ИКТ-сектор Китая: «мировой сборочный цех» не так прост, как кажется
Знаете, сколько стоит аналитический отчёт с прогнозом развития IoT в Китае до 2021 года? 4500$. Мы уверены, что многие люди бизнеса и власти в некоторых странах мира отдали бы гораздо больше, чтобы узнать, что будет с Поднебесной через 5–10 лет. В последние годы Китай всё интенсивнее меняет свой образ: из главного сборочного цеха всего мира он переходит в стадию цифровой трансформации и цифровой экономики. И, вопреки ожиданиям, это не та цифровая трансформация, о которой номинально треплются на взрослых конференциях, а настоящий, живой процесс. В этот раз мы расскажем вам, почему Китай это не только гаджеты и великий китайский файервол. За файерволом-то чудные дела творятся.
Как дела, ИКТ-сектор Китая?
Среднегодовой темп роста рынка информационных и коммуникационных технологий Китая (CAGR)) по прогнозам IDC составит составляет 8,6% с 2016 по 2021 год. И этот темп превышает прогнозы, которые существовали ранее — эксперты вынуждены пересмаривать свои предположения, поскольку экономика страны оказалась весьма динамичной. Ожидается, что цифровая экономика Китая к 2021 году достигнет 8,5 триллионов долларов, а это около 55% ВВП. Сейчас в Китае ведётся активная пропаганда работа по переводу предприятий на новые технологии. Кроме того, бизнес уже успел открыть для себя большие данные, понять их практические преимущества и стремится ориентировать на данные все существующие бизнес-модели. Однако это не такой простой и быстрый процесс.
Стойте-стойте, я знаю, что скоро 11.11 и у вас наверняка есть куча скидок на гаджеты и комплектующие, колитесь уже!
Однако такие темпы роста не означают, что технологическая сфера Китая существует в вакууме и не испытывает трудностей. Как и другие сферы, этот сектор в полной мере ощущает все геополитические сюрпризы, внутренние приветы и прочие радости рыночной экономики внутри большой, развивающейся и одновременно коммунистической страны.
- Сейчас рынок немного лихорадит от санкций и особых тарифов со стороны США — непонятно, какую позицию примут крупные международные заказчики и партнёры Китая. Мы неслучайно ставим этот фактор на первое место — конкретно в этот временной момент он несёт серьёзную нагрузку ввиду зависимости промышленности Китая от США. Однако со временем его влияние спадёт, поскольку Китай отходит от «чисто гаджетной истории». Но сейчас 79% компаний ожидают негативного влияния.
Ярким примером противостояния может служить недавняя ситуация с ZTE и Huawei, продажи которых в сетях операторов были запрещены в мае 2018 года после того, как пришло время тряхнуть шпионским скандалом из 2016 года. Американским компаниям было запрещено до 2025 года поставлять комплектующие ZTE. Это сказалось на всех участниках процесса, а Китай пригрозил отказом от ввоза iPhone. В итоге было найдено компромиссное решение: ZTE заплатили большой штраф, сменили совет директоров и вернулись на рынок Северной Америки. Наконец, санкции были сняты. Huawei же по-прежнему не в фаворе в США, но не потерял воодушевление и буквально в конце этого октября знатно потроллил Дональда Трампа, предложив ему купить смартфон Huawei в обмен на iPhone, который прослушивают… китайские и российские хакеры. Обещали достать, если понадобится.
- Страны мира с развитым капиталом принимают меры против допуска китайских инвесторов на национальные рынки — подобное сдерживание тормозит как технологии, так и потоки капитала в самой Поднебесной.
- На некоторый ключевых «гаджетных» рынках возникла ситуация перегрева и огромной конкуренции: это касается батарей, плат, экранов. В таких условиях производители начинают демпинговать ценой, что не лучшим образом сказывается на доходности игроков.
