Илон, Илон… Что не так с Tesla?
Не так давно Tesla стоила больше, чем BMW, Ford, General Motors, Honda, Mercedes, Toyota и Volkswagen вместе взятые. В ноябре 2021 года рыночная капитализация Tesla достигла $1,2 трлн. Сегодня меньше половины. Никогда ещё компания не теряла так много в рыночной стоимости за такое короткое время. Компания сталкивается с многочисленными судебными исками из-за своих систем помощи водителю. Американское транспортное агентство NHTSA проводит расследование из-за утечки огромного количества внутренней информации.
Внутренние документы (23 000 файлов) Tesla объёмом 100 гигабайт, просочившиеся в немецкую газету Handelsblatt, охватывают проблемы в Европе, США и Азии в период с 2015 по март 2022 года, и они демонстрируют серьёзные недостатки в технологии Tesla Autopilot. Файлы включают личную информацию о более чем 100 000 нынешних и бывших сотрудников, а также тысячи отчётов о проблемах с передовыми системами помощи при вождении Tesla, автопилотом и системой FSD (Full Self-Driving).
Жалобы на то, что у автомобилей внезапно срабатывают тормоза, чтобы избежать «воображаемых» столкновений, и на автомобили, ускоряющиеся вне контроля их владельца. Утечка данных может привести к тому, что компания столкнётся с новым давлением со стороны регулирующих органов. И долгожданный Tesla Cybertruck не скоро сойдёт с конвейера, как было неоднократно обещано Илоном Маском.
Где моя тачка, чувак?
Утечка данных может усилить обеспокоенность инвесторов и аналитиков Tesla в том, что компания сбилась с пути. Её технология автономного вождения, похоже, далека от того, чтобы быть достаточно безопасной для дороги. Tesla не выпускала новый потребительский автомобиль с 2020 года, и многие считают, что она отстаёт от других автопроизводителей, которые активизируют разработку новых электромобилей для удовлетворения растущего спроса.
Tesla Cybertruck — это давно обещанный электрический пикап, который не похож ни на один другой автомобиль на рынке. Внешний вид похож на изображения транспорта будущего художника-фантаста 1980-х годов.
По словам Маска, приземистый полигональный грузовичок линиями вдохновлён фильмом «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Tesla обещает тяговое усилие кибертрака до 14 000 фунтов и планирует продавать его в версиях с одним, двумя и тремя двигателями, последняя из которых может разгоняться до 100 км/ч менее чем за 3 секунды.
Первоначально Маск обещал стартовую цену ниже 40 000 долларов, но после нескольких лет инфляции и проблем с цепочкой поставок такая цена уже маловероятна. Например, компания Ford запустила свой собственный электрический пикап F-150 Lightning с ценой менее 40 000 долларов, но быстро подняла цену до 50 000 долларов. Тем не менее, Tesla заявила, что более миллиона человек внесли залог в размере 100 долларов, чтобы встать в очередь за машиной.
Когда Tesla впервые анонсировала Cybertruck в 2019 году, ни один другой автопроизводитель публично не обсуждал создание электрического пикапа. А сейчас электрический грузовик Ford уже стоит на парковочных местах клиентов. GMC уже продаёт свой электрический Hummer. Стартап Rivian поставил клиентам сотни пикапов R1T. Стартап Lordstown Motors начал поставки своим клиентам пикапа Endurance. Также анонсированы Chevrolet Silverado EV и GMC Sierra EV, которые могут выйти в производство раньше Cybertruck, подтолкнув дебют Tesla в лучшем случае на седьмое место.
Производство Cybertruck планировалось на 2021 год. Позже Маск отложил это до 2022 года. Затем снова отложил до 2023 года. Конечно, есть вероятность, что компания сможет поставить несколько автомобилей в 2023 году для тестирования и маркетинга. Но теперь Маск сказал инвесторам, что массовое производство для выполнения заказов начнётся в 2024 году.
В то время, когда обещанному двухместному спортивному автомобилю всё ещё далеко, а модели S, X, Y и 3, которые когда-то считались машинами из будущего, теперь считаются устаревшими. Большинство автомобильных компаний обновляют внешний вид своих авто каждые 3–5 лет, а Tesla Model S уже более 10 лет.
Напротив, в этом году Ford планирует увеличить производство как своего пикапа F-150 Lighting EV, который уже распродан на 2023 год, так и внедорожника Mustang Mach-E. Предложения от Hyundai IONIQ 5 и Kia EV6 могут угрожать Tesla Model Y и Model 3 в ценовом диапазоне от 45 000 до 65 000 долларов. General Motors планирует ускорить производство электромобилей и снизить расходы на ряд моделей автомобилей, включая Chevrolet Blazer EV, Chevy Equinox, Cadillac Lyric и GMC Sierra EV. Хотя недавно Tesla дразнила загадочным автомобилем Roadster, она предоставила скудные подробности о том, чего клиенты могут ожидать от автомобилей следующего поколения. И задержка запуска Cybertruck неизбежно приведёт к задержке выпуска Roadster.
Дай подзарядить!
Хотя немногие автопроизводители могут конкурировать с Tesla по характеристикам (Tesla Model S разгоняется до 96 км/ч за 2 секунды, достигает максимальной скорости 515 км/ч и может похвастаться автоматической сменой полосы движения и 17-дюймовым сенсорным экраном), многие достигли или приближаются к максимальной скорости в 480 км/ч, что является важным фактором для многих покупателей электромобилей.
