И о погоде: самые масштабные сокращения в Amazon происходят в команде Alexa

Дэйв Лимп, старший вице-президент по девайсам и сервисам AmazonДэйв Лимп, старший вице-президент по девайсам и сервисам Amazon

Увольнения в Amazon, затронувшие почти 10 тыс. сотрудников компании, привлекли внимание к её подразделению Worldwide Digital и голосовому помощнику Alexa. Оказалось, что больше всего сокращений запланировано именно в этих командах, а сам проект Alexa давно зашёл в тупик. Работающие над Alexa признают, что подразделение переживает кризис и несёт огромные убытки из-за «упущенных возможностей». 

Согласно внутренним данным Amazon, просочившимся в Insider, в первом квартале этого года подразделение Amazon Worldwide Digital, которое включает в себя и Alexa, и умные колонки Echo, и потоковый сервис Prime Video, понесло операционные убытки в размере более $3 млрд. При этом подавляющее большинство этих убытков пришлись на Alexa и сопутствующие устройства: это направление установило антирекорд компании и почти вдвое превысило убытки от ещё только зарождающихся оффлайновых магазинов и продуктового бизнеса.

На старте Alexa была одним из самых быстрорастущих проектов компании, но сегодня может стать свидетельством провала широко распространённой бизнес-модели Amazon, заключающейся в продаже устройств по себестоимости и последующем возмещении доходов от дополнительных покупок.

Изначально Alexa называли любимым детищем Джеффа Безоса, и тот вникал во все детали разработки и изучал маркетинговые кампании. Кстати, микроволновка с поддержкой Alexa — это фантазия Безоса. За первые два года было продано более 5 млн устройств с Alexa, а команда выросла в два раза до 10 тыс. человек.

Через четыре года после запуска продукт начал вызывать споры и сомнения. Сообщения о том, что Alexa по ошибке отправляет голосовые записи не тому человеку или сотрудникам Amazon, тайно прослушивающим частные разговоры, заставили задуматься о конфиденциальности.

К 2018 году подразделение превратилось в денежную яму. Alexa получала миллиард запросов пользователей в неделю, но большинство из них были вопросами о погоде или просьбами включить музыку, что давало не много возможностей монетизации. 

В том же году The New York Times сообщила, что Amazon потеряла на Alexa около $5 млрд (а в 2022 году сотрудник, знакомый с аппаратной командой, утверждал, что в этом направлении компания может потерять уже порядка $10 млрд).

К концу 2019 наём в подразделение был заморожен, а в 2020 Безос охладел к Alexa настолько, что даже не обратил внимания на то, что маркетинг перестал присылать отчёты о своей активности.

Amazon долгое время ориентировалась на покупателей с ограниченным бюджетом, выпуская доступные устройства, теперь компания инвестирует в Astro, домашнего робота стоимостью $1 тыс., которого называют последней любовью Безоса. При этом общая стратегия и целевая аудитория для многих сотрудников остаются неясными: собирается ли компания создавать самые дешёвые продукты или у неё другие цели, например, лучшие продукты в своей нише. И несмотря на все усилия, Alexa занимает в США третье место по количеству пользователей — 71,6 млн. По данным Insider Intelligence, первое место у Google Assistant с 81,5 млн, второе — у Apple Siri с 77,6 млн. 

© Habrahabr.ru