Хакспейс с человеческим лицом — Степан Глушков, орнитоптеры
Преамбула: в мае этого года нашему хакспейсу (MakeItLab, Екатеринбург) исполняется 5 лет! в связи с этим мы решили открыть серию публикаций «Хакспейс в лицах» или «Хакспейс с человеческим лицом» — и рассказать не просто про роботов и «железяки», но и про интересных людей кто за ними стоит. И в данной задаче нам поможет «студентка, комсомолка, спортсменка» — Анастасия, — студентка журфака, кто интересуется робототехникой.
О том, как много в Екатеринбурге мест, где люди с совершенно разными интересами могут собираться, находить единомышленников и творить, мало кто знает. Так, например, одним из таких мест в нашем городе является хакспейс «MakeItLab». Хакспейс/хакерспейс (анг. Hackerspace) — это клуб высоких технологий, своего рода творческое пространство для людей, увлеченных техникой, IT, электроникой, роботами и физикой. Для кого-то подобного рода времяпрепровождение — это исключительно хобби, для кого-то постепенно перерастает в профессию.
Большое количество интересных и разносторонних людей, уже профессионалов в своем деле, собирает хакспейс. Так, Степан Глушков (aka Seplus), один из участников данного проекта, рассказал нам о своих проектах, историю своего пути в области робототехники и электроники, а также поделился мнением насчет актуальности специалистов в этой сфере в будущем.
— Степан, с чего и как давно началось твое увлечение сферой радиоэлектроники, конструирования?
— Наверное, с рождения. Сколько я себя помню, меня всегда окружали какие-то конструкторы. Всегда я мастерил что-либо и всегда хотелось, чтобы это шевелилось. В 6 лет я разобрал радиоуправляемую машинку, вытащил мотор и прикрепил его к лодке. У меня получилась лодочка с мотором, которая плыла в ванной. Это было первое, что я сделал с электроникой. Далее, я просто продолжал этим заниматься, развиваться. В 11 лет я пытался паять, в 12 ходил в радиокружок, собирали из старых транзисторов очень простенькие усилители. Далее выбрал радиотехникум (УРТК имени А.С. Попова). Я его закончил по специальности радио и аппаратостроение. Затем учился на дистанционном отделении радиофака УПИ. И затем всю жизнь я работал в этой сфере. Вся моя жизнь — эта сфера. И главное, что мне это всю жизнь интересно.
Фрагмент видео по сборке ходячего робота-таракашки из скрепок, благодаря которому Степана нашли «люди из хакспейса». 2011 год.
— Как ты попал в Хакспейс?
— С 2009 года я начал активно появляться в Интернете, у меня появился канал на ютубе. Благодаря этому в 2013, ребята из местного комьюнити инженеров, программистов в лице nemilya, меня заметили. Сказали мне, что в Екатеринбурге есть такой вот Хакспейс «MakeItLab», который недавно появился, пригласили меня к себе. Поскольку в Екатеринбурге не очень много людей, которые чем-то очень сильно увлечены в этой сфере, мы стали вместе общаться. Люди, которые серьезно занимаются робототехникой у нас в городе так или иначе слышали про нас. Хакспейс таким образом получился точкой схождения людей с общими интересами. Также, когда можешь общаться с другими людьми, обмениваться знаниями и опытом — это повышает эффективность. Кооперация всегда повышает эффективность каждого в отдельности.
— Расскажи о своём основном проекте. Чем сейчас занимаешься?
— На данном этапе, основным проектом является создание набора под названием «Собери сам радиоуправляемый орнитоптер», хотя я и не считаю себя специалистом по орнитоптерам. Я несколько больше знаю о них, чем обычный человек, но для меня это всё же хобби. Орнитоптер –летательный аппарат, тяжелее воздуха и летает, подобно птицам, насекомым. Само слово состоит из древнегреческих корней слов «птица» и «крыло». И орнитоптеры действительно летают, как птички. Это классно, но, конечно не эффективно. Самолеты. Современные квадрокоптеры в разы лучше по всем показателям, но они не такие милые, как механические птички.
Человек покупает набор, в него входят все необходимые детальки, плёнка крыльев, шестеренки, радиомодули, пульт управления. Следуя видеоинструкции, можно собрать себе механическую птицу и затем запускать ее. Это основной проект на сегодня, который я хочу реализовать.
Запуск орнитоптера в парке, 2013 год
— Присутствует ли здесь коммерческий замысел?
— Да, возможно, я бы хотел, чтобы в будущем это был маленький бизнес. В перспективе, классно было бы сделать линейку игрушек, которая будет являться не просто игрушкой, но также будет выполнять обучающую функцию. Это игрушка, обучающая собирать руками что-либо. Также хотелось бы дать людям доступный набор для создания радиоуправляемых устройств. Сейчас на рынке есть много систем радиоуправления, но они стоят достаточно дорого. А чего-то дешевого на рынке нет. И нужно создать дешевый набор.
