Хакспейс, Денис Перевалов, Анастасия Крохалева — магия программирования

k0kbmujo-kmne_x8hcxymtoj0be.jpeg

Чем нас привлекает магия? Это что-то выходящее за рамки нашего понимания, что-то интересное, что-то необычное. И программирование в какой-то степени магия. И есть волшебники в программирование, кто с помощью электроники/программирования делают какие-то невообразимые и оригинальные вещи — что выводят нас за рамки обыденного, в необычный мир.

Мы продолжаем серию публикаций по теме «хакспейс с человеческим лицом», где приводим интервью с участниками нашего хакспейса MakeItLab в Екатеринбурге. В прошлый раз мы рассказывали про Степана Глушко (орнитоптеры).

В этот раз интервью будет с Денисом Переваловым (математик-программист, медиахудожник) и Анастасей Крохалевой (магистр истории искусств, медиахудожник).

Денис разрабатывает интерактивные инсталляции (на базе свето-эффектов, электроники/робототехники, визуальной обработки OpenCV, нейронных сетей и т.п.), реализует свои идеи и помогает в реализации идей креативных людей. В частности использует фреймворк openFrameworks, про который был небольшой туториал. К тому же, он автор книги по openFrameworks, и читает лекции по машинному обучению (глубокое обучение).

С 2017 года Денис и Анастасия работают совместно как арт-дуэт «Музей вечно играющих аттракционов». Создают интерактивные световые и звуковые инсталляции.

Да, и на КДПВ — проект Микрокосмос…


Провести интервью с Денисом и Анастасией помогла Екатерина (редактор близкого по духу проекта «Новатор» — сообщество мейкеров), ей слово:

Если цель — нащупать нерв современности…


8dd_juylsv9mccg-9aohyhvkrsy.jpeg
Анастасия Крохалева и Денис Перевалов

Начнем издалека. Какое время года Вы любите?


Денис: Наверное, даже важнее всего не какое-то конкретное время года, а изменения, переходы в любом временном периоде от одного состояния к другому. Именно изменения в природе мне нравятся.

Анастасия: Если говорить о природе, то меня больше заботит не простое наблюдение, а экологические проблемы и наше участие или игнорирование этих процессов.

От чего в природе вы заряжаетесь?


Д. Я сосны люблю…

А. А я грибы — они такие странные по структуре и характеру. И жимолость когда трогаешь, на ней остается след от пальцев. Это забавно. Но я от нее не заряжаюсь, я к природе достаточно потребительски отношусь — у меня все связано с едой.

Денис, Вы любите природу, а почему отдаете предпочтение «искусственно созданным мирам»?


Д. Природа — это данность. Я пробую расширить границы представления и понимания, даю иное ее прочтение, подчеркиваю определенные таинства, делаю акценты на глобальных проблемах. Я вообще думаю, что в природе все уже создано и ничего нового создать невозможно. Но человек — это создание природы. Он является ее продолжением. И с развитием цивилизации он трансформируется. Вот эти процессы я и показываю. «Развитие в медиуме». Это может быть электронный, виртуальный мир, мир осознанных человеком артефактов. Природа, но не nature, а artificial.

Получается, что Денис — «технический романтик», а Настя — «художественный реалист». Вы гармонично дополняете друг друга?


o44ynwtol9ixsgtc8e_b7kuj_ao.jpeg
Денис Перевалов
Д. Мы как художники уже работали несколько лет, каждый самостоятельно. Но я все-таки больше технический специалист. Я способен создавать электронные вещи, а Настя создает концепции, которые увязываются с мировыми проблемами. И как раз в этом созидании противоположностей — наша основная сила и специфика. Мы очень разные — это факт.

А. Когда мы стали работать как дуэт — наши границы расширились и возможности увеличились. И хотя у нас разное отношение к жизни, но мы совпали по характеру и по профессиональной цели. Поэтому и появился общий путь, по которому мы успешно идем вперед.

