Грабли гостиниц: что надо знать заранее, если вы делаете конференц-зал

cb90fcfcfc2b47a5850c9e4d6f4fbebd.gifВрачи часто жалуются на то, что пациенты всегда тянут до последнего, прежде чем прийти на приём. У нас примерно такая же ситуация: мультимедиа-оснащение откладывают обычно на самый конец ремонта этажа с конференц-залом или на конец строительства. Обычная картина подключения — это когда уже выполнен архитектурный проект, инженерка расставлена, всё готово.

А дальше выясняется, что дизайнер придумал сделать всё в стекле и мраморе, и нужно ставить специальные звукопоглощающие панели (либо очень дорогие массивы колонок). На солнечной стороне панорамные окна? Привет, проектор на вес золота или дорогая система зашторивания. Слаботочники-проектировщики проложили только один кабель-канал? Прекрасно, будем штробить мрамор или вешать «сопли» по залу. Рассчитали вентиляцию «впритык»? Привет, тепловыделение оборудования.

А бюджет у гостиницы или отеля — самое больное. И вот его-то можно сильно сократить, если начать проект чуть заранее.

Короткое вступлениеЯ занимаюсь озвучиванием разных объектов. Мой коллега уже писал про храм и стадион «Спартака». В целом, такая работа по меркам нашей команды — почти космос. Куда чаще мы работаем не там, где нужно рассчитать необычный звук, а в гостиницах и отелях, где в минимальном бюджете нужно получить комфортные условия для людей. Точнее — продумать максимально быструю окупаемость зала для владельца отеля.Общая ситуация такая — рано или поздно гостиница понимает, что нужно делать конференц-зону. Это обычно этаж с большим залом, где проводятся конференции, тренинги, семинары, переговоры, реже — фуршеты, концерты, лекции и так далее. Даже свадьбы.

Обычно ситуация выглядит так: например, в одной из гостиниц, где мы работали, на этаже был бильярд и боулинг. Они сделали хороший ремонт и превратили этаж в зону для конференций. Публика поменялась на бизнес-аудиторию, увеличилась заполняемость номеров, отель начал зарабатывать больше, каждую неделю начали организовывать большие мероприятия. Плюс сама зона дала возможность нового заработка — там теперь проводятся регулярные семинары, тренинги и что-то ещё.

На том проекте мы пришли на стадии, когда ещё можно было погонять шары в бильярде, поэтому почти всё было сделано экономически правильно. Обычно же обращаются куда позже, и то, что можно было решить на этапе проектирования с дизайнером или архитектором, либо позже, при отделке, решается дорогим оборудованием или дополнительными работами.

b8e3e550c9a24dc3a46afbd1b8a01ff6.jpgЦМТ

ТЗ. Сначала нужно очень чётко понять, для чего нужен зал. Если семинары — это один набор требований, а если вдруг планируются выступления артистов или балрум — это другое. К деньгам в HoReCa относятся бережно и нежено, каждый рубль — это лишний срок до окупаемости, поэтому больше всего экономится на правильном ТЗ.

c4d4cbd57f2c4f4cbecda225c06b1466.jpgАкустическая модель — EASE и Bose Modeler

156b2226aedb44b48bbaf2cf7de62108.jpgСветотехническая модель — Dialux и LightConverse

Главный фактор — разборчивость речи. Она зависит от того, какие материалы использовались (на 95%), и какая будет рассадка (в меньшей степени). При капитальной модернизации лучше сразу думать про это.

