Хабраюзер, помогай, тут еще истории карьерных тупиков

694b1b3182f030760ea7fe1f5e281a0d.jpg

Мне часто не нравятся продолжения сериалов, я говорю «они уже всё сказали в первом сезоне» или просто «фу, скатились». Но написать вторую часть статьи, в которой мы вместе разбираем карьерные провалы, попробую.

Напомню, что около месяца назад мы начали собирать анонимные истории карьерных провалов от людей, готовых поделиться своим опытом. Мы хотели поддержать авторов, помочь им переосмыслить свой опыт и найти новые пути в профессиональном развитии. 

Три истории опубликованы здесь. Забегайте, читайте и делитесь мнением в комментариях (или просто читайте комментарии — там интересно). Пять новых историй — в этой статье. 

Если вы хотите поделиться крутыми и адекватными рекомендациями с ребятами, которые столкнулись с трудностями в карьере — приглашаю в комментарии. А если вы занимаетесь менторством — прикрепите к комментарию ссылку на свой аккаунт на Хабр Экспертах, чтобы другие читатели могли обратиться к вам за помощью. 

Последнее, выговориться или просто поныть о том, что сейчас в карьере что-то идет не так, можно тут.

Поехали, вот — первая история 

«Я — руководитель внутренних проектов в айти-компании, которая занимается  поддержкой 1С, разработкой сайтов и приложений. Работаю в этой компании 4 месяца. До этого я работал в международной и самой крупной IT-компании в Казани. Работал начиная с роли стажера-инженера по работе с облаком, затем меня два раза повысили: сисадмин, потом просто админ и потом перешёл в менеджмент (руководил серверными командами) и стал тимлидом, затем операционным менеджером, затем операционным менеджером по работе с клиентом, повышали меня ровно раз в год и работа была всегда движовая и интересная, порой стрессовая, но я рос и рос. 

Затем началось СВО и Fujitsu  ушла от нас из-за санкций, моя компания потеряла почти всех заказчиков, и ей пришлось отказаться от меня, как и от многих сотрудников. Искал я работу месяца 2 и перешёл в новую компанию, где мне предложили з/п даже больше чем была. Моя цель — это оптимизировать процессы компании и, честно говоря, данная работа просто не приносит драйва, мне откровенно скучно, на работе за мной особо не следят, из-за этого совесть гложет каждый день, что раньше я 9 часов не вставая работал в пот, а сейчас лежу и вместо работы пишу это письмо вам. Из-за этого мой рост стал в ноль, английский начинаю потихоньку забывать, держит только зарплата, поэтому я каждый день переживаю. Вот так СВО обрубил мне карьерную лестницу. Что-то идентичное мне не предлагали в плане на иностранном рынке, а переезжать за границу не хочу, родных и близких не хочу покидать. Всегда работал на энтузиазме, а сейчас он пропал, мотивации нет. Так что сижу и жду, когда всё успокоится и когда можно вернуться обратно на иностранный рынок» 

Вторая 

«У меня 5 лет опыта коммерческой разработки (попеременно React и Angular), хакатоновский бэкграунд, несколько некоммерческих проектов на балансе. На профессиональном пути я работал в двух компаниях. Из обеих уходил из-за отвратительного отношения со стороны руководства. Уход из последней случился в ноябре 2022, после этого я завершил фриланс-проект и взял «музыкальную паузу», выгорел. Сейчас чувствую девелоперскую импотенцию, но всё же пытаюсь проходить собеседования. Постоянно заваливаю техническую часть, каждый раз «сгораю» из-за несовпадения ожиданий и реальности. Технические специалисты спрашивают всё что угодно, кроме того, что я реально использую при разработке (как писали в одной из статей на Хабре, «устраивают экзамен, а не ищут коллегу»). Посещают страхи, что я стал неполноценным разработчиком без глубокого знания теории, а когда пытаюсь это исправить — сталкиваюсь с внутренним отвращением. Посещают страхи, что с современным положением дел я больше не смогу найти себе классическую офисную вакансию, хотя это для меня в приоритете — позволяет чувствовать себя финансово свободным и, в то же время, нравится мне по своей сути. По-хорошему, с этой проблемой нужно идти к психологу, но по итогу я предпочел залечь на дно и отдаться волнам обычной жизни: стал больше заниматься своими хобби. Решил описать вам свою ситуацию, потому что я увидел в этом хороший повод разложить всё по полочкам для самого себя. Хотя и не исключаю, что, возможно, это сможет мне помочь снова обрести правильный путь. Спасибо за возможность выговориться!»

