Хабр всё еще … менее токсичный, но это заслуга авторов и комьюнити
Когда-то давно я написал вот такую статью на Хабре, суть которой вкратце сводилась к тому, что его модель модерации всё ещё самая адекватная на фоне остальных user generated content (UGC) платформ. Мол всё стремительно деградирует, а Хабр делает это в меньшей степени, чем остальной Интернет. Также я анализировал как устроена система модерации и «кармы» у разных площадок.
Тогда я по сути пытался суммировать свой успешный и неуспешный опыт «писателя» на Хабре и всяких разных UGC-платформах. В этот раз хочу вам вкратце рассказать про текущее состояние отечественных UGC платформ на фоне своего разного по успешности опыта «фарминга» этих платформ и недавнего небольшого социального эксперимента.
Если вам лень вникать в детали — выводы такие. Несмотря на действия владельцев Хабра, пока жизнь еще теплится. VC.ru и DTF.ru полностью мертвы как платформы. TJournal кажется вообще закрылся. Пикабу тоже мёртв, но он уходил феерично, с шиком и блеском. Новые клоны Пикабу пока не имеют аудитории.
И еще дисклеймер. Поскольку все площадки очень разные и пересечений топиков у них очень мало — эксперимент проводился на базе публикации про книгу в жанре «твердая» научная фантастика. Подобные хабы / лиги / темы / теги есть на всех площадках.
Пара слов про мой опыт на UGC платформах
На Хабре вы можете просто открыть мой аккаунт, тут всё понятно. На Пикабу в основном продвигал наши продукты, своих котов и постил приколы и мемчики. Без энтузиазма, скорее под настроение и когда было понятно, что это может сработать (до тепловой смерти Пикабу). На VC.ru и DTF.ru по сути занимался репостингом контента с Пикабу, когда казалось, что тематика заходила. Почти на всех площадках у меня есть публикации «единороги», то есть которые хоть раз, но появлялись в местном аналоге «топа» и собирали сотни-тысячи чистой кармы (плюсы минус минусы).
После начала 2022 года желания писать на английском на иностранных платформах сильно поубавилось, Medium как-то совсем затух, а готовить Reddit я так и не научился. Где-то к концу 2022 года я стал замечать, что пробиться на Пикабу, DTF, VC стало совершенно нереально (про причины подробнее ниже).
Пара слов почему я решил сделать «эксперимент» именно на примере публикации про Sci-Fi книгу своей знакомой — в принципе других точек пересечения у всех этих платформ особо нет. Понятно, что рассказывать про твёрдую НФ, написанную женщиной, на UGC-платформах, это всё равно что махать красной тряпкой перед быком, но тем не менее.
Сухие цифры
Площадка | Просмотры | Рейтинг | Плюсы | Комментарии и прочее |
Хабр | 14k | +4 | +9 | 64 и 26 закладок |
Пикабу | 5k | +5 | +16 | 55 |
VC.ru | 0k | 0 | 0 | 0 |
DTF.ru | 1k | -11 | 0 | 19 и 7 закладок |
Vombat.su | 2k | +16 | +17 | 16 |
Для каждой из этих площадок публикация не является супер профильной или целевой, скорее есть вторичные «хабы» на похожие тематики. Далее дадим комментарии по каждой платформе.
Хабр
С момента написания прошлой статьи на Хабре случились следующие изменения:
Новости на Хабре выросли до системного размера;
На Хабре появились «посты» (аналог постов в твиттере);
Судя по тому, что ППА сейчас выплачивается через Соларстафф через кипрскую компанию, редакция Хабра (15 человек) тоже переехала на Кипр;
Не совсем финальные цифры про Хабр
Рука тянется продлить тренд падения доли авторского контента в этом году до 25% (в прошлом году было 31%, в позапрошлом 37%, в 2017 48%), но сотрудники информационной службы Хабра тут меня поправили, по их словам доли статей примерно такие:
Авторские 11 600 или 34%;
Корпоративные 11 241 или 33%;
Новости 11 163 или 33%;
Но тут есть небольшой нюанс. В этом году были введены те самые «одноклассники» — посты на Хабре. Но комьюнити их не заценило или просто не заметило. По моим оценкам — их от 2к до 4к в этом году. Если большую часть постов написали обычные пользователи, то как раз и получается, что количество авторского контента или стоит на месте, или падает, что в принципе чувствуется.
То есть раньше условно в рассылке Хабра лично для меня было 25–30% чего-то условно полезного, то сейчас эта цифра в районе 10%. В принципе логично — написав свою авторскую статью вы теперь конкурируете с новостями, постами и корпоративными блогами за время читателей, которое видимо не особо выросло. Опять же — увидим точные цифры в годовом отчете Хабра.