Грабли Перегородки. В большинстве случаев место, требующее мультимедиа-оборудования, — это большой зал с возможностью свободной расстановки мебели. Чаще всего сразу проектируются звукоизолирующе перегородки, которые позволяют разделить его на несколько частей. Это важно для конференций с разными одновременными выступлениями, разными небольшими мероприятиями (деловой завтрак в одной части, лекция — в другой). Так вот, звукоизолирующие перегородки обычно рассчитывают правильно и хорошо, но забывают про фальшпол и подвесной потолок. Дело в том, что звук совершенно спокойно «пробивает» плитку потолка, проходит в подпотолочном пространстве в соседний зал и там уже становится хорошо слышен. Правильно делать звукоизолирующие щиты, чтобы они не мешали вентиляции, но при этом не пропускали звук. Разумеется, об этом надо думать до ввода зала в эксплуатацию. Важно считать распространение: у нас были случаи, когда приходили с просьбой убрать слышимость в номерах над залом. Во время мероприятий в них было слышно все, что говорит выступающий. Отдыхающие жаловались.Слаботочники и звук. Генподрядчик редко отдаёт «на сторону» свои работы — как правило, если у него есть команда слаботочников, то даже большие залы поручаются им. А реальный опыт и теория — это разные вещи. В простом случае слаботочники просто неверно конфигурируют зал, в более сложном — действительно знают теорию, всё верно считают, но сталкиваются с недокументированными функциями оборудования, что на моей памяти не раз выливалось в серьёзные затраты. Самая частая ошибка — длинный HDMI-кабель, метров 10–25. На тестах он прекрасно работает, но стоит занести ноутбук и попробовать подключиться к проектору, как выяснится, что его видеокарта гонит более слабый сигнал, который просто не добивает по этой трассе. Нас даже вызывали во время мероприятий с просьбой что-то срочно исправить. Тогда-то мы привезли оборудование, а вот после пришлось вытягивать кабель за 500 долларов из гофры и класть новую трассу. Хорошо, обошлось без штробления.

Тепло. Хороший яркий проектор может спокойно выделять 1,5 кВт (а в зале таких проекторов может быть несколько), активная акустика со встроенным усилителем тоже выделяет много тепла. К нам приходили с проектом с потреблением 30 кВт и тепловыделением около 20 кВт (были ещё вращающиеся световые головы). А кондиционирование было рассчитано ровно «копейка в копейку» под максимальную заполняемость зала. Люди набирались, железо включалось — и через час в зале просто невозможно было находиться.

Переключение. Когда в зале нужно менять конфигурацию между мероприятиями, нужно думать, как это будет делаться. Если много что монтировать-демонтировать — можно не уложиться в час. Если просто нажать пять кнопок и всё само начнет работать — можно ставить мероприятия друг за другом, это выгодно. Очень удобная вещь — моторизованные проекционные экраны для проекторов, встроенные в потолок, и лифты для проекторов. Эти устройства позволяют мгновенно перейти от формата конференции к формату банкета. Конечно, они бесполезны без централизованной системы управления, посредством которой оператор с беспроводной панелью управления в руках (в бюджетном варианте реализуемой, в том числе, и на iPad) может «на лету» изменять конфигурацию помещений и корректировать параметры (громкость звука, эквализация, яркость освещения и т.д.).

Сеть. Грабли всех ИТ-специалистов «со стороны» — приходим на объект, спрашиваем, где наши 20 портов на коммутаторе. Завхоз смотрит документы, смотрит на нас, снова на документы и потом говорит, что он не предусмотрел такие вещи. Но это наиболее запущенный случай. Чаще происходит немного иначе: проектная компания насчитала 3–4 порта, а нужно по факту раза в два больше на три зала в случае разделения перегородками. Дальше возникают две проблемы — закупка в два этапа (а можно было получить скидку при одновременном заказе) и проблемы с питанием.

Питание. Железо потребляет много электроэнергии. Если не знать, сколько, сильно заранее — возможно, придётся ухудшать характеристики оборудования, потому что надо как-то вписаться в имеющуюся мощность. Еще одно больное место электропитания — заземление. Были случаи, когда оборудование начинало выходить из строя по цепи управления. Замеры качества электропитания ничего не дали, напряжение и частота сети в норме, но когда замеряли разницу потенциалов на «земле» между оборудованием в зале и стойке, то намеряли 11 В, а периодически и до 15В. В итоге эксплуатирующей организации было рекомендовано организовать систему уравнивания потенциалов.

Свет. Одна из наших «любимых» проблем — это когда дизайнер подобрал свет такой температуры (исходя из своих предпочтений), что при нормальной видеоконференцсвязи, нужной для крупных мероприятий и переговоров, цвета искажаются. ВКС требует определённой достаточно узкой вилки цветовых температур для комфортной работы (чтобы все в канале были примерно одинакового цвета), а дизайнер о таком использовании помещения может и не догадываться.

Люстры. В таких залах иногда вешают очень большие люстры. На практике это означает, что проектор может опускаться очень низко для работы с большим экраном — либо потребуется дорогая линза, чтобы можно было разместиться около экрана. У нас был случай, когда заказчик двигал одну из люстр, потому что она перекрывала вид. Похожая проблема — при трансформируемом зале перегородка слишком близко расположена к экрану, нужно думать, где будет проектор.

