Группа астрономов обнаружила звезду, у которой может быть твёрдая поверхность

Международная команда астрономов обнаружила звезду 4U 0142+61, которая может иметь твёрдую поверхность. Её магнитное поле, вероятно, настолько большое, что оно способно «заморозить» внешние слои в твёрдую структуру.

7153f6fc88f84a52ef95311d7ebd60f1.jpg

Группа проанализировала данные со спутника X-ray Polarimetry Explorer (IXPE). Он измеряет поляризацию рентгеновского излучения космических источников.

Поверхность 4U 0142+61 может включать решётки из ионов, удерживаемые вместе магнитным полем. Оно способно деформировать атомы.

Звезда находится примерно в 13 тыс. световых годах от Земли в созвездии Кассиопея. Это магнетар — нейтронная звезда с чрезвычайно мощным магнитным полем. Впервые такой объект наблюдали в рентгеновском диапазоне.

Как указано на портале Университетского колледжа Лондона, при участии которого проходил проект, квантовая теория предсказывает, что свет в сильно намагниченной среде «поляризуется в двух направлениях, параллельно и перпендикулярно магнитному полю». Это позволяет анализировать окрестности нейтронной звезды. Анализ данных позволил астрономам предположить, что речь идёт о «магнитной конденсации», когда магнитное поле вокруг объекта столь сильно, что превращает «атмосферу» из газа и плазмы вокруг в жидкость или твёрдое вещество.

Один из руководителей проекта профессора Сильвия Зейн отмечает, что твёрдая поверхность звезды могла сформироваться примерно по тому же принципу, как вода превращается в лёд под воздействием чрезвычайно сильного магнитного поля. Чем горячее газ, тем труднее сделать его твёрдым даже в таких условиях.

Это пока лишь одна из гипотез, которая объясняет наличие твёрдой поверхности у звезды. Учёные намерены исследовать более горячие магнетары, чтобы выяснить, как температура и сила магнитного поля могут влиять на изменение свойств их поверхности.

Ранее китайские специалисты задействовали орбитальную рентгеновскую обсерваторию Hard X-ray Modulation Telescope (HXMT), чтобы напрямую измерить магнитное поле пульсара J0243.6+6124. Это магнетар, редкий вид нейтронной звезды, обладающей исключительно сильным магнитным полем. По их прикидкам, индукция этого поля составляет 1,6×109 Тл. Предыдущий рекорд индукции магнитного поля, полученный прямым измерением в 2020 году, составлял 109 Тл. Для сравнения, индукция магнитного поля Земли составляет около 5×10–5 Тл.