На самом деле, с учётом того, что бизнес Хабра по сути состоит в том, чтобы продавать особые размещения крупняку и инструмент управления репутацией для корпораций, логично, что в годовом отчете должен быть успешный успех, рост во всех категориях. Если убрать новости и посты из статистики — картинка получается гораздо более блёклой (стагнация с 2021 года), хотя рискну предложить, что пользователи приходят на Хабр не совсем за этим.
Поэтому моя интерпретация данных тут такова, что всё-таки принимаются меры, чтобы одноклассники таки пришли на Хабр (давайте начистоту — твиттерный пост и длинная статья — не очень равноценны), но комьюнити их не пускает, ну или им просто неинтересно, за что комьюнити спасибо, несмотря на некоторые издержки.
Мне кажется срыв в «свободное падение» будет, когда доля авторского контента станет в районе 10–15%, то есть нужно два раза подряд «отрицательно вырасти» на 25%, что вполне достижимо за 2–3 года. Но, повторюсь, посмотрим куда входят посты в этом году.
Ты не пройдешь!!!
Что касается качества комментариев к этой статье из эксперимента — где-то 25% прямые и завуалированные оскорбления и мизогиния (модерация не реагирует на флаги, а первыми в течение буквально пары минут с публикации залетел с пяток таких персонажей), 30–40% полезные и конструктивные комментарии, остальное что-то посередине плюс графомания.
TJ, VC.ru, DTF.ru
Первый просто закрылся, второй как будто зомби, третий на 99% состоит из контента и комментариев в духе удафф.ком. Прямо супер детально не следил за ними, но вроде после разделения финансовых систем стало понятно, что проекты финансово несостоятельны. Пожалуйста исправьте, если более детально знакомы с ситуацией.
Что касается полезности, мне удавалось написать контент отчасти даже на техническую тему, который смог заинтересовать публику DTF, но это было или до начала 2022 или где-то в том временном периоде. Сейчас анализ реакций, главной страницы и комментариев говорит что что-то писать туда бессмысленно. 100% комментариев — это просто тупо оскорбления в духе комментариев старого лукоморья или удава.
Пикабу
Был когда-то хороший сайт с работающими системами модерации и тёплой ламповой атмосферой. По сути Хабр от мира мемов и юмора, если так можно выразиться. В прошлой статье мы обсуждали как там была устроена модерация, но ключевую роль играл баянометр. Он не особо работал, скорее стоял молчаливым стражем и местным божеством.
Потом его купили и началось светопреставление. И теперь Пикабу это филиал одноклассников и информационных войн, пробиться там невозможно, уровень дискуссий и публики в духе «первонахов» на удаве.
Присутствует также некоторая политическая ангажированность, но эту тему развивать я не буду, пруфов у меня нет, а гипотез и слухов полно. Кто-то говорит это ханипот, но возможно банально просто нагоняют метрики после продажи, чтобы тоже показать «рост».
По сути они убрали минуса (привет Ютуб), убрали пермабаны за карму (кажется при -300 выдавался автоматический бан), полностью убили баянометр. То есть по сути разрешили постить баяны и устраивать вакханалию в комментариях и очень выборочно подходят к модерации политических постов.
Бунтуют все!
Политика вообще не была проблемой раньше…, но после смены руководства она стала проблемой. В какой-то момент еще ключевые авторы сайта устроили «бунд» и исход всей толпой в отдельный сабреддит. Но те же проблемы настигли их и там. Контент слишком разный, слишком много политики и в итоге всё вроде заглохло. Если вы завсегдатай этих сабов — то может добавите фактуры.
Теперь весь сайт это скриншоты с древних сайтов с анекдотами, скриншоты комментов, баяны, политические вбросы и просто разжигание старой доброй расовой нетерпимости. Пробиться стало вообще нереально. Заходят только мои коты в паблике с котами. Но коты вечны.
Клоны Пикабу — пока теплые и ламповые, но там нет аудитории и контента.
Вместо вывода
Честно говоря, тяжело сделать какой-либо вывод, кроме очевидного. Понятно зачем и почему на Хабре вводятся решения, которые вводятся, но нужно отдать должное — деконструкция работающих решений не производится, что позволяет «держаться» вопреки. По сути на примере Пикабу мы воочию наблюдаем действие открытого ящика Пандоры, который теперь невозможно закрыть: в лучшем ради краткосрочных метрик были размыты работающие сдержки и противовесы, что привело к спирали, которую мы наблюдаем. Если у кого-то кстати есть платный аккаунт системы типа SimilarWeb, будет интересно посмотреть на графики.