Есть фактор несовместимости оборудования — много примеров, когда одно оборудование с другим работает некорректно. Есть нюансы с распайкой разъемов: если не знать заранее, будет куча проблем с пуско-наладкой. Опыт инсталляций, опыт постоянного посещения выставок, ежегодное прохождение сертификации у ведущих вендоров — вот такие вещи очень помогают избегать ненужных задержек и увеличений бюджета.

Плюс, конечно, добавляются проблемы с неверной эксплуатацией, особенно на этапе запуска объекта — например, система управления, несмотря на то, что она делается максимально лаконичной и понятной для пользователя, все же достаточно сложная штука и пользователь может случайно замьютить микрофон. А потом он нам звонит нам с жалобой на то, что система звукоусиления не работает. Или вот еще пример — звонит техник одного из конференц-залов и говорит, что не работает проектор, ничего не показывает. Оказалось, они зачем-то выдали арендаторам зала пульт от проектора, и те нажали кнопку видеомьюта, случайно, конечно.

Специфика модернизации отелей Когда зал старый, часто пробуют «вытащить» его минимальными силами, заменяя, например, только старенький проектор. Поручается это тем же, кто занимается отделкой, поэтому потом случаются сюрпризы. Чаще всего по готовности зала выясняется, что нужно новое оборудование, новому оборудованию нужна новая коммутация, а это значит — перекладывать все трассы, менять схему питания и так далее по нарастающей.Многие отели имеют свои стандарты, которые заданы сетью. Каждый собственник конкретного здания решает сразу две задачи: 1) уложиться в стандарт, 2) ни в коем случае не превысить его, потому что получится дороже. А в стандарте может быть что-то вроде: «Должен быть проектор, ЖК-экран, микрофон в каждом зале». Естественно, система коммутация не прописана, нет требований к звукоусилению, нет минимального набора управляющего оборудования. В США или Европе само собой разумеется, что никто не будет делать микшерский пульт в соседнем помещении без окошка в зал, а у нас — пожалуйста. Или свет может управляться из одного места, звук — из противоположного конца этажа, а система зашторивания — по каждому окну. Обычно просто ставят задачу: проектор, микрофон и чтобы работало. Гибкой коммутации — никакой. Чуть что с новым мероприятием — и заказчик зовёт прокатчиков, потому что не может поменять конфигурацию оборудования. Например, в последнее время регулярно вижу, что в зале есть VGA, а на мероприятие приходит либо докладчик с iPad, либо к презентации нужно показать ролик с блюрея, а втыкаться некуда. Или нужно подключить ВКС на 5 минут, и тоже некуда. Отель теряет деньги, платит прокатчикам за временные установки, хотя на стадии проекта это все решалось бы не очень дорого.По управлению — только те, кто уже понял, зачем это нужно, ставят автоматику или сценарные схемы. Дело в том, что в этой ситуации не ИТ-специалист шаманит, не инженер бегает по кабелю, а менеджер зала просто нажимает одну из 10 подписанных кнопок. И всем хорошо.

Хорошие практики Для многих организаторов ответственных мероприятий очень удобно делать автоматические системы. Выглядит это так: на робота скидывается SMS со временем или через веб-интерфейс забивается время. Утром система включается, проводит самодиагностику, отчитывается по почте и SMS. За 20 минут до мероприятия включается, прогревается. Время от времени включается сама при долгом простое — проверяет ресурс. Если, например, остался месяц до смены лампы — сообщает об этом, чтобы админ успел купить и заменить. Мы в последнее время ставим решения, которые привязывают работу конференц-залов к учётным системам или Outlook — как встреча создаётся, туда добавляется робот зала. Оборудование самое включится и настроится, пришлёт письмо. Утром продиагностируется. В конце года пришлёт админу полную статистику по использованию и прогноз загрузки на следующий год.287d71072dd24e3fbe62ea29b12ef4d1.gif

Про автоматику — в общественных зонах отелей часто нужно, чтобы были разные сценарии освещения (утро, вечер, туманно-ясно, свадьба-конференция и так далее), под них — свет и музыка. Если не сделать — поначалу персонал сам переключает пресеты, а потом забывает про них. Правильнее использовать датчики движения и освещения — это экономит энергию, комфорт выше. Можно и руками управлять, но если долго ничего не трогать — опять стоит включить автоматику.

e921545ff3cc489596bff5ac5db6e72f.gifСложный контроллер с автоматикой

В последнее время очень важен вопрос фоновой озвучки. Для дорогих отелей эта система обычно разделена с чрезвычайным оповещением, либо колонки стоят качественные. А там, где экономят — звук некрасивый, либо при двух дешевых разделённых системах озвучка не замолкает при тревоге. Приходится вручную выключать.

