Habr vs Medium: сколько можно заработать, опубликовав 9 статей на Medium.com
Привет, Хабр.
Наверное многие авторы, публикующие статьи на русскоязычных ресурсах, хотя бы раз задумывались о публикации своих текстов в англоязычном сегменте интернета. Мне тоже стало интересно узнать, как это работает и какой отзыв аудитории можно получить. Я пишу статьи исключительно в качестве хобби, так что терять нечего, почему бы и не попробовать.
Для тех кому интересно что получилось, подробности под катом.
Во-первых, почему medium.com? Ответ простой — не знаю. Как-то так получилось, что наибольшее количество полезных материалов я находил именно там, поэтому идея разместить тексты там же появилась сама собой. Во-вторых, стоит ли вообще выкладывать что-либо на английском? Разумеется, мой английский далеко не нативный как, наверное, у 99% авторов Хабра, так что возможно, в этом смысле всё плохо. С другой стороны, не менее 2 млрд людей на Земле знают английский, при том что Англия + США это всего лишь 0.4 млрд, так что ¾ людей, способных прочитать английский текст, также не являются нативами, и на эту тему можно просто не париться. Наконец, технический текст это все же не текст художественный, и содержание тут имхо важнее формы. В третьих, я решил выложить те статьи, которые уже были выложены на русскоязычном Хабре и получили высокий рейтинг. В этом плане, материал должен быть более-менее качественный.
В общем, получился достаточно любопытный эксперимент, которым интересно поделиться с читателями.
Бизнес-модель
Для начала, интересно сравнить бизнес-модели Хабра и Medium, благо все это доступно в открытых источниках и ни для кого не секрет. Авторы Хабра получают вознаграждение согласно правилам ППА — если статья набирает +30 или +50 голосов от участников Хабра, она оплачивается, если нет, автор работал бесплатно. У такого правила есть разумеется, и недостатки, например, если статья набрала +30 голосов, но хотя бы один читатель поставил »-», то автор не получает ничего. Имхо не очень справедливо, но сейчас не об этом. В отличие от Хабра, у Medium правила несколько другие. Во-первых, доступ к сайту для читателей платный, бесплатно можно просматривать лишь несколько статей в месяц. Статьи при этом оплачиваются по времени прочтения, которое учитывается только для подписчиков сайта. Бесплатные просмотры, например люди, открывающие статью из поиска Гугла, на оплату не влияют. Хотя если кто-то прочитал несколько статей бесплатно, в итоге ему понравилось, он зарегистрировался и оплатил аккаунт, то прочитанные им статьи «зачтутся» автору. Вторая тонкость в том, что выплаты автору зависят от доли, которую занимают статьи автора в общем времени чтения для этого читателя. Видимо, идея в том, что Medium хочет мотивировать авторов делать «уникальный» контент — если какие-то читатели приходят на сайт, чтобы читать статьи конкретного автора, то его гонорар от таких прочтений будет максимальным. Сложно сказать, насколько это работает, для топовых авторов может смысл в этом и есть, для новичков разницы наверно, не будет. Какого-либо порога, в отличие от +30/+50 у Хабра, в Medium нет — можно получить за статью 0.01$ и сайт честно её выплатит.
С общей идеей, надеюсь, понятно, посмотрим теперь что из этого получается.
Статистика и просмотры
Первое, что «бросается в глаза», это число просмотров в целом. На Хабре статья за 2–3 дня легко набирает 5000–10000 просмотров, здесь же 50 — это уже много.
Причин я не знаю, возможно, на Medium публикуется гораздо больше материалов, и шанс что новая статья будет замечена, ничтожно мал. Статистика за каждую статью довольно подробная, и включает в себя как «внутренние», так и «внешние» просмотры (которые, еще раз напомню, не оплачиваются):
Интересен параметр Reading Time, показывающий время чтения. Для некоторых статей он может выглядеть вот так:
34 секунды — это время, достаточное чтобы пролистать текст по диагонали, не более того. Но зато видеть такую статистику довольно интересно, было бы неплохо, если бы что-то подобное появилось у Хабра.
Следующее, что интересно сравнить, это популярность статей среди русскоязычной и зарубежной аудитории. Как уже говорилось выше, выкладывались более-менее популярные статьи, которые имеют хорошие отзывы на Хабре, и думаю, вполне интересны.