Расскажите о Вашем дуэте


Д. Наш дуэт называется «Музей вечно играющих аттракционов». Мы создаем объекты из области современного искусства, дополненных новейшими технологиями, но целенаправленно делаем их игровыми. Мы закладываем в каждый объект глубокие, иногда даже несколько провокационные смыслы. Поэтому ребенку кажется, что он все понимает, начиная взаимодействовать с объектом, а взрослому, скорее, наоборот.

А. Нам интересно работать с интерактивом. Но когда мы стали выставляться в таком формате, некоторые критики нас попрекали тем, что интерактив — не art, а entertainment. Проанализировав свою работу, мы остановились на том, что именно интерактив дает особые возможности понимания как самой концепции, так и искусства. Если наши работы будут восприниматься как аттракционы — это лишь новое поле для дискуссий, которое мы решили продвигать в наших проектах.

Музей — привычное понятие. Виртуальное — это что-то новое. М.б. придумывать другие пространства для нового? Насколько сочетаются старые и новые технологии?


Д. Наши работы выставляются и в классических галереях, но мы осваиваем и новые — урбанистические и природные пространства. Перфоманс, инсталляции — это то, над чем мы работаем и с интересом воплощаем. Мы ищем новые формы и способы подачи.

А. По образованию я магистр истории искусств и уже несколько лет работаю как артмедиатор. У нас в Екатеринбурге проходит периодически «Уральская Индустриальная биеннале» и «Бажов-фест», где художники должны выставляться в невыставочных пространствах. Это не музеи, а, например, заброшенные промышленные корпуса — и это такой челлендж для куратора и художников. Здесь сложнее, так как пространство более непредсказуемо, оно может быть по-разному интерпретировано для посетителя. В музеях же классического искусства для экспонирования произведений всё готово, поэтому даже современному художнику с точки зрения решения различного рода экспозиционных задач бывает на таких площадках вполне комфортно. Так, например, Эрмитаж открывает свои залы новому искусству и, благодаря некоему шоку, зрителю удается найти новые смыслы. Московская биеннале проходила в Третьяковке на Крымском валу… Это очень интересно для художников открывать по-новому пространства музея, который уже насыщен классическим искусством, встраивать в принято-понятные константы современность.

Музыка дополняет ваши работы?


km8em7uqr0-rxsoqnclwtwwjcs8.jpeg

Д. Я раньше начал заниматься музыкой, чем программировать. Первое, что я начал программировать — это синтезатор. Мы включаем саунд-арт, звуковые вещи. Я сейчас являюсь старшим преподавателем в Уральской консерватории. Звук присутствует во многих наших работах. Некоторые объекты мы создаем даже просто ради звука. Визуальность и аудиальность для нас — это неразрывные вещи, дополняющие или независимые. Такой Experience для зрителя.

А. Для меня звуковая сторона восприятия была закрыта до встречи с Денисом. Я не знала, как к ней подступиться и не видела в этом большого смысла. Сейчас, когда мы стали работать вместе, мне очень нравится появившийся звук в наших работах.

op_dwvhz9rw1wd8_l7fhbhrd2f4.jpeg
Инсталляция «Порог между мирами»

Д. У нас есть инсталляция «Порог между мирами» — это небольшая чаща, где развешаны световые пульсирующие полосы, а вокруг этой чащи стоит набор из нескольких стереоколонок. И получается, что зритель, заходящий в чащу, не только видит пульсацию, но и слышит шепот вокруг себя. Это превращает чащу в некий сакральный мир. А в самых последних наших работах мы часто не добавляем звуки, а находим удовольствие в звучании самих механизмов. «Хозяйка. Present days» — звучание моторов трех механических рук создает нужное звуковое оформление и атмосферу для зрителя:

Подробнее


Инсталляция состоит из трех роботических рук, держащих стеклянные кристаллы, трех лазерных пушек и тумбы с монитором.

Концепция
В сказах Павла Петровича Бажова всегда есть взаимодействие двух сторон: человека, жаждущего получить желаемое, и непостижимой, потусторонней силы, обладающей тайным знанием. Эта сила принимает у Бажова разные обличия, среди которых самым сильным образом является Хозяйка Медной горы. Сегодня в качестве такой силы, по мнению авторов, может выступать искусственный интеллект (ИИ). Как мастера горных дел не могли до конца осознать природу и мотивы Хозяйки, так же пользователи новых технологий в наши дни только начинают познавать возможности ИИ, который постепенно становится «хозяином» нового цифрового мира.