- Несмотря на огромный покупательский рынок, внутренний спрос на товары ИКТ-сферы стабильно снижается который год подряд: с одной стороны, рынок пресыщен доступными устройствами, с другой — высокий процент низкодоходного населения не желает часто менять гаджеты или покупать более дорогие. Дополнительные проблемы со спросом возникли в 2018 году, когда производители были вынуждены ещё больше поднять цены (следствие проблем с компонентами для производства). Путей изыскать что-то новое пока не предвидится.
- Высокодоходный рынок смартфонов, конечно, не загнулся, но нехило стагнирует. Нет новых идей, прорывных моделей, какого-то сверхнового ПО или концепта устройств. Кони бегают по кругу: наращивается производительность, вставляются две камеры, всё, что могло быть тоньше, стало тоньше. Но это всё те же смартфоны с одинаковым дизайном и набором функций. Тут либо сами разрабатывать, либо ждать, когда кто-то придумает. Либо не делать ставку исключительно на смартфоны.
- В Китае остаётся живой (и будет долго жить) цензура и закрытость в Интернете. Несмотря на то, что страна стала родиной огромного количества интернет-компаний (и мы жутко гордимся, что наш Gearbest занимает не последнее место среди них), проблемы с доступностью информации и информационной безопасностью сохраняются.
- Не всё чисто и в финансовой сфере: деятельность некоторых компаний недостаточно прозрачна: например, компании могут быть не очевидно связаны и ликвидация одной может повлечь проблемы с ликвидностью всего «холдинга». Опять же, существует проблема дебиторской задолженности — постоянно возникают задержки с платежами. Эта проблема не должна казаться надуманной — сорванные поставки и неплатежи приводят к кризису в целых цепочках отношений. Плюс ко всему, не стоит исключать фактов мошенничества со стороны компаний, желающих поймать свой грузовик рыбки в мутной воде.
Источник. Одно из решений проблемы просроченных платежей — электронный инвойсинг (система выставления и оплаты счетов).
Источник. Электронные счета действительно возымели эффект на скорость прохождения платежей.
Но не всё так сумрачно вблизи. Есть несколько весомых положительных моментов.
- С 2016 по 2020 идёт очередная пятилетка, корневой идеей которой является поддержка производства отечественных средств электроники и полупроводников в частности.
- Государство поддерживает высокотехнологичные проекты.
- Внутренний рынок, несмотря на стагнацию, работает и будет расти. Проще говоря, новые изобретения и товары всегда будет кому продать: условно, наелись смартфонами, вот вам датчики для умного дома, IoT для спорта и здоровья, домашние роботы и проч.
- Продолжает расти объём объектов интеллектуальной собственности, развивается патентное право.
- В Поднебесной разрабатываются системы кибербезопасности, в том числе призванные бороться с внешними атаками.
Источник. Прекрасная инфографика, которая описывает состояние дел в разных отраслях. Как видите, в ИКТ не безоблачно, но вполне себе комфортно: средняя степень риска, эффективность предпринимательской деятельности средняя.
10 трендов ИКТ Китая, которым можно позавидовать
Китай — второй по величине рынок информационно-коомуникационных технологий, который по оценкам экспертной группы IDC достигнет 844 млрд. долларов США. Естественно, Китай — это серьёзный конкурент для других техномонстров, в частности США и Южной Кореи.
- Китай — один из мировых лидеров производства полупроводников и оборудования для их производства. Несмотря на международные проблемы и падение спроса на полупроводники, отрасль не стагнирует — государство вливает в неё огромные деньги.
- Внедрение информационных технологий в традиционные отрасли хозяйствования. Интернет вещей проникает в сельское хозяйство, коммунальную сферу, транспорт.
- Разработка систем безопасности как часть программы защиты объектов национальной безопасности. 1 июля 2017 года был принят первый в истории страны закон о кибербезопасности, который включил в себя регулирование мер защиты и надзора в сфере ИКТ.
- Китай — активный участник разработки международных стандартов 5G, и на данный момент множество китайских компаний проводят испытания и изыскания сетей пятого поколения.