Для сравнения я привожу ссылки на статьи, опубликованные на Хабре. Ссылок на Medium я не даю, кто захочет, может найти поиском самостоятельно. Статьи отсортированы по числу просмотров.
- Солнечная электростанция на балконе. Личный опыт
47 просмотров, время чтения 53с, 53.5К просмотров на Хабре - Делаем модем: передаем цифровые данные по воздуху с помощью OFDM и GNU Radio
39 просмотров, время чтения 31с, 7.7К просмотров на Хабре - Панорама-FM или как увидеть все радиостанции сразу с помощью SDR
30 просмотров, время чтения 50с, 8.4К просмотров на Хабре - 5 экспериментов с WiFi на ESP32
21 просмотр, время чтения 2 м 40с, 17.8К просмотров на Хабре - Протокол связи FT8 — как это работает
16 просмотров, время чтения 47с, 12К просмотров на Хабре - 5 способов полезного использования Raspberry Pi
11 просмотров, время чтения 59с, 104К просмотров на Хабре - Что слышно в радиоэфире? Принимаем и декодируем наиболее интересные сигналы
6 просмотров, время чтения 2 м 42с, 52.8К просмотров на Хабре - Наблюдаем Солнце: 5 видов гаджетов, от 5$ до 5000$
3 просмотра, время чтения 34с, 16.4К просмотров на Хабре - Software Defined Radio — как это работает?
1 просмотр, время чтения 4 м 50с, 49.4К просмотров на Хабре
Некоторые результаты неожиданны, например последняя статья про Software Defined Radio, которая набрала на Хабре примерно 50К просмотров и рейтинг +55, на Medium вообще никого не заинтересовала, её прочитал 1 человек.
И наконец, обещанные результаты — прибыль. Названия статей заменены на русскоязычные.
Как можно видеть, сумма получилась «астрономическая». За месяц было заработано целых 49 центов. В общем, если бы я решил жить в США и зарабатывать написанием текстов, жить наверно пришлось бы под мостом в картонной коробке.
Тут виден один интересный момент: «науч-поп», в отличие от Хабра, на Medium «не идет» совсем. Причин опять же, я не знаю. Статьи по программированию наоборот, приносят определенную прибыль, причем она не совпадает с рейтингами Хабра. Статья «Панорама-FM или как увидеть все радиостанции сразу с помощью SDR» практически не вызвала интереса на Хабре, но на Medium принесла наибольшую прибыль. Науч-поп весьма интересен на Хабре, на Medium, наоборот, все результаты по нулям. К примеру, статья про гаджеты для наблюдения солнца имеет рейтинг +45 и 16К просмотров на Хабре, на Medium она имеет только 3 просмотра. Конечно можно было бы традиционно пошутить в стиле «ну тупыые», но я точно знаю что это не так, крупнейший производитель солнечных телескопов Coronado как раз расположен в Америке, да и число любителей астрономии там весьма велико. Скорее всего, вся главная страница просто занята «топами», и статьи новичков туда просто не попадают. Возможно, я просто «не попал» в целевую аудиторию, и постоянные читатели Medium ищут статьи про политику, covid или что-то еще, но не про наблюдения Солнца. В общем, вопрос тут тоже открытый, как и вопрос оптимальной стратегии размещения публикаций. К примеру, одна из англоязычных авторов, судя по всему, профессиональный копипастер копирайтер, в своем блоге писала, что она в течении 3х недель публиковала на Medium 1 текст в день, но для серьезных технических текстов это просто невозможно.
Наконец, последний момент, который показался интересным — никто ничего не комментирует. На Хабре дискуссия под каждым текстом может развернуться на несколько страниц, здесь же тишина. Причин опять же, я не знаю.
Заключение
Результаты оказались довольно-таки любопытными, и наверно они справедливы для множества социальных сервисов. Оказаться «замеченным» на международном рынке гораздо сложнее чем на локальном, тут влияет и разница менталитетов, ну и собственно, объем этого рынка. Наверное, когда команда Хабра задумывала свой англоязычный портал, их идея была примерно такой же — уж с таким-то количеством довольно интересных текстов мы сейчас «взлетим». Мне в этом плане проще, написание статей это лишь хобби, и окупаемости тут не требуется.
Надеюсь, для желающих «попробовать», этот опыт окажется интересным.
И как обычно, всем удачных экспериментов.