Хакатоны — это не страшно: в НИТУ МИСИС придумали как помочь новичкам

Привет, на связи Хакатон-клуб Университета МИСИС. Мы придумали и запустили Шортхак — мероприятие нового формата, где студенты без опыта за 6 часов проходят весь цикл соревнования: разрабатывают проект под бизнес-задачу, учатся мыслить продуктово и тренируются общаться с заказчиком. Ведь начинающим свой путь в IT ребятам зачастую просто страшно податься в команду и заявить о себе — они боятся неудачи. Поэтому мы решили им помочь.

30b7a53db9eca4bc060309993d6c203d.png

Хакатоны — это эффективный инструмент интеграции проектного обучения в традиционное IT-образование, но он требует выстраивания экосистемы мер поддержки и обучения. Если новичок впервые попадет на хакатон, который проводится реальным бизнес-заказчиком, то ему придется столкнуться с жесткой конкуренцией, а это может быть больно. Поэтому лучше постепенно готовить студентов к «большому миру», где они, потренировавшись, точно смогут продемонстрировать свои профессиональные компетенции.

Также в топе проблем, отпугивающих от хакатонов:

  • многие не верят, что за короткий срок могут создать работающий продукт, а иначе «зачем это всё?»

  • соревноваться с более опытными разработчиками страшно

  • после неудач и ссор (а стресс во время хакатона зашкаливает) не хочется пробовать снова. 

Из чего состоит Шортхак?

  • Презентация задачи 

  • Разработка идеи и концепции продукта — 30 минут

  • Формулирование технической составляющей продукта — 30 минут 

  • Несколько чекпоинтов с кураторами — 30 минут

  • Кодинг — 4 часа

  • Подготовка презентации — 30 минут

Основная проблема новичков на хакатоне — страх, задача кажется неприступной. В попытках подойти к решению с разных сторон без концентрации на образе конечного продукта участники распыляют свои силы и теряют мотивацию. Структура Шортхака позволяет видеть все этапы сразу, получая опыт и понимая процессы. В этом его суть.

Наша задача — «провести за руку» через процесс создания ИТ-продукта и снять страхи у новичков. Перед каждым этапом мы проводим короткий бриф, что команде предстоит сделать, а после его прохождения ребята загружают небольшой «отчет». Это помогает в реальном времени отслеживать прогресс участников и вовремя помочь команде по конкретному затыку. 6 часов вполне достаточно, чтобы получить представление о хакатоне и потренироваться, да и студентам легче занять один выходной день, чем сразу нырять в трех- или семидневный марафон и уползти оттуда еле живым и с ПТСР.

Хакатоны - это круто, на самом деле. Трудно, но того стоит. Это мы победили в Selectel-хакатоне

Хакатоны — это круто, на самом деле. Трудно, но того стоит. Это мы победили в Selectel-хакатоне

Работа с менторами

Помимо понимания основных этапов хакатона, важно не стесняться обращаться за помощью и научиться общаться с заказчиками четко и по делу. Наша цель — сформировать у ребят эти навыки в рамках Шортхака.

На площадке для этого присутствовали трекеры: они помогали командам планировать работу, консультировали по конкретным технологиям и т.д. Столкнувшись с трудностями, участники успевали короткое время «повариться» в них самостоятельно. Этого достаточно, чтобы понять, что проблемы на хакатонах бывают и надо учиться с ними справляться. Затем к участникам подходил трекер и помогал решать задачу: сам или с привлечением профильного эксперта.

Точки общения с заказчиком симулируют чекпоинты. Участники должны разумно использовать время, отведенное на беседу с заказчиком, а «заказчики», в свою очередь, корректируют поведение команд. Например, если команда дежурно и «без огонька» рассказывает о решении, неэффективно используя время, то им об этом сообщают.

Итоговый продукт 

На Шортхаке 50 человек в составе 10 команд разрабатывали сервис, который содержал бы общую информацию о выпускниках Института компьютерных наук НИТУ МИСИС, давал им возможность присоединиться
к сообществу Alumni института и позволил бы выпускникам стать менторами, а студентам — выбрать наставника. Эта задача очень близка по формату к классической хакатон-задаче, а также она достаточно актуальна для нашей платформы IT at MISIS, так как в этом году мы собираем комьюнити выпускников и приложение подобного формата и правда нужно. Похожим образом формулируются задачи на внешних хакатонах. 

Большинство команд разрабатывали веб-сервис, но кто-то также добавлял интерфейс телеграм-бота и даже написал приложение на Swift. Для прослушивания питчей участников были приглашены старшекурсники, которые уже работают в различных IT-компаниях, что приближало этап презентаций к реальному соревнованию. Несмотря на ограниченные сроки разработки, все команды представили достойные решения. 

Результаты проекта

Мы сделали то, что планировали — устранили первичный страх и стеснение, ребята получили позитивный опыт, полезную обратную связь и новые компетенции. По результатам мониторинга, 16 из 50 участников Шортхака приняли участие во внешних хакатонах. Мы ожидаем, что к концу следующего семестра эта доля вырастет — будем работать над этим.

Мы планируем развивать Шортхак, составлять полезные методички для участников и вставлять интерактивные элементы в программу. Команды будут знакомиться с типичными ситуациями, возникающими на хакатонах. Может заколлабимся с кем-то, мы открыты предложениям!

Это мы победили в хакатоне на Всемирном фестивале молодежи. Сейчас дома уже.

Это мы победили в хакатоне на Всемирном фестивале молодежи. Сейчас дома уже.

Студенческое ИТ-коммьюнити IT at MISIS объединяет более 2000 человек, развивающих хакатон-, дизайн-, геймдев-, ML- и робототехнический клубы. Мы растём и будем рады предложениям о сотрудничестве. 

Автор: Даниил Ефимов, заместитель директора Центра технологических конкурсов и олимпиад НИТУ МИСИС, руководитель Хакатон-клуба, основатель платформы IT at MISIS. Для связи в Telagram: t.me/Daniil_Y, t.me/road_note.

© Habrahabr.ru