Третья

«Я крепкий миддл+ в отделе маркетинга. Пишу хорошие тексты, придумываю креативы. Не совсем IT, но суперблизко. Проблема в том, что не могу нигде долго задержаться — 3–6 месяцев и новая работа. Уход чаще всего по собственному, потому что что-то не устраивает. Как только задачи начинают надоедать, рабочий день построен и расписан, сразу бегу. Подозревал у себя СДВГ…Хочу стабильность и хорошую работу, не понимаю, что делать.»

Четвертая 

«Я разработчик мобильных игр. 15 лет я шел к своей цели, 3 уже года назад запустил проект очень высокого уровня, сделал на него ставку всей жизни, долго рос до этого, успешно показал уровень, но проиграл. Ошибки — это огромный опыт, проект вышел на высокие строчки, но без стабильного дохода или скорее того, что я ожидал, но могу сказать, что это ниже 2к долларов в мес, хуже некуда, в общем. Как это возможно?  

Внутриигровой рынок умер сразу, потому что мою игру, как и любую другую адекватную, можно пройти, ничего не покупая за реал, вышло на 7–8 часов проходняка, дальше песочница, ну и к тому же взлом игры вышел буквально через пару недель после запуска, далее мне предлагали кучу рекламы, начиная с 1хбет, всем отказал, даже тематическим спонсорам, это мой принцип, ну дак, а чего я еще хотел, с такими принципами я не туда явно залез)). 

Ну что сказать, мне нравится читать комментарии вроде «я ставлю 5 звезд, просто потому что наконец-то нет рекламы, и я могу поиграть спокойно, не заставляют меня донатить на каждом углу, да еще и инет не нужен, спасибо за уважение к игрокам», это, кстати, реальный коммент, и их немало. Наверное, стоит этим гордиться, дал игрокам игру, которую многие хотели во всех отношениях. 50к скачиваний на старте без вложений в рекламу вообще, думаю, это было достойно. Но всё же я расстроен неуспехом нерабочей изначально бизнес-модели, которой в общем-то и не было)) переключился на работу по заказам, вернулся в ассет стор и анрил маркетплейс. Ну, а спустя год мы официально прекратили поддержку проекта. Написали об этом в фб, поддержки было много, спасибо, конечно, всем. 

Так чего ж я сюда пишу. Казалось бы, ну красава, учти ошибки и пили дальше. А я запил, как и многие из моих знакомых в этой сфере, сильно. Испробовав все возможные варианты вывода денег от крипты до Казахстана, пью уже 5-ый вроде месяц, команды не стало, заказчики ушли, ассет стор недавно нарисовал мне какой-то то минус с удаленных ими же ассетов и даже не отвечают, не объясняют причину, сейчас вроде решилась ситуация в мою пользу, 3 месяца решали. Но сил уже нет, что делать, не знаю, вот сейчас вроде 4 дня держусь. Карьере, видимо, конец. Жена подбадривает, есть вроде российские сервисы, попробуй портируй свой проект на рустор этот, нашстор, пересобери, попробуй залезть в маркеты на Китай. А я чет приуныл жестко, нет сил дальше тащить, на проект было потрачено очень много сил, шёл, как говорится, в один конец, перегорел капитально, а тут еще это всё с выводом денег. За это время успел построить студию звукозаписи, небольшую правда, чисто личное пространство, пишу днб, нейрофанк и пью на последние накопления, а их там тоже уже копейки остаются. Что делать — хз. Мечта-то была, сына вырастить так, чтобы всё было, всему научить, чтобы не рос, как я, в нищите с отцом, который был вечно в тюрячке, среди гопоты и пивасика в падиках с 8-мью классами образования, которое на школе я и закончил. А выходит, я его подвел и стал как мой отец. Не хочу сейчас сломаться окончательно, позади 15 сложных лет наработок и изучения игромира, но и сил нет.»

