Хакатон: как студенты Сколтеха обучали ассистента Олега финансовым играм
Сколтех провел марафон хакатонов для своих студентов — Hack Lab. Хакатоны проходили онлайн на английском языке.Два хакатона курировал Тинькофф: студенты обучали ассистента Олега новым навыкам. Задача была пересмотреть стереотип о том, что тема финансов сложная и скучная.
За выходные ребята придумали больше 20 идей для игр с Олегом: квесты, викторины, квизы и соревнования. Некоторые идеи Тинькофф взял в разработку.
Задача: сделать общение с ассистентом Олегом более интересным
Финансовый ассистент Олег помогает клиентам решать банковские вопросы в приложении — автоматизировать платежи, пополнять мобильный счет, контролировать свои расходы по категориям, оплачивать кредитку. Благодаря Олегу, у клиентов освобождается время на другие дела.
Чтобы пообщаться с Олегом, зайдите в приложение Тинькофф, нажмите на микрофон и скажите «Привет, Олег!»
Жюри предложили студентам Сколтеха придумать финансовые игры для клиентов. Механика может быть любой: обучение финансовой грамотности, зарабатывание бонусов или соревнования. Главное — чтобы тема финансов из скучной и сложной стала простой и веселой.
В результате должен был получиться бот в Телеграмме, который соответствует условиям:
- Игра с оригинальной механикой. Например, захватывающий сюжет.
- Функционал для возвращения пользователя в игру. Например, пуш-уведомления, которые будут напоминать клиенту о новой задаче.
- Функционал для привлечения друзей. Например, возможность проходить квест в команде.
- Механика, чтобы клиент играл в игру чаще. Например, возможность зарабатывать кэшбек за каждый пройденный уровень.
- Удобство для управления голосом.
Процесс: как ребята придумывали решения
В хакатоне приняли участие 20 команд. У студентов было двое суток, чтобы разработать концепцию игры, продумать и написать текст, сделать макет чат-бота и представить идею. Студенты могли задавать любые вопросы по задаче жюри из Тинькофф.
Одной из команд были PEPEtoners — студенты с факультетов Petroleum Engineering и Data Science. Команда PEPEtoners впервые участвовала в хакатоне.
Вместе собраться не получилось — ребята общались онлайн
Команда устроила брейншторм: накидали идей, отсортировали их на реалистичные и нереалистичные и выбрали две самые перспективные.
Доска в «Трелло» с результатами брейншторма PEPEtoners
Для начала команда решила разрабатывать викторину вроде «Клевера» во ВКонтакте: участники вызывают друг друга на бой и отвечают на семь вопросов, победитель получает клеверсы, которые потом можно обменять на деньги. Но идея была очевидной: ее разрабатывали многие другие команды и обсуждали это в общем чате. В итоге, PEPEtoners решили отказаться от викторины.
«Клевер» был очень популярным во ВКонтакте: про нее знал каждый школьник
Команда решила делать квест с игровой механикой «Детройта»: обстоятельства, в которые попадает персонаж, зависят от выбора, который делает игрок. Персонажем стал бот Олег. Команда решила отправить Олега в советское прошлое, помещать его в разные обстоятельства того времени и обучать финансовой грамотности.
История начиналась так:
«Студенты Сколтеха отправили андроида Олега в прошлое, чтобы он разбогател. Однако в процессе путешествия во времени он потерял память и не помнит, куда вкладываться. Всё же он нашел способ связаться с будущим — это вы. Олег наладил контакт с вашим устройством и теперь может отправлять вам короткие сообщения. При себе он имеет начальный капитал в пять тысяч долларов. Помоги Олегу заработать десять миллионов долларов, а он в долгу не останется».
Дальше клиенты отвечают на вопросы квеста, решают, что делать с деньгами, и получают баллы. Потом баллы можно обменять на деньги.
Ребята придумали несколько вопросов для квеста и квиза в разных эпохах в России.
