И тебя посчитаем. В России грядёт всеобщая маркировка товаров
Система всеобщей маркировки товаров скоро заработает в России. До 2024 года она должна будет охватить все основные группы промышленной продукции: от одежды и обуви до продуктов питания. Сейчас над созданием глобальной системы трудятся министерство промышленности и торговли и Минэкономразвития.
О глобальной маркировке товаров пока известно немногое: её идея в процессе разработки. Лишь недавно Минпромторг составил список товаров, подпадающих под обязательную маркировку. Соответствующий список министерство направило в правительство в конце марта, пишут «Ведомости». В списке находятся самые разные товары: духи, шины, блузки и пальто, детское питание, рис, макароны, чай, кофе, консервы, продукты из мяса и рыбы, пиво, соки, минеральная вода, бытовая химия, постельное белье и молочная продукция. Отправленный в правительство вариант не окончательный и может дорабатываться.
А пока тотальная маркировка только утверждается правительством, рассмотрим системы маркировки отдельных категорий товаров, о которых известно в разы больше.
Маркировка алкоголя и шуб
Начало всеобщей маркировке товаров положила ещё в 2005 году Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), предназначенная для контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако в сегодняшнем виде она заработала лишь спустя 11 лет — с 1 января 2016 года.
В рамках ЕГАИС при продаже бутылки алкоголя сканируется её акцизная марка. Содержащуюся в ней информацию в онлайн-режиме в Росалкогольрегулирование передаёт специальная программа — универсальный транспортный модуль (УТМ). Отсканировать одну и ту же акцизную марку нельзя: продавец получит штраф.
Государство получает информацию о всей цепочке, которую прошла бутылка: от производителя до конечного покупателя. Таким образом последние застрахованы от покупки контрафакта.
Помимо маркировки алкоголя, с 2016 года в России стартовала обязательная маркировка меховых изделий. Все меховые изделия маркируются контрольно-идентификационных знаками (КиЗ), которые содержат двумерный штрих-код и радиочастотный чип (RFID). У каждого КиЗ есть уникальный серийный номер, который хранится в единой информационной базе на серверах Федеральной налоговой службы. Так исключается возможность подделки и повторного использования знаков. При продаже мехового изделия с КиЗ, продавец фиксирует сделку в личном кабинете на информационном ресурсе маркировки.
Внедрённая маркировка шуб показала, что в России теневой рынок меховых изделий в два раза превышал те числа, о которых отчитывались продавцы перед государством.
Маркировка лекарств
С 1 января 2020 года в России станет обязательной маркировка всех лекарственных препаратов. Соответствующий законопроект Госдума приняла в конце декабря 2017 года. Для отдельных категорий лекарств маркировку могут ввести даже раньше 2020 года: конкретные сроки оставлены на усмотрение правительства.
Как выглядит. Для того, чтобы выявить все возможные «подводные камни» до старта маркировки лекарств в России развёрнут аналогичный пилотный проект. В его рамках лекарства маркируют метками DataMatrix. Это двумерный матричный штрих-код, применяемый для кодирования текста. Метки будут наносить на упаковку лекарства — такое кодирование обойдётся производителю дешевле, чем внедрение радиочастотных чипов.
Кого затронет. Всех производителей и продавцов лекарств. Причём, ряд производителей лекарств ещё в ноябре 2017 года предупреждали о том, что тотальная маркировка может привести к росту себестоимости дешёвых препаратов и в результате — к их «вымыванию» с рынка.
В ноябре 2017 года глава Росздравнадзора Михаил Мурашко предлагал вводить маркировку поэтапно. По его мнению, к 31 марта 2018 года необходимо было промаркировать все препараты программы «Семь нозологий», к 30 июня — жизненно необходимых и важнейших препаратов (ЖНВЛП) стоимостью свыше 500 рублей, к 30 сентября — все ЖНВЛП стоимостью свыше 100 рублей.
Как отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, эксперимент по маркировке лекарств уже помог пресечь ряд преступлений по распространению недоброкачественных препаратов.
В маркировку лекарств включились уже более 150 производителей и 1600 российских и зарубежных поставщиков. Обязательной маркировка лекарственных препаратов станет после установки на каждом фармпредприятии специальных двумерных сканеров. Министр подчеркнул, что правительство будет следить за тем, чтобы внедрение идентификационных знаков не сказывалось на увеличении конечной стоимости товаров.