- Не отстаёт Поднебесная и в сфере IoT%: уже сейчас функционируют новые вычислительные платформы, которые позволяют использовать IoT в полной мере. Важный подсектор этой сферы — IoV (internet of vehicle), системы интеллектуального управления транспортом.
- Пока AR и VR во всём мире пытаются завоевать игровую сферу, Китай (не без участия российских стартапов и системных интеграторов) активно использует эти технологии в ритейле для создания виртуальных витрин и примерочных.
- Китайские компании стремятся стать новаторами в маркетинге и продажах. Они делают впечатляющую инфраструктуру онлайн-торговли и пытаются прогнуть под себя изменчивый мир. Чего только стоило придумать сделать 11.11 — китайский студенческий праздник День Холостяка — международным днём шоппинга, в который все покупатели громят магазины со скидками. Gearbest тоже не остался в стороне — заходите, скидки — огонёк. Мы, конечно, на новаторство не претендуем, но тоже кое-что придумали: у нас новые правила работы с депозитом для предзаказов, и они нам самим нравятся.
- Китаю нужны облачные технологии, и это проблема. Многие американские компании-провайдеры облачных услуг рвутся на китайский рынок, но сталкиваются с множеством ограничительных мер и жёстким контролем. Поэтому выходов два: китайские провайдеры формируют свой рынок, а американские изолируют китайские сегменты от своих глобальных сетей.
- Пожалуй, самый интересный тренд Китая, которому можно позавидовать, это «Смарт Сити» — концепция использования информационных технологий для решения любых городских проблем (от дизайна среды до высшего образования). Технологии Google, Amazon, социальных сетей, Taobao и WeChat стали основой интернета вещей, состоящего из объектов физического мира, обвешанных датчиками, камерами, сенсорами, системами управления и эксплуатации. И это не просто какие-то игрушки или туристические фишечки, а реальная инфраструктура, которая обеспечивает функционирование служб экстренной помощи, коммунальных организаций, транспорта, собирает информацию. К слову сказать, урбанизация — часть упомянутой пятилетней стратегии. Кроме того, в эту сферу активно привлекается частный иностранный капитал.
- Китай не выглядит как развивающаяся страна, на рынках которой международные корпорации конкурируют исключительно друг с другом. Китайские компании включились в борьбу на внутреннем рынке и активно отвоёвывают доли на рынках стран мира (в частности, Huawei, ZTE, Xiaomi).
Совокупность этих факторов делает Китай весомым конкурентом на международном рынке и, думается, дальше конкуренция будет только больше. Однако политический и страновой риск по-прежнему пугает инвесторов.
Что дальше?
Меры государственной поддержки ИКТ Китая, сильные позиции в сфере потребительской экономики и политика, нацеленная на возвращение учёных обратно в Китай, очевидно принесут свои плоды. Китайские бренды продолжат завоёвывать мир и, очевидно, будут искать компромиссы, чтобы выйти на доходный рынок США. Продолжатся подвижки в сфере «Смарт Сити», которые наверняка станут частью лучших практик в этой сфере для всех городов мира.
Единственное, что может сейчас помешать развитию, это коррупция, сложности в социальной политике и проблемы с населением. Однако и в этом направлении есть подвижки: государство снижает коммунальные тарифы, создаёт условия для получения образования всех уровней, ищет пути решения проблем с жильём.
Одно понятно точно — Китай сегодня выглядит уверенно, чувствует себя уверенно, и, всё ещё оставаясь «главным сборочным цехом», уже способен на независимое поступательное развитие. Это будет интересная игра.
Наши скидки к 11.11 — самой грандиозной китайской распродаже, которая по своей мощи и охвату переплюнула Чёрную Пятницу.
Gearbest предупреждает: Новый Год не за горами, самое время заказывать подарки для родных, близких, друзей и коллег. Всё ещё успеет приехать.