Пример вопроса из квеста:
«Добрый день! Олег на связи. Сейчас 1994 год, и я стою перед непростым выбором. Я познакомился с мужчиной, который рассказал мне, как он заработал деньги очень быстро, купив ценные бумаги одной компании. По телевизору везде крутится реклама, однако купить можно только билеты, а не акции компании. Все больше и больше людей покупают эти билеты, а доходность каждой невообразимо высокая. Что посоветуешь сделать?»
- Купить билеты: мужчина сказал, что за две недели накопил жене на сапоги!
- Не покупать билеты.
Чтобы заработать на топливо для связи с Олегом в прошлом, клиент должен проходить квизы с вопросами о финансовой грамотности. Также ответы на квизы дают возможность отменить неправильные ответы в квестах.
Чтобы быстрее сделать прототип, команда разделила обязанности: двое ребят отвечали за логику и вопросы квеста, двое — за техническую часть.
Команда работала всю ночь: работоспособность поддерживала пицца и студенческий драйв
В результате квест соответствовал четырем из пяти критериев оценки:
- Оригинальная идея. Вопросы квеста касались событий в России, которые затронули многих клиентов Тинькофф: пирамиды МММ, развитие интернета, бум технологий.
- Механика игры. Клиент зарабатывает баллы, которые потом может обменять на рубли. Нужно отвечать на вопросы квеста. Если пройти дополнительный сет вопросов, есть возможность отменить неправильный ответ.
- Механика возвращения пользователей в игру. Если пользователь долго не заходит в игру, Олег начинает бездумно сорить деньгами, а пользователь теряет баллы.
- Механика для вовлечения друзей в игру. В квесте есть лидерборды — в них можно сравнить, где оказался Олег разных игроков.
Когда текст квеста был готов, ребята с факультета Data Science создали чат-бота.
Телеграм-бот может общаться не только текстом, но и голосом. Чтобы Олег заговорил, ребята воспользовались технологиями VoiceKit API команды Tinkoff
Финал: квест про финансовую грамотность, путешествие из Владивостока в Москву и Oleg Go
Победителями стала команда PEPEtoners, создавшая игру для обучения финансовой грамотности.
Второе место заняла команда 404 found.
Команда придумала нестандартный способ постоянного взаимодействия с кэшбэками и спецпредложениями: игру наподобие Pokemon Go — Oleg Go.
У пользователя появляется физическая карта, на которой размечены места с самым высоким кэшбэком и спецпредложениями. Покупая в любом из них, пользователь получает ачивки и доступ к соревновнованиям. На арене можно посоревноваться с друзьями в уровне финансовой грамотности и в качестве приза получить повышенный кэшбэк или скидки от партнеров Тинькофф.
Третье место заняла команда Pumped Up Cheeks.
Персонажу в игре нужно переехать из Владивостока в Москву, заработав на это деньги и обустроив жизнь. Пользователь учится управлять деньгами.
Отзывы о хакатоне от жюри Тинькофф
Серафима Чекулаева, руководитель ассистента Олега в приложении для физлиц:
«Моя команда задалась идеей сделать финансы не скучной темой, а занятной и вовлекающей. Так родился концепт финансовых игр для ассистента Олега, многочисленные идеи для которого придумали студенты Сколтеха в рамках хакатона.
Хочется отметить высокий уровень финансовой грамотности ребят в целом — растет крутое поколение людей, которые инвестируют едва ли не со школы и вращаются в принципиально новом информационном поле.Идеи ребят были свежи и помогли по-новому посмотреть на ассистента Олега. Мы увидели концепты как юмористического характера, так и вполне серьезные, с продуманными retention-механиками — за это большой респект.»
Что происходит сейчас, в чем можно принять участие?
До 22 марта проходит отбор в лабораторию Тинькофф в МФТИ, прочитать про проекты и подать заявку можно тут: https://l.tinkoff.ru/hack