Производителям лекарств неизбежно придётся нести расходы. Например, эксперты курганского «Синтеза» считают, что прямые затраты на оснащение одной линии оборудованием для маркировки и сопутствующих операций могут составить от 7 до 12 миллионов рублей, а суммарный объём инвестиций в проект превысит 200 миллионов рублей. Однако введение маркировки лекарств поможет убрать из продажи некачественную продукцию.
Кто регулирует. Единым оператором системы маркировки и прослеживания товаров определён Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), созданный на основе государственно-частного партнёрства, принадлежащий «Ростеху», «Петер-сервису» Алишера Усманова и «Элвис+ Групп» Александра Галицкого. Стоимость разработанного ЦРПТ комплекса оборудования для маркировки лекарств варьируется от 3,5 до 9,5 миллионов рублей в зависимости от комплектации.
Рекомендация «Пилота». Выбирая двумерный ручной сканер в аптеку, не тратьтесь на покупку очень дорогого устройства. Такие модели актуальны только в магазинах с большой проходимостью, где никак не обойтись без быстрого сканирования. Вместо этого выясните, насколько высоко качество считывания интересующей модели: оно должно позволять считывать даже повреждённые метки DataMatrix. Кроме того, подумайте, нужен вам проводной или беспроводной сканер. В принципе, если системный блок кассы располагается рядом с устройством, то проводной модели будет более, чем достаточно. Рекомендуем обратить внимание на двумерные ручные сканеры Zebra DS2208, DS4308-HD, Honeywell Voyager 1450G2D, Datalogic GRYPHON QD2400.
Маркировка табачной продукции
С 15 января текущего года в России стартовал пилотный проект по маркировке табачной продукции. Он продлится до 31 декабря 2018 года, говорится в размещённом на сайте кабмина постановлении «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции».
По замыслу чиновников, электронная маркировка сигарет должна подтверждать подлинность товаров и противодействовать незаконному ввозу, производству и обороту табачной продукции, в том числе и контрафактной.»[маркировка] является инструментом для обеспечения функционирования более прозрачного рынка, мониторинг перемещения продукции позволит оперативнее реагировать на применение незаконных схем по ввозу и обороту товара, неуплату необходимых платежей и сборов, а также позволит в перспективе осуществлять более точечный контроль, снизив общее количество контрольных мероприятий», — объяснил РБК представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Как выглядит. В ходе эксперимента на производстве на пачку и каждый блок сигарет наносится цифровой код DataMatrix. Он будет содержать информацию, которая может подтвердить подлинность продукции: наименование марки сигарет, дату, место и время их производства. Далее, по первичным документам осуществляется автоматизированный контроль движения штрих-кода и вывод из оборота на основе данных, полученных от контрольно-кассовой техники (ККТ).
Кого затронет. 90% производителей на рынке уже добровольно подключились к системе, маркируя продукцию метками DataMatrix. Поучаствовать в эксперименте решили и такие крупные ритейлеры, как X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»), «Дикси». К слову, именно в одном из супермаркетов «Перекрёсток» 4 апреля продали первые пачки сигарет со специальной маркировкой. Импортёры табачной продукции подключатся к эксперименту с 1 июля 2018 года.
Как рассказал глава ассоциации «ТабакПром» Андрей Межонов: «По оценке международного агентства Nielsen, мы на конец 2017 года имели чуть более 4% нелегальной табачной продукции на территории России, при этом основная доля этой продукции поставлена на территорию РФ от стран-участников ЕАЭС. Мы надеемся, что внедрение маркировки поможет обелению рынка. Инициаторами проведения этого эксперимента была табачная индустрия».
«Я думаю, что все компании, которые занимаются производством, согласятся, что маркировка — это очень важный элемент защиты», — сказал директор по вопросам регулирования производства и оборота табачных изделий Philip Morris International в России Алексей Орджоникидзе, напомнив, что только представляемая им компания за последний год стала в 3,5 раза больше страдать от нелегального оборота. Отметим, что по данным исследовательской компании TNS, доля нелегальной табачной продукции в общем объёме на конец первого полугодия 2017 года составляла 4,6%, увеличившись в четыре раза по сравнению с показателем за весь 2016 год.
