публикацией статьи в соцсетях Випакса я заметил анонс о выпуске более 10 тысяч камер с ПО сокол и заявление о интеграции с ViPNet — это продукт компании Инфотекс, система аппаратного шифрования. Каким образом в китайские камеры будет устанавливаться российский модуль шифрования мне представить сложно, к тому же в списке партнеров Инфотекса компания Випакс замечена не была. Насколько я знаю, для легальной работы с аппаратным шифрованием требуются лицензии ФСБ, а условия их получения гораздо жестче чем СТ-1 в региональной ТПК.
Выводы
Несмотря на, вероятно, свое собственное ПО, камеры АйТек ПРО — это камеры с завода Raysharp. Причем, что важно, в отличие от Си Кама, никакой, даже гипотетической, отверточной сборки быть не может — завод Raysharp производит не модули, как Anjvision, а вполне готовую продукцию, и заморачиваться с тем чтобы высылать какому-то отдельному вендору их стандартные камеры по частям никто не будет. Это отчасти подтверждается и таможенными декларациями (если что — информация не секретная) — никаких модулей или запчастей нет, только готовые камеры.
Поэтому, спекуляциям на тему российской сборки здесь точно нет места — камеры ООО «Випакс» АйТек Про, даже пресловутый реестровый «Сокол» производится в Китае. Но даже если бы собирались они в Перми, будучи полностью от и до китайскими — сделало бы это их происхождение российским? Видимо, именно так считает испытательный центр и местная Торгово-промышленная палата, выдавшие СТ-1.
Обидно то, что камеры мне понравились — хороший крепкий середнячок. И несмотря на то, что ПО Raysharp имеет кучу известных уязвимостей, использование отечественной прошивки по идее должно было их минимизировать. Получился бы вполне достойный комплекс видеонаблюдения, еще и с тем же реестровым ПО — так зачем было некрасиво обманывать о факте китайского происхождения камер?
Традиционно приглашаю руководство компании «Випакс» к диалогу в комментариях — с удовольствием посмотрел бы на проектную документацию их разработок, фото с производства, может быть чертежи их плат. А всем остальным предлагаю обсудить концепцию «российского происхождения» — как думаете, насколько должно быть локализовано производство, чтобы выполнять это условие?