Способен ли искусственный интеллект мыслить свободно, вне предзаданных человеком категорий, и что в этом случае будет чувствовать человек, взаимодействуя с ним? И если ИИ наделен собственной волей, то протянет ли он людям руку помощи, или, все же, Хозяйка так и не поможет Даниле Мастеру создать каменный цветок?

Авторы инсталляции предлагают зрителям вступить во взаимодействие с искусственным интеллектом — Хозяйкой, реализующей свою волю с помощью роботических рук. Управляя лазерными установками, зрители могут попытаться попасть в кристаллы, которые держат эти руки. Но только Хозяйка принимает решение, кому помогать в этом, а кому нет.

Технические детали
Инсталляция состоит из 15 цифровых сервомоторов LewanSoul LX-16A, трех актуаторов, трех аналоговых моторов, трех опторезисторов, 8 плат Arduino (4 Uno, 3 Nano, 1 Mega), трех стеклянных кристаллов и трех зеленых лазеров.
Кисти были отсканированы и напечатаны на 3D-принтере, так же, как и другие части рук.

Программное обеспечение написано на openFrameworks, с внешними аддонами ofxKuTextGUI (GUI), ofxKu (утилиты), ofxTSNE (реализация алгоритма t-SNE). Все вычисления проводятся на компьютере Windows.


Есть ли в Вашей работе понятие «конкуренция»?


Много авторов и коллективов работают по направлению технологического искусства. С точки зрения технологий и концепций, конечно, есть те, кто нам близки по духу, те, на кого мы ориентируемся. Конкуренции, как таковой, нет. У нас есть специфика. В программировании и концептах. Например, дрон, привязанный на веревке…

А. Как, например, происходит процесс. Появляется идея. Из нее разрабатывается концепция. А затем — визуализация. Мы исследуем — что сейчас уже сделано, что делается. Чаще всего мы понимаем, что делаем уникальные вещи. Но конкуренция есть и она мощная, потому что сейчас это — авангард искусства.

Д. Мы тестируем технологии на их «странность». Это наша, немного маниакальная цель — нестандартно применить технологии, погрузив зрителя в новую для ощущений среду. При этом предусмотрев систему взаимодействия с этой средой, чтобы у каждого рождались новые ощущения и новые мысли.

ivlfiaqkhamq8nm5wtrwfzf07si.jpeg

А можно несколько слов про Ваш давний, но все равно интересный проект «Стихомашина»?


Д. Этот проект я делал с поэтом Таней Просто. В реальном времени захватывался звук речи и представлялся в виде лупов, как это делается в электронной музыке. Получалось создавать моментально музыкальную подложку прямо с читаемого произведения. Таким образом, на глазах рождалась такая «техно-поэтическая композиция». Особенно хорошо слушалась психоделическая поэзия.

Наверное, интересно с таким проектом вовремя встретиться старшеклассникам, чтобы быть заинтригованными программированием, открыть новое в симбиозе музыки и слова, попробовать себя в поэзии… А Ваша аудитория включает школьников?


Д. Скорее, это люди 20–40 лет. Те, кто интересуются современным искусством. Звуки стихомашины, например, больше для любителей саундарта или электронной музыки. Для неподготовленного зрителя они были очень экстравагантны. Для понимания технологического экспериментального искусства нужна специальная подготовка, гораздо шире школьной программы.

А искусство для вас — это хобби?


Д. Нет, это главное. Просто мы не замыкаемся — рассматриваем другие области деятельности как подпитку идеями, технологиями, как важный опыт. Многое можно увидеть в бизнесе и коммерции, не менее — в ходе общения со студентами. Даже когда пишешь учебник или книгу — упорядочивая знания, вырастают новые концепты. Единомышленники, заказчики и поклонники также прибывают из разных областей.

А. На первом месте у нас всегда искусство. Но когда участвуешь в разных проектах, становишься более жизнестойкой, вырабатываются объективные принципы и взгляды.