Кто регулирует. Функции оператора информационной системы в рамках эксперимента будет выполнять «на безвозмездной основе» ООО «Оператор-ЦРПТ». Это ООО является дочерней структурой Центра развития перспективных технологий. По данным «СПАРК-Интерфакса», в ЦРПТ 25% принадлежит концерну «Автоматика» (входит в «Ростех), 50% — АО «Петер-сервис» (поставщик биллинговых систем «Мегафона», основной владелец — USM Holdings миллиардера Алишера Усманова) и 25% — компании «Элвис-Плюс групп» основателя инвестфонда Almaz Capital Partners Александра Галицкого.
Маркировка обуви
С 1 июня 2018 года в России стартует эксперимент по маркировке обуви. К слову, этот рынок занимает в стране третье место после продуктов и лекарств.
Как выглядит. Сейчас неизвестно, какая маркировка будет использоваться, и кто будет её производить. Однако эксперты склоняются к версии, что маркировать обувь станут всё теми же кодами DataMatrix.
Кого затронет. Участие в пилотном проекте пока будет добровольным для компаний. Это и производители, и импортёры, и продавцы обуви.
По словам владельца обувной сети Zenden (кроме одноимённой розничной сети управляет магазинами под брендами Thomas Munz и Mascotte) Андрея Павлова, маркировка обуви не предполагает сложных высокотехнологичных меток, поэтому внедрить на производстве её можно быстро и относительно недорого. Он уверен, что его сеть к июню будет готова к старту эксперимента. Проект должен обелить рынок и вытеснить недобросовестных игроков, считает Павлов.
С ним согласен и владелец сети магазинов и производителя обуви Ralf Ringer Андрей Бережной. По его словам, если речь идёт о внедрении специальных штрих-кодов, которые могут считываться на обычных кассах, это не станет проблемой для организованного ритейла.
Если же власти решатся на маркировку обуви при помощи RFID-меток, это будет означать, что обувным магазинам придётся покупать специальное оборудование для считывания. Если всё же будут внедрены метки DataMatrix, то проблем действительно не возникнет, поскольку магазины обуви итак оснащены двумерными ручными сканерами.
Маркировка драгоценностей
С 1 июня 2018 года в России стартует эксперимент по маркировке драгметаллов и камней, а также изделий из них. Соответствующее постановление премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал 24 марта.
Как выглядит. Ранее предполагалось, что на бирках ювелирных изделий разместят QR-код, который поможет покупателю проверить их подлинность. А позже на изделиях появится нанометка. «Разработана технология и уже применяется в ряде государств — [технология] нанометок, которые наносятся на камни. Метки настолько маленькие, что не влияют на потребительские свойства камня, их невозможно так [увидеть без специального оборудования], но они читаются машинами», — рассказывал замминистра финансов Алексей Моисеев. При этом в Минфине уточняли, что нанометки — дорогостоящая технология, поэтому министерство планирует внедрять её поэтапно. «На первом этапе мы ограничимся нанесением [маркировки] на сопроводительные бирочки», — анонсировал Моисеев.
Кого затронет. Результаты эксперимента покажут, можно ли при помощи маркировки контролировать оборот драгоценностей. Всего в перечень видов драгоценностей, подлежащих маркировке, входит 14 товарных номенклатур (ТН ВЭД), в том числе несортированные и промышленные алмазы, рубины, сапфиры и изумруды, серебро и золото в необработанном виде, монетарное золото, необработанная или в виде порошка платина, ювелирные изделия и их части из серебра и прочих драгоценных металлов.
По словам участников рынка ювелирных изделий, они поддерживают идею правительства. Член совета директоров Московского ювелирного завода Валерий Морозов отметил, что маркировка позволит обеспечить прозрачность всех процессов от производства до реализации, оградив покупателей от обмана со стороны недобросовестных продавцов. При этом он выразил надежду, что внедрение маркировки не потребует от игроков рынка дополнительных крупных затрат.
Кто регулирует. Продлится эксперимент до 1 ноября. На этот период проводить его уполномочены Минфин, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Росфинмониторинг, Гохран России и Российская государственная пробирная палата.
До 1 декабря 2018 года Минфин должен оценить итоги эксперимента и представить отзыв в правительство, которое примет решение об эффективности введения маркировки для драгоценностей.