В барах и других зонах очень важно ставить хороший звук. Причём такой, чтобы отсекать столик друг от друга звуком, но при этом не мешать речи за столиком. Это решается оборудованием чуть дороже стандартного — можете сами обратить внимание на акустику в любимых ресторанах, где встречается такое — очень заметно.

Многие ставят систему оповещений и управления контентом на экранах. Нужно оповещать людей о баре на 11 этаже, дискотеке в подвале, поздравлять персонал, давать рекламу соседей. Самый показательный пример — было по 4 дисплея в блоке в одной гостинице. Первый — навигация (где и что, в том числе на конференциях), второй — внешняя реклама (за неё платил ресторан через дорогу и локальное турагентство, дававшее скидку гостям отеля), информационный блок для своих гостей («блюдо дня — палтус»), потом мероприятия. Делалось всё это ради счастливых часов в баре с 17:00 до 18:00 — бар стоял пустой в это время, а стал заполняться благодаря экранам. Ну и плюс дополнительные профиты.

Вот пример фонового озвучивания:

e3b1aac26f164300a889081a0a3ce164.gif

8dcf43c09a384a9ab4e3481d5a893711.gif

Очень плохо работать, когда проектирует одна компания, монтирует другая, а настраивает вообще третья. Кто-то должен отвечать за результат и вести авторский надзор.

Пример 1: Hampton by Hilton — отель бизнес-класса в Волгограде ac375db66a804f928199066483c7002c.jpg

Передвижные звукоизолирующие стены позволяют делить зал на малые конференц-зоны. Для полноценной и комфортной работы проведен высокоскоростной Интернет, установлены интуитивно понятные системы управления настенными мультимедиа. Аудио- и видеосистемы самостоятельно подстраиваются под режим мультимедийных панелей. Менять настройки оборудования можно с помощью iPad. Проекционные комплексы на основе стационарных экранов AVStumpfl и проекторов NEC; коммутация Enova AMX; LED-панели и мониторы NEC; ВКС Polycom; управление AMX; система основного и архитектурного освещения на основе LED-модулей; система управления освещением Lutron; система стационарного конференц-звука JBL; система мобильного концертного озвучивания JBL, микшерный пульт Soundcraft Si Expression; центральное устройство коммутации аудиосигнала BSS London Architect; система фонового озвучивания Bose; система концертного светотехнического оборудования Showtec. ПО Digital Signage AM X.

bc8b2ec29ec94d28885283de2149d40b.jpg

Пример 2: Korston Hotel Moscow на Воробьевых горах d018a915701a4dc783e2c2aaab079a3b.jpg

Гибкое управление светом и звуком. Сценарное управление автоматизировано: достаточно выбрать нужный тип мероприятия, и система автоматически настроит свет. Для проведения концерта включаются светодиодные лампы и галогенные прожекторы, на сцену направляется свет софитов из четырех разных точек. Для семинара или конференции используются лампы накаливания, встроенные в потолок, это обеспечивает равномерное освещение зала. Все концертное оборудование размещено под потолком на электрических лебедках для легкой установки дополнительной аппаратуры и удобного технического обслуживания.

Пример 3: Сочи — курорт «Роза Хутор» 36a0be5758024ea887a457f6f3ea7701.jpgРедиссон — один из отелей в группе на «Роза Хутор» в Сочи

19503de5d5c3495199b6682af016399b.jpgМеркури

В переговорных комнатах отелей площадью от 30 до 340 кв. м проводятся как встречи с числом участников до 20 человек, так и масштабные конференции и банкеты. В Редиссоне болшой зал, при необходимости его можно разделить с помощью мобильной звукоизолирующей стены на две части. Проекторы объединены по технологии стекирования. Звукоизолирующая стена, аналогичная той, что внедрена в зале «Москва» отеля Radisson, применяется и в конференц-залах «Санкт-Моритц» и «Шамони» отеля Mercure, а также в конференц-зале отеля Golden Tulip Роза Хутор.