И — пятая 

«Я мобильный разработчик со стажем 4 года. До этого делал мелкие заказы на Unity и WPF в универе. Я с самого начала карьеры хотел устроиться на какую-нибудь галеру, чтобы сразу в бою нахвататься много опыта и преисполниться до сеньора-помидора. Также у меня было странное предубеждение, что веб не очень, а мобилки круто (до сих пор об этом жалею). Когда, наконец, нашёл стажировку и устроился в команду, началась моя история неуспеха. Стажировка изначально должна была быть максимум 6 месяцев. В компании была цель выращивать качественных специалистов, и поэтому за этот срок разработчик должен был получить основы своего направления и поработать на заказе. Звучит хорошо, но на практике оказалось хуже. Кратко — стажировка продлилась 10 месяцев. Теперь длинно. 

Когда подошло время искать мне заказ, разгорелся ковид и рынок зарубежных стартапов затух. Долгое время я сидел без работы и надеялся на скорый заказ. Начальник мобильного отдела придумал, пока нет заказов, делать компанией пет-проект. Мне до сих пор от него плохо. Начиналось всё хорошо, мы пощупали новые технологии и выпустили первую версию. Все были рады и хотели двинуться дальше, но начальство решило, что это теперь полноценный продукт и его нужно развивать и продавать. Важно отметить, что уникальность проекта была ну очень низкая. И меня посадили на этот проект и давили постоянно с идеей, что он очень важный. Но на практике компании он не приносил и не принёс ни копейки. Всё это дошло до момента, как меня стало тошнить от разработки. Благо, нашёлся заказ на аутстаф, и я ушел на полгода в другую команду. Вернулся я бодрый и уверенный в себе, только меня снова посадили на внутренний проект, двигать таски и ждать по полнедели ревью ПРов. Как раз второе на меня давило сильнее всего, так как я хотел большей ответственности и самостоятельности. Мне отказывали либо избегали этой темы. В дальнейшем я узнал, что ответственный за мобильную разработку в компании был строго убеждён, что миддлами становятся в какой-то определённый момент, при этом не совершая ошибок. Поэтому пре-миддлам не доверялась самостоятельная работа. Всё это сподвигло меня на поиск работы и как-то получилось, что мне написал рекрутер Яндекса, и я решил попробовать. Алгоритмы я провалил, на платформе я плавал и ответил вообще не очень, некоторые вещи даже не знал. Хочу отметить, что в моей компании ставка была на чистый код и SOLID с самого начала. И я был уверен, что эти знания важнее всего. Как раз это интервью меня спустило на землю и дало необходимый толчок начать развиваться вглубь своей специальности. На одну из моих просьб большей ответственности мне предложили запустить внутренний проект на Андроид. Естественно, я согласился. 

Снова у меня мотивация, мне даже выдали стажёра, чтобы поднатаскать его, так как андроид отдела как такового не было. Всё было хорошо, пока тот самый ответственный за мобильную разработку не решил, что мы двигаемся слишком медленно для такого важного продукта. Он просто за выходные сделал задачи, на которые я потратил несколько дней и планировал доделать и выкатить в понедельник (естественно, не предупредив). Тогда я себя убедил, что нужно делать как лучше для продукта, поэтому я проглотил обиду. Последующими его действиями стали снова тотальный контроль, запрет мёржа ПРов без его разрешения. Я это впоследствии назвал детский сад, где нам не разрешали даже упасть, и каждый раз подхватывали прямо перед ударом, не давая набивать нам собственные шишки опыта. Впоследствии всё это привело к моему выгоранию к концу второго года в компании, а спецоперация прикончила мою мечту жить в России и работать на стартап в Европе. 

В последующий год я плыл по течению в своей зоне комфорта. Научился отбивать свои интересы, потратил много времени, чтобы нормально обучать стажёров, за полтора-два месяца под моим менторством они получали все нужные знания, чтобы не бояться настоящей разработки. Тут я обнаружил, что стажировка растянуть, во-первых, из-за плохих процессов, а во-вторых, из-за обычной экономии на з/п на фоне малого количества заказов. Я уже имел нормальный опыт и в iOS, и в Android разработке, но нахождение под руководством в мобильном отделе меня просто убивало. Как решение — я пошёл к СЕО с просьбой меня перевести на бэк, так как я хочу напрямую трогать все новые технологии, хотел поработать с криптой, AI и в целом с web3. Ну и самое главное — я хотел просто куда-то убежать от своей текущей ситуации. Мне разрешили с условием частичной занятости на Андроиде на новом проекте. Я, счастливый, ушёл с внутреннего проекта, начал сам поддерживать новый Андроид проект и параллельно помогал с тасками на бэке. 