В отличие от табака и обуви, оператором и разработчиком интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценностей будет АО «Гознак». Компания сама предложила взять на себя эти функции и будет осуществлять их на безвозмездной основе, отмечается в постановлении.
В постановлении правительства «Госзнаку» было поручено до 2 апреля определить требования к самой информационной системе и обеспечению защиты содержащихся в ней данных. Каким образом будет реализована маркировка изделий, определит Минфин.
Маркировка молока, мяса, птицы и рыбы
Вице-премьер Аркадий Дворкович на съезде Национального союза производителей молока заявил, что действующую в пилотном режиме систему маркировки лекарств можно протестировать и на молочной продукции. По его мнению, такая система для производителей не станет обременительной с финансовой точки зрения, но окажется эффективной для контролирующих органов.
Более того, с июля текущего года в России вводится обязательное оформление ветеринарно-сопроводительных документов в электронном виде. Для этих целей была специально создана автоматизированная информационная система «Меркурий». Как говорят её создатели, система «предназначена для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории Российской Федерации в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности».
Как выглядит. Электронные сертификаты можно назвать аналогом электронной маркировки. Поскольку государство намерено с их помощь отследить всю цепочку от производства до продажи продуктов. И в том случае, если на одном из отрезков цепи «Меркурий» обнаружит нарушение, то движение товара будет остановлено.
Кого затронет. Обязательную регистрацию в «Меркурии» должны пройти производители и продавцы товаров, поднадзорных Государственному ветеринарному контролю. Это молокозаводы, мясокомбинаты, птицефабрики, производители морепродуктов, а также компании по логистике, торговые сети и розничные продавцы, связанные с реализацией товаров животного происхождения. Все они должны будут получать электронные сертификаты, формируемые в «Меркурии». Отсутствие документа ведёт к штрафу: он составит от 3 000 рублей, если будет выписан на водителя как должностное лицо, либо от 10 000 до 20 000 рублей — на юридическое лицо. В последнем случае наказанием также может стать приостановление деятельности на срок до 90 суток.
И если у ритейла особых проблем с «Меркурием» быть не должно — бухгалтерия и документооборот у них и так идут в электронном виде, то с поставщиками дела обстоят сложнее.
Так, по данным ТАСС, половина поставщиков X5 Retail Group пока не готовы к переходу на работу с «Меркурием» с 1 июля 2018 года. «В настоящий момент у Х5 около 1,5 тысячи поставщиков продукции, подлежащей ветеринарной сертификации с 1 июля 2018 года. Из них порядка 50% не подтвердили готовность к работе в федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Меркурий», либо не провели комплекс мероприятий по внедрению ФГИС в собственные бизнес-процессы», — отметил представитель компании. Он подчеркнул, что среди компаний, которые пока не готовы к переходу на эту систему, почти 35% входят в сотню самых крупных поставщиков X5 Retail.
Кто регулирует. Система «Меркурий» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Россельхознадзора.
Общий вывод
Тотальная и частичные маркировки точно затронут весь рынок производства и продажи товаров в нашей стране. И, будьте уверены, что ни один производитель или ритейлер не сможет уклониться от участия в системе.
А потому можем сразу дать несколько советов:
- Готовьтесь к внедрению систем маркировки в вашем сегменте заранее. Если правительство объявляет пилот, сразу вступайте. Чем быстрее вы ощутите на себе все тонкости новой системы, тем проще потом будет к ней приспособиться.
- Готовьте оборудование заранее. Если система предусматривает внедрения нового для вас торгового оборудования, то заблаговременно ищите и покупайте подходящее. Увы, вас «не пронесёт»: если для считывания меток DataMatrix нужен сканер, то без него вы никак обойтись не сможете.
- Будьте готовы к расходам. Чтобы там не говорили в правительстве, внедрение любой новой системы несёт за собой расходы. Это обновление ПО, парка оборудования, обучение персонала, услуги технических специалистов. Однако, как уже показали ЕГАИС и 54-ФЗ, постепенно такие расходы становятся инвестициями в бизнес: чем лучше автоматизирован ваш магазин, тем больше возможностей для его развития.
Итак, тотальная маркировка товаров всё ближе. «Пилот» продолжит следить за развитием событий и будет делиться с вами актуальной информацией.