ИИ и сумерки всеобуча

С чего бы начать?

ipvse_khpjdr042ect2nlbhpfxu.png

Не так давно я прочитал книгу Алексея Любжина «Сумерки всеобуча», в которой автор критикует концепцию «всеобуча» — попытку предоставить одинаковый уровень образования для всех, независимо от способностей или потребностей. Алексей убеждён, что такая система приводит к снижению общего уровня образования, поскольку не учитывает индивидуальные возможности учащихся. В результате, вместо того чтобы дать качественное образование способным студентам, мы приходим к «всеобщему полуграмотству».

o30e5uifro2cnkpftzitvnaiick.png

И вот начался очередной учебный год. Родители и педагоги снова охвачены тревогой из-за «залипания» их детей и учеников в гаджетах, просмотре TikTok и другого контента, который кажется пустым и вредным. Сегодня к этому списку добавился ещё и искусственный интеллект (ИИ). Стоит ли так волноваться? Возможно, нет. Более того, большие языковые модели (LLM) могут внести много полезного и даже радостного в образовательный процесс.

Искусственный интеллект как инструмент персонализации обучения

t2g9nevvnmsmo3owfy1qwheudrq.png

Из очевидных преимуществ ИИ видится его способность эффективно вовлекать учащихся в процесс обучения через диалог. LLM решает ту самую проблему усреднённого образования, о которой говорит Любжин. Представьте: ИИ может эмулировать исторических персонажей, таких как Коперник, Ньютон, Менделеев, предоставляя школьникам возможность «поговорить» с первоисточниками знаний — основополагающими фигурами физики, математики, химии, астрономии.

Я часто вижу, как ученики увлекаются этими «живыми» беседами, где педагог может участвовать как модератор: задавать тематические вопросы, валидировать ответы ИИ и подсказывать ученикам правильные направления для обсуждения. Это новый подход, который сочетает в себе и индивидуализацию, и активное взаимодействие. В результате, ученики получают навыки независимого мышления и способность к продуктивной дискуссии — результаты, которые трудно достичь в традиционных лекционных условиях.

Преодоление формальности образования

zwgx-1sg9qyh7htbfmhirckdeu8.png

Любжин критикует современную школу за утрату подлинных педагогических традиций, за то, что вместо развития критического мышления обучение превратилось в выполнение формальных требований. Я, как преподаватель с опытом, могу лишь согласиться. Эти проблемы легко заметить, они лежат на поверхности: учащиеся зачастую не находят интереса ни в литературе, ни в истории, ни в науке.

Именно здесь ИИ может сыграть свою роль. Большие языковые модели способны открыть перед учениками двери к открытому обсуждению, критике и поиску. Педагог, зажатый отчётами и стрессом, не всегда может предложить такую возможность, тогда как ИИ создаёт среду для творческого мышления и самовыражения.

Индивидуализация обучения с ИИ

vvsqjcxup9dctkliazd9n97rkzu.png

Ориентация системы на уравниловку негативно сказывается на развитии талантливых учеников. И снова на помощь приходят ИИ. Один из ключевых аспектов использования LLM в образовании — это способность адаптировать учебные материалы под индивидуальные особенности учащихся. ИИ может анализировать успеваемость, предпочтения и стиль обучения каждого студента, подстраивая задания под его уровень подготовки. Это решает проблему стандартизированного подхода, который не учитывает разнообразие способностей учеников.

В моей педагогической практике я уже вижу, как это может работать: ученики, работающие с адаптированными под них заданиями, демонстрируют больший интерес и прогрессируют быстрее. Это приводит к развитию не только знаний, но и умения мыслить критически, что является ключевым навыком в современном мире.

И что же мне с того?

7oxyjfm_ccnlj0vkh2fhx-kxnte.png

Конечно, искусственный интеллект не без изъянов. Как и с любым инструментом, стоит подходить к его использованию с осторожностью. ИИ может ошибаться, предоставлять неточные данные, и педагог должен внимательно следить за процессом обучения.

Но несмотря на это, сбалансированный подход, признающий как возможности, так и ограничения ИИ, открывает двери к более увлекательному и многомерному образовательному опыту. Мы находимся на пороге нового этапа, где ИИ становится ценным помощником для педагогов, предоставляя возможность развивать способности учащихся более эффективно и персонализированно.

© Habrahabr.ru