Орнитоптер MKII в Хакспейсе, 2013 год.
— На какую аудиторию рассчитаны данные игрушки? Больше на детей или же на взрослых?
— Нет, такие конструкции рассчитаны как раз не для детей, скорее от 16–18 лет и старше. Это для людей, которые уже способны концентрироваться, следовать инструкции и хорошо работать руками. Ребенок будет воспринимать, скорее всего, просто как игрушку, ему надоест, и он сломает и выкинет. Это не для этой аудитории. Возможно, это даже больше для взрослых людей, кто помешан на электронике или радиоуправлении, которым это нравится.
Вся механика и электроника для орнитоптеров собирается Степном вручную, т.к. для таких маленьких размеров стандартных элементы как правило сложно найти.
— Есть ли на данный момент другие проекты?
— Других проектов, которыми я занимаюсь отчасти или планирую заниматься у меня великое множество. Например, сейчас я хочу поставить мировой рекорд. Хочу сделать самую маленькую в мире радиоуправляемую машинку. На данный момент у меня уже есть состоявшийся проект — это микромашинка с видеокамерой и дистанционным управлением, длиной 30 мм. Но сейчас я хочу сделать радиоуправляемый автомобиль, длиною с ноготь. Это был бы действительно рекорд и можно было бы даже подать заявку в книгу рекордов Гиннесса. Вообще в голове миллион проектов, летающие бабочки, роботы-сколопендры. Меня всегда интересовали роботы, похожие на животных, в особенности на насекомых. Поэтому таких идей много. Это моё хобби, но хотелось бы, чтобы это было больше, чем просто хобби.
Микромашинка на радиоуправлении. 2016 год
Микромашинка на природе
— В чем ты лично видишь пользу того, что ты делаешь?
— Я занимаюсь чем-то в основном только потому, что мне это нравится. Не из тех людей, кто будет ходить на работу и ныть, что она не нравится. Для меня — это удовольствие. Мне действительно доставляет удовольствие, когда я делаю крутые вещи, которые в глазах других выглядят сложными. В частности, эта микромашинка. Если говорить о пользе для общества, то я пока что для общества ничего сверхъестественного не сделал.
— А хотелось бы?
— Вообще, да. Хотелось бы делать очень компактные аппараты, которые могли бы перевернуть некоторые представления о технике. Но мне приятно осознавать, что я, живя в нашем высокотехнологичном обществе, являюсь частью тех людей, которые создают это общество. И я чувствую себя очень комфортно в современном мире. Я не мечтаю жить в 18 или 19 веке.
— Где и кем ты работаешь?
— Моя работа — собираю различные электронные устройства на заказ.
— Для тебя важнее твой собственный интерес или коммерческая основа?
— Естественно я хочу, чтобы это мое хобби, даже уже больше профессия, приносило мне доход. Это самое лучшее, когда любимая работа приносит деньги. Я к этому стремлюсь и этот проект с орнитоптерами, это и есть стремление реализовать себя через любимое дело.
Для создания некоторых микро-элементов орнитоптера, Степану иногда приходится создавать/дорабатывать и само оборудование
Станок с созданной Степаном зуборезной приставкой, для изготовления шестерней.
Токарный станок, изготовление Степаном мини втулок для механизма орнитоптеров.
— А как сейчас обстоят дела с доходом?
— На данный момент, основной доход — это работа на других людей, создание электронных устройств на заказ. Есть также ютуб канал, но я не планирую его использовать в рекламных целях. Это просто афиша, показывает, чем я занимаюсь, желание показать себя миру [замечание от редактора: у видео-блога Степана — более 2.5М просмотров]. Конечно, если желание в будущем создавать крутые устройства и зарабатывать на этом большие деньги.
Один из орнитоптеров Степана, 2018 год
— Какие перспективы развития ты видишь в сфере робототехники, электроники?
— Перспективы великолепные. За последние 10 лет произошел большой скачок в миниатюризации и электроники и механики. Всё, что мы сегодня видим в фантастических фильмах, маленьких жуков-шпионов и так далее, всё это может стать реальностью. Это как раз то, чем я интересуюсь.
— Что ты можешь посоветовать людям, которые хотят начать развиваться в этой сфере?
— Я такой человек, который не начинал с какого-то конкретного порога. Я всегда в этом варился, мне сложно учить других людей начинать. Для меня всегда это было постепенно и очень последовательно. Но, полагаю, академически верно будет сначала познакомиться с простыми устройствами, как ток течет, по каким принципам работает электричество, простейшие элементы. На мой взгляд, нужно просто начать с самого простого и разбираться, и разбираться. Это как рисование: сначала нарисовал круг, а потом у тебя получилась сова. Главное, надо понимать и отдавать отчет, что за 1 день ничего не получится. Нужно терпение и упорство.
Анастасия Коваленко