IBM SABRE: как у гражданской авиации выросли компьютерные крылья

xvph7fnyt1_5fpbsa2mdadq3bha.jpeg
Двадцатый век подарил человечеству крылья. К пятидесятым годам люди стали летать охотнее, чаще и на все более дальние расстояния, а развитие гражданской авиации сделало перелеты доступными даже для тех, кто раньше не мог себе позволить подобные путешествия. С ростом пассажирского трафика покупка билета превратилась в настоящий квест: нужно было либо лично приехать в аэропорт и отстоять очередь в кассу авиакомпании, либо дозвониться до ее офиса и зарезервировать билет по телефону. Но тут срабатывал человеческий фактор: агент мог неправильно записать на слух вашу фамилию, или за секунду до вашего звонка то же самое место в самолете мог забронировать другой пассажир непосредственно в аэропорту. Проблема была серьезной, и ее решение отыскалось в тот день, когда судьба случайно свела в соседних креслах на борту авиалайнера, следовавшего из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, старшего торгового представителя IBM Блэра Смита и его однофамильца, Сайруса Роулетта Смита, президента American Airlines. Произошло это в 1953 году.
Подивившись тому, что сотрудники авиакомпании посадили их рядом, посчитав родственниками, Сайрус Смит пожаловался своему соседу на то, что American Airlines, являясь крупнейшим авиаперевозчиком США, не может эффективно организовать продажу авиабилетов по всей стране. Тысячи сотрудников и агентов попросту не справляются с заполнением бумажных карточек, из-за чего они регулярно теряются и создают путаницу. В ответ Блэр Смит предположил, что использование компьютеров могло бы значительно упростить и упорядочить бронирование авиабилетов, ведь машины ошибаются гораздо реже людей. Так зародилась идея первой в мире автоматизированной системы резервирования и продажи авиабилетов.

mubnutpzioctr7_imki6xlr2sb8.jpeg

Позже Блэр Смит вспоминал:»Я сказал Сайрусу, что современные ЭВМ могут делать намного больше, чем просто отслеживать наличие мест в самолетах. Они могут хранить имя пассажира, маршрут его следования и, если хотите, персональные данные. Мистер Сайрус Роулетт Смит был заинтригован этим заявлением. Он достал визитку и написал на обороте свой личный номер телефона. Потом он сказал: Блэр, когда ты изучишь этот вопрос, посети наш центр бронирования в аэропорту Ла-Гуардия. Затем свяжись со мной и скажи, что мы должны делать». Блэр поведал о своей беседе президенту IBM Томасу Дж. Уотсону-младшему, и тот выделил средства на разработку системы, которую спустя десятилетие назовут не менее важным технологическим новшеством, чем появление реактивных авиалайнеров. Еще 40 миллионов долларов США на совместные разработки с IBM выделил сам Сайрус Смит.

Проект получил рабочее название Semi-Automated Business Research Environment (Полуавтоматизированная среда для бизнес-исследований), сокращенно — SABRE. До появления SABRE сотрудники авиакомпаний использовали систему, разработанную еще в 20-х годах — они вручную заносили данные о пассажирах каждого рейса на картонные карточки, которые вставлялись в слоты специального круглого вращающегося стола диаметром в несколько футов под названием Lazy Susan. Когда билет был забронирован, соответствующая карточка помечалась фломастером. Затем эти карточки использовались при регистрации пассажиров на рейс. Исходная информация поступала из билетных касс в аэропортах, от туроператоров и телефонных агентов. Множество потоков входящих данных и большое количество занятых в процессе людей приводили к техническим накладкам: повторным продажам одного и того же места в самолете, овербукинку или наоборот, недопроданным билетам, из-за чего рейсы иногда уходили полупустыми, принося убытки перевозчику. В среднем на поиск по запросу пассажира подходящего рейса, затем свободных мест на нем, и, наконец, на бронирование и покупку билета уходило в среднем от 90 минут до 3 часов.