Во всех помещениях звук и видео с проекторов регулируются с помощью сенсорной панели на iPad. Система управления позволяет автоматически переключать режимы работы залов в зависимости от их конфигурации. Датчики отслеживают положение мобильной перегородки, а центральный процессор, на который поступает сигнал, перестраивает работу аудио и видео оборудования.

В Golden Tulip Роза Хутор используются универсальные мобильные комплекты мультимедийного оборудования, разработанные, чтобы экономить место в отеле. Эти стойки могут подключаться к специализированным модулям в любом помещении отеля и могут превращать его таким образом в функциональный конференц-зал.

Здесь ещё был интересный случай. Для экономии и повышения надёжности системы мы иногда ставим решение из двух проекторов на один экран. Есть возможность попиксельного совмещения, это не проблема. А выгода в том, что проекторы могут стоить по 3 тысячи долларов за штуку, тогда как большой мощность в два раза больше — 10 тысяч. Плюс, если один аварийно выпадет — второй останется. Экономия и резервирование.

Так поставили мы такую систему в Сочи. Они через месяц пожаловались, что картинка «плывёт» немного. Отправили инженера, он свёл обратно. Через месяц — опять. Начали уже копать, стали смотреть, когда по датам были рассинхронизации. Выяснилось, что в эти дни были небольшие землетрясения, которые даже не ощущались. А проекторы стояли на независимых штангах. Закрепили друг к другу — картинка не менялась. Через некоторое время был монтаж в одном офисе в регионе — там вообще при проходе трамвая стол прыгал, вспоминали.

Ещё грабли Вот, в стандарте для отеля прописана яркость 3 тысячи люмен на проектор. Тот, кто это писал, видимо, думал, что все залы стандартные. Отражаемая же яркость в определённое количество раз должна быть выше освещённости. Если освещение 250 люкс, надо, например, 700 люкс отражения. Зал большой, экран 4 метра на 3 метра, то есть 12 метров площади. 3 тысячи люмен с проектора — это плюс-минус 250 люкс отражения при нормальных условиях. То есть яркость идеально соответствует освещённости помещения — чёрный и белый не различаются. Работали в этом зале они только с выключенным светом… Пока не началась конференция, где люди писали в блокнотах — пришлось увеличивать яркость проектора, делать точечную подсветку.Второй случай — тип экрана не прописан в стандарте. Покупается большой экран, а проектор остаётся старый, с прошлого зала. В том зале повезло — клиенты гостиницы пришли, осмотрелись, сказали «меняйте проектор или вообще не делаем». Поменяли. А могли бы промолчать — тогда бы ещё полгода отель не знал бы, почему клиенты не идут.

Часто не предусматривают экран для докладчика или президиума. В результате перед залом сидит пять человек и дико выворачивают головы назад. Либо дублирующий монитор стоит внизу, и докладчика с глазами в зал никто никогда не видит.

Часто приходится бороться с эффектом обратной связи: поставили всенаправленные микрофоны на стол президиума — и повесили сверху акустику потолочную, микрофоны при этом, конечно, начинают «заводиться».

Часто случается, что приходится тупо заменять матричный коммутатор, потому что поставили 4×4 без запаса, а нужно ещё два входа-выхода. Разница в цене сначала напугала, а когда понадобилось что-то подключить «кровь из носа» — старую железку девать уже некуда.

В одной маленькой гостинице видел, как строители всё смонтировали своими силами, но им почему-то никто не сказал, что к проектору должен идти кабель.

В большом солидном зале видел, как неверно разместили люки в полу для розеток и зарядок — круглый стол, а к нему тянется две сопли от стены — питание 220В и HDMI.

Видел ставки только на беспроводную сеть, когда любая случайность роняет всё мероприятие.

Самое, наверное, страшное — был моторизованный экран, который выезжал из потолка. Так вот, архитектор с проектировщиком инженерки где-то не договорился, и этот экран закрывал собой входную дверь. Кто-то опоздал — докладчик останавливается, поднимает экран, впускает. Кто-то захотел в туалет — такая же процедура.

P.S. С удовольствием отвечу на вопросы в комментариях или, если они касаются конкретных проектов, по почте PPochtennov@croc.ru.

© Habrahabr.ru