И всё-таки, возможен ли 1мс таймер в Windows?
Вся суть
В комментариях к недавней статье оказалось что, во-первых, этот вопрос кому-то да и интересен, и, во-вторых, существует некоторое количество заблуждений на эту тему.
Вводные: нам нужен таймер, на Windows, с точностью порядка 1 мс, драйвер при этом мы писать не хотим и решения при исполнении которых процессор попытается радикально ускорить глобальное потепление не приемлем.
Есть ли такое решение? Из коробки — нету, но при помощи нехитрых приспособлений наше досадное недоразумение превращается… в точный таймер, конечно же.
У нас есть некоторое количество досадных недоразумений системных API которые с каждой новой весией Windows всё сильнее ужимают с целью экономии батареи на ноутбуках, общий обзор можно посмотреть в статье по ссылке в самом начале, с графиками. В целом, можно сказать что сколько-нибудь удовлетворительный тайминг начинается примерно со 100 мс, всё что ниже чем 15.6 мс за гранью допустимого (по мнению ребят из Microsoft). Да и вообще, 640КБ ну точно хватит всем, правда?
Ну, а временные промежутки меньше 1 мс вообще немыслимы — большинство API даже не принимает таких значений, не говоря уже о корректной работе с ними.
Исходя из этого я буду строить своё решение вокруг трех недокументированных функций API Win32: NtQueryTimerResolution
, NtSetTimerResolution
, NtDelayExecution
.
Связка из первых двух позволяет добиться разрешения системного таймера меньше 1 мс, а третья — воспользоваться этим дополнительным разрешением для сна с точностью менее 1 мс.
Итак, начнем: я пишу преимущественно на C#, но на любом многих ЯП можно написать всё точно то же самое.
Шаг 0: поднимем разрешение до максимального. Начиная с Win10 2004 это разрешение больше не является глобальным так что можно ни в чём себе не отказывать (с другой стороны — если процесс не поднял себе разрешение то оно будет 15.6 мс вне зависимости от того что там в «глобальном» параметре).
[DllImport("ntdll.dll", SetLastError = true)]
static extern int NtQueryTimerResolution(out int MinimumResolution, out int MaximumResolution, out int CurrentResolution);
[DllImport("ntdll.dll", SetLastError = true)]
static extern int NtSetTimerResolution(int DesiredResolution, bool SetResolution, out int CurrentResolution);
private static void AdjustTimerResolution()
{
var queryResult = NtQueryTimerResolution(out var min, out var max, out var current);
if (queryResult != 0) return;
_systemTimerResolution = TimeSpan.FromTicks(current);
if (NtSetTimerResolution(max, true, out _) == 0)
{
_systemTimerResolution = TimeSpan.FromTicks(max);
}
}
Шаг 1: создадим класс PreciseTimer
. Полный код я привести, увы, не могу, но общая структура такова: поток с максимальным приоритетом который крутится в while(true)
цикле и следущие важные поля:
// Период срабатывания
private TimeSpan _period;
// Время прошедшее от последнего срабатывания
private readonly Stopwatch _sw = Stopwatch.StartNew();
// Время оставшееся до следующего срабатывания
public TimeSpan Remaining => _period - _sw.Elapsed;
// Таймер уничтожен и должен быть остановлен
private bool _disposed;
Приметка для людей которые не пишут на C#: Stopwatch это обертка над Win32 методамиQueryPerformanceFrequency
и QueryPerformanceCounter
, никакой дополнительной магии нету.
Шаг 2: выясним сколько же нам спать. И спим!
private static void TimerTick()
{
// Реализацию выбора следующего таймера оставим пытливым читателям
PreciseTimer nextTimer = GetNextTimer();
while (!nextTimer._disposed)
{
var remaining = nextTimer.Remaining;
if (remaining > _systemTimerResolution)
{
// Если разрешение системного таймера позволяет - спим
SleepPrecise(remaining);
continue;
}
// Когда разрешение уже не позволяет спать - спиним
while (nextTimer.Remaining > TimeSpan.Zero)
{
// YieldProcessor(), для X86 это инструкция REP NOP
Thread.SpinWait(1000);
}
// Дождались: тикаем!
nextTimer.Tick();
break;
}
}
// Функция unsafe потому что автор кода - ленивая жопа
// Перед броском гнилым помидором подумайте: хотелось бы вам выделять память вручную?
[DllImport("ntdll.dll", SetLastError = true)]
static unsafe extern int NtDelayExecution(bool alertable, long* delayInterval);
private static unsafe void SleepPrecise(TimeSpan timeToSleep)
{
// Посчитаем число целых периодов сна, округлим отбрасываем дробной части
var periods = (int)(timeToSleep.TotalMilliseconds / _systemTimerResolution.TotalMilliseconds);
if (periods == 0)
return;
// И спим!
var ticks = -(_systemTimerResolution.Ticks * periods);
NtDelayExecution(false, &ticks);
}
Шаг 3: посмотрим что из этого вышло: запустим таймер на 1 минуту и запишем полученные промежутки времени. Код обвязки был использован тоже из статьи по линку в начале, но, к сожалению, там нет кода чтобы построить те великолепные графики, поэтому… не стреляйте в программиста, он рисует как умеет.
Тесты запускались на Ryzen 9 5950X под управлением Win11 версии 22000.469
Среднее значение для таймера в 1 мс: 1.022 мс, stddev = 0.018
Распределение тиков, таймер 1 мс
Для таймера в 10 мс: 10.022 мс, stddev = 0.017
Распределение тиков, таймер 10 мс
Очевидно, что алгоритм можно слегка улучшить учитывая время лага и дожать среднее до целевого, но это тоже останется задачей для пытливых читателей.
С загрузкой процессора вопрос интереснее, в целом можно утверждать что обнаружению она не поддается: все утилиты радостно рапортируют о 0% загрузке. Установив вручную Affinity на конкретное ядро процессора ничего интересного тоже не обнаружено:
А вы угадаете на каком ядре сейчас вовсю жарит 1 мс таймер?
Подводя итог: цель достигнута? Мне кажется что ответ «да».
Все сниппеты кода вдохновлены реальными событиями и использованы в продакшне.