Всё было хорошо, пока руководитель мобильного отдела не решил стать ПМом на моём проекте. Первым делом он начал насильно натягивать Agile. Отмечу, что я к Agile отношусь нормально, при том что в большинстве случаев, где я его видел, под Agile многие подразумевают Scrum. Но в нашем случае это было насильное перекраивание устоявшихся процессов. Моя апелляция к первому пункту Agile про «Люди важнее процессов» каждый раз игнорировалась. Всё привело, как обычно, к ежедневным митингам, которые были обязательны для всех, при том что половина участников (дизайн и QA) были заняты другой работой и были задействованы  раз в неделю или в две. Мне пришлось идти на конфронтацию, чтобы мы делали так, как удобно команде и разработке, а не одному менеджеру. Только такой подход смог как-то повлиять на всё, что творилось. В дальнейшем мне предъявляли, что я занимаюсь бэком слишком много. Пытались отнять моего стажёра под предлогом того, что я слишком много времени трачу на него и должен фокусироваться на разработке. Спойлер, я декомпозировал задачи и раздавал их стажёрам-джунам, чтобы они учились на практике, а сам делал вещи, на которые им не хватит опыта быстро решить. Впоследствии, когда я ушёл, они имели представление о работе и довели проект до релиза. Может, это моё искажение, но разработчики, которыми были довольны, и они не уволились от давления, работали либо со мной, либо были обучены мной. Благодаря своим мягким навыкам я узнал, что отсутствие заказов — это дел рук моего начальника, который считал нас неготовыми к самостоятельной работе. Долгое время я считал, что проблема во мне, и очень сильно боялся уйти в другую компанию и попасть в такую же ситуацию (спойлер, мой первый заказ на фрилансе впоследствии был с бывшим айтишником, который контролировал и комментировал каждую строчку кода). Но наблюдая за всем и общаясь между командами, я заметил, что все жалуются на работу с моим начальником, всех не устраивает тотальный контроль, все жалуются на странные процессы. Поэтому я пришёл к мысли, что дело не только во мне. 

Как итог, я не выдержал, уехал в Грузию, нашёл проект на фриланс и уволился. На прошлую работу я потратил больше 3 лет, заработал синдром самозванца, отголоски которого до меня доходят до сих пор, потратил много нервных клеток, не заработал миллионов, и не получил того, чего хотел изначально — сильный опыт с багажом успешных проектов. Половина проектов, где мне разрешали что-то поделать в начале карьеры, умерли не родившись. Как бонус, на все мои разговоры про кросс-платформы говорили: «Ха, да это всё бред, все потом приходят к нам переделывать на натив».  А я поверил и заткнулся. Сейчас я смотрю, сколько классных позиций и заказов на кросс-платформе, что захлёбываюсь слюной. 

Итак, из работы я вышел напрямую в полную апатию и после отходил больше 2-х месяцев, не трогая разработку вообще. Сейчас я начал искать работу в Европе или в любом месте на удалёнке. И вот сейчас, имея 500 долларов в кармане, я не вернусь обратно ни за что. Я считаю, что как минимум год моей карьеры потерян впустую. Из тона текста видно, что я обижен на все эти 3 года. Я это пытался проработать, но никак не могу избавиться от этого чувства. Да, я понимаю — это моя вина, что я не ушёл раньше, не перевёлся в другой отдел раньше. Но ничего не могу с этим сделать, просто расстроен. Если вернуть время вспять, то я бы пошёл в ту же компанию на бэк, так как руководитель веб-отдела на то время был один из самых классных разрабов, которых я знаю (как можно понять, только веб-отдел был счастлив). Проработал год с лишним и начал бы готовиться к собесам в продуктовые компании и расти там. Внутренний мобильный продукт бы я сделал открытым, чтобы было видно, насколько качественно мы делаем. Но что имеем, то имеем.»

Расскажите, как бы вы поступили на месте авторов историй, в комментариях. И не забудьте прикрепить к комментарию ссылку на свой аккаунт на Хабр Экспертах, чтобы другие читатели могли связаться с вами и обратиться за помощью. 

© Habrahabr.ru