C целью ускорить этот процесс в 1952 году American Airlines внедрила в своем центре бронирования «электромеханический компьютер» под названием Magnetronic Reservisor. Он был оборудован магнитным барабаном, каждая ячейка памяти которого хранила количество мест, оставшихся на определенном рейсе. Это устройство позволяло сразу нескольким операторам одновременно получать доступ к информации, поэтому агенты по продаже билетов могли оперативно узнавать по телефону, есть ли свободное место в том или ином самолете. С одной стороны, новинка должна была облегчить жизнь сотрудникам авиакомпании, с другой, Magnetronic Reservisor оказался довольно капризным механизмом, требовал регулярного обслуживания и постоянного присутствия нескольких операторов, отвечавших на запросы агентов.

j34xrbg_9pl4t467lexltqtqdlg.png

Изучив процессы, сопровождающие бронирование билетов и регистрацию на рейсы, специалисты IBM решили воспользоваться наработками, которые они создали совместно с в Массачусетским технологическим институтом в процессе реализации другого проекта — SAGE (Semi-Automatic Ground Environment). Заказчиком SAGE было министерство обороны США, а использовалась эта система в войсках ПВО с целью перехвата и отслеживания летящих над территорией Северной Америки воздушных целей. Ключевой технической особенностью SAGE была возможность передачи информации по телефонным линиям между подключенными к системе компьютерами — именно эта функция и оказалась самой востребованной при проектировании SABRE.

Взяв на вооружение этот принцип, инженеры IBM под руководством Блэра Смита соединили с помощью телетайпов терминалы и небольшие компьютеры на кассах, разбросанных по всей территории США, с центральным компьютером в главном офисе American Airlines. Теперь вместо утомительного заполнения картонных карточек агенты могли набрать на клавиатуре терминала интересующий их рейс, указать количество пассажиров и требуемые даты, после чего нажатием нескольких клавиш проверить доступность мест в этом самолете. Если информация совпадала с запросом пассажира, агент мог быстро забронировать билеты: вся информация оперативно передавалась в офис American Airlines по телефонным линиям и регистрировалась в центральном компьютере. При этом агенты «общались» с компьютером, посылая запросы и получая ответы от него напрямую, без посредников в виде оператора. Новая система позволила сократить время поиска свободных мест на рейсе и покупки билетов с 90 до нескольких минут.

q-j--5n8gvbygbjwfn9i0nyi2kq.jpeg

Система была запущена в 1960 году, ее сердцем стали два мэйнфрейма IBM 7090, установленных в центре обработки данных American Airlines в местечке Брайарклифф-Мэнор, штат Нью-Йорк. SABRE позволяла принимать 83 000 телефонных звонков ежедневно и обрабатывала 7500 бронирований в час. Уже к концу 60-х время покупки авиабилетов с использованием SABRE сократилось до нескольких секунд.

Во второй половине 60-х IBM разработала на базе технологий SABRE аналогичные системы бронирования для других авиакомпаний: Deltamatic для Delta Airlines (на основе IBM 7074) и PANAMAC для Pan American (на базе IBM 7080). Винсент Лирсон, вице-президент и руководитель группы IBM, разрабатывавшей эту систему, говорил:»SABRE выносит компьютер и все его возможности за стены комнаты, в которой он находится. По сути, он помещает компьютер рядом с каждым агентом по бронированию». Это можно было назвать революционным техническим решением для эпохи 60-х — 70-х годов. В 1972 году на смену IBM 7090 в архитектуре системы пришли более современные IBM System/360, а вскоре и конкурирующие системы бронирования были переведены на эту платформу, что позволило объединить их в общую сеть под названием PARS (Programmed Airline Reservation System).

1sqsgc6hrnxpljhxxqnyghwte60.jpeg

В 1976 году возможности SABRE стали доступны не только для авиаперевозчиков, но и для турагентов, получивших право бронировать билеты напрямую. А в 2000 году SABRE превратилась в самостоятельную компанию: отделившись от American Airlines и IBM, она начала предоставлять услуги бронирования перевозчикам и туроператорам на коммерческой основе.

SABRE стала одной из тех технологий, которые незаметно, но фундаментально изменили наш мир. Хотя сегодня мы редко задумываемся о том, как бронируем авиабилеты или ищем удобные маршруты, история SABRE напоминает, что за современными компьютерными системами стоит простая случайность, в силу которой два незнакомых человека в далеком 1953 году очутились на соседних креслах в одном самолете. И, конечно же, десятилетия напряженного труда сотен талантливых инженеров и программистов.

Источники фото: сайты IBM и American Airlines

Статья поддерживается командой Serverspace.

Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows в 8 дата-центрах: Россия, Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Турция, США, Канада и Бразилия. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.

IT-инфраструктура | Удвоение первого платежа по коду HABR


yum0upvqpmb1rcchboht0xncbsw.png

© Habrahabr.ru