Одним из главных конкурентных преимуществ Tesla является сеть Supercharger. С более чем 40 000 запатентованных быстрых зарядных устройств постоянного тока, расположенных на основных магистралях рядом с торговыми центрами, кафе и заправочными станциями, их глобальная инфраструктура является крупнейшей в мире. Зарядные устройства интегрированы с программным обеспечением Autobidder для оптимизации и диспетчеризации автомобилей, и, что наиболее важно, они работают быстро и надёжно, обеспечивая автомобилю пробег до 520 км за 15 минут зарядки.
Сеть обслуживает около 12% проданных авто Tesla по всему миру. Но новые требования к финансированию в рамках программ государственной инфраструктуры зарядки в США могут подорвать преимущество собственной зарядки Tesla. Национальная программа инфраструктуры электромобилей США выделит 7,5 млрд долларов на финансирование разработки около 500 000 зарядных устройств для электромобилей, но для получения средств на строительство новых станций Tesla должна будет открыть доступ в свою сеть для конкурентов, включив в неё четыре зарядных устройства CCS. Если Tesla не откроет свою сеть для различных стандартов зарядки, они не получат этого объёма. Вряд ли Маску нравится эта идея.
Через несколько лет общественная зарядная инфраструктура в США может начать больше походить на европейскую, где во многих странах Tesla Model 3 использует стандартные вилки, а Tesla открыла свои станции Supercharging для автомобилей, отличных от Tesla.
Tesla сохраняет преимущество в программном обеспечении над конкурентами, которые обратились к сторонним технологиям, таким как Apple CarPlay, чтобы заполнить этот пробел. С помощью беспроводных обновлений Tesla может отправлять новые строки кода по сотовым сетям для решения механических проблем и функций безопасности, обновлять развлекательные возможности консоли и удивлять водителей новыми функциями, такими как подогрев задних сидений и недавно выпущенная полностью автоматическая система вождения (бета-версия, доступная за 15 000 долларов).
Эти обновления программного обеспечения также являются источником дохода для Tesla. Но функции полного автономного вождения не совсем такие, как было обещано, поскольку водители по-прежнему должны сохранять эффективный контроль над транспортным средством, что ограничивает ценность системы.
Опоздал на собственную вечеринку, пока сидел в Твиттере
На сегодня было зарегистрировано 393 случая смерти с участием Теслы, 33 из которых были связаны с автопилотом. Многие возлагают вину за это лично на Маска, который делит свое время между управлением Tesla, SpaceX и Twitter.
Также растёт ощущение, что поведение Маска с момента захвата Twitter ещё больше усугубило сложную ситуацию для Tesla. Часто бывает трудно отделить бренд Tesla от характера его генерального директора.
Многих раздражают твиты и словесные нападки Маска на правительственные программы и регулирование, особенно в связи с тем, что Tesla извлекает выгоду из государственных и федеральных налоговых льгот для электромобилей. Поэтому в прошлом Tesla могла полагаться на лояльную клиентскую базу, которая поддерживала компанию в её многочисленных невзгодах и защищала её как важного новатора в автомобильном секторе. Но компания теряет лидирующие позиции.
По разным оценкам прогнозируется, что доля Tesla на рынке электромобилей в Северной Америке снизится с 70% в 2022 году до 30% к 2025 году, поскольку общее производство электромобилей вырастет с 777 000 до 2,87 миллиона единиц. В Европе упадок Tesla уже идёт. Данные за первые 11 месяцев 2022 года показывают, что объём продаж автомобилей Volkswagen с модульной матрицей электропривода (MEB) превысил продажи Tesla Model Y и Model 3 более чем на 20%. По оценкам, продуктовые линейки Tesla закончат год с 15% западноевропейского рынка электромобилей по сравнению с 33% в 2019 году.
Также Европейский Союз предложил закон, предусматривающий сокращение выбросов углерода от новых автомобилей и фургонов на 100% к 2035 году, что, вероятно, усилит конкуренцию со стороны европейских автопроизводителей на рынке.
Ноябрьский анализ 100 ведущих мировых брендов, проведённый нью-йоркской консалтинговой компанией Interbrand, оценил стоимость бренда Tesla в 2022 году в 48 миллиардов долларов, что на 32% больше, чем в 2021 году, но намного меньше её роста на 183% в период с 2020 по 2021 год.
Капитализация Tesla
Все «норм» у Маска
Возможно череда неудач и нанесут урон репутации и карману Маска: неудачный запуск ракеты SpaceX, уход с поста гендира Twitter, а теперь утечка данных Tesla. Совсем недавно появилась новость, что Neuralink Илона Маска получила разрешение на испытания своих чипов на людях. И судя по полосе неудач Маска, добровольцам стоит призадуматься, прежде чем соглашаться на такие испытания.
Тем не менее, пусть Маск и опоздал на вечеринку электромобилей, он её организовал и она есть. Конкретно у Tesla ещё есть все шансы занять лидирующие позиции. Маск редко соблюдает установленные им самим сроки, но он всегда преуспевал в том, чтобы побудить других к своему делу с помощью грандиозных заявлений и новаторских видений.
По-настоящему доступный электромобиль уже давно является целью компании. Первый генеральный план Tesla, опубликованный в 2006 году, ещё до того, как Маск стал генеральным директором, был простым, но в то время радикальным: построить электрический спортивный автомобиль и использовать эти деньги для создания всё более и более дешёвых электромобилей.
Компания рекламировала свой второй электрический седан, Model 3, как автомобиль с батарейным питанием для широких масс, но автомобиль продавался только по целевой цене в 35 000 долларов в течение ограниченного времени. Его базовая модель сейчас продаётся за 43 000 долларов.
Между тем, другие автопроизводители, вдохновлённые видением Теслы, заняли нишу: сегодня Chevrolet Bolt стоит от 26 500 долларов, а Nissan Leaf — от 28 000 долларов. Медленно, но электромобили дешевеют. Такая тенденция не может не радовать.