Д. Но если долго заниматься одним и тем же, то теряется связь с людьми, их ожиданиями, и с кипящей жизнью большого и разного социума. Мир многополюсен и если можно побывать на разных его полюсах — этим не стоит пренебрегать. В моем мире есть артискусство, коммерция, преподавание, музыка. И это все не для того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы чувствовать себя полноценным в ежедневном круговороте, быть «на волне». Кроме того, мы еще немного строители, исследователи и аналитики — сами проводим монтаж конструкций, готовы к замене деталей и материалов, моделируем альтернативные решения.

А свободное время у вас есть?


А. Мы фанатики. Зачем нам свободное время, если его можно потратить на продолжение работы?:) Это для нас смысл жизни.

В Екатеринбурге сильное мейкерское движение. Олег Евсегнеев, nemilya — хакспейс MakeItLab. Вы сотрудничаете на ниве инженерного творчества?


Д. Мы часто видимся с лидерами екатеринбургского мейкерского движения. Помощь хакспейса, мейкерлаба нам очень нужна и мы с благодарностью ее принимаем. Конечно, мы можем делать все сами, но проекты ширятся и растут, поэтому как наши заказы интересны для народа из хакспейса, так и для нас — это значимая поддержка при создании инсталляций.

А. Для художника важно создать некоторую инфраструктуру надежного сотрудничества. Хакспейс — это наш замечательный партнер, понимающий и поддерживающий все наши начинания.

В мире современного искусства требуется больше таланта или научных знаний?


А. Искусство должно быть актуально. Надо нащупать нерв современности. Чего для этого нужно больше — художественной составляющей или инженерности мысли — сложный вопрос. Скорее, общий высокий уровень культуры и образования, причем постоянно растущий.

Д. Ответом на этот вопрос является как раз то, что мы работаем дуэтом концептуалиста-художника и инженера-программиста.

Самый трогательный/дорогой проект Вашего дуэта?


Д. Конечно, это наша первая совместная работа. У Насти была световая инсталляция. Я ее дополнил интерактивностью и звуком. «Микрокосмос» мы показали в Технопарке Екатеринбурга. И с этого началось наше совместное творчество.

Подробнее про Микрокосмос


Описание
В глубине темной комнаты стоит тумба, на которой располагаются лампа и фильтр. Свет лампы проходит через вращающийся фильтр и оставляет отблески на близлежащей стене и раздается мерный мелодичный звук. Когда человек пытается подойти к инсталляции, звук трансформируется в рев, а лампа начинает вспыхивать.

Концепция
Инсталляция воплощает авторское видение модели идеального мироздания — шар из множества светящихся изнутри капель. Каждый человек в частности и всё человечество в целом вовлечено в постоянное движение Вселенной. Нам не дано почувствовать это, но лишь в моменты редких озарений мы можем попытаться осознать вечный круговорот всего сущего в неизведанном чёрном пространстве Космоса. Причём это движение не прекращается с наступлением смерти, а лишь видоизменяется, принимает иную форму. И этот образ постоянно колеблющегося, мультипространственного шара, состоящего из миллиардов сверкающих частиц, авторы постарались воплотить в своём произведении, используя специально сконструированный световой фильтр.

Технический райдер
Инсталляция представляет собой тумбу высотой и длиной 1 метр, и шириной 50 см. На тумбе установлена лампа и фильтр. Вне тумбы установлена камера глубины Asus Xtion и акустическая система. Внутри тумбы располагается компьютер.

pcoyizseyvtsceut3fjzfkjko1s.jpeg

А. Этот проект показал, насколько более мощны объединенные усилия.

Д. Да, «Микрокосмос» на фоне сегодняшних проектов — небольшой и легкий. Сейчас растут объемы, размеры, количество электроники в наших инсталляциях и надеемся, что мы даем зрителю возможность переживания нового чувственного опыта.

Да пребудут с Вами энергия и драйв!:) Новых проектов и открытий! Спасибо за общение.

PS: Спасибо Екатерине Алексеевой за интервью, проект «Новатор».

Подробнее по проектам Анастасии и Дениса, на их сайте.

© Habrahabr.ru