Готовим Xamarin.Forms: настройка окружения и первые шаги
Друзья! Мы продолжаем колонку на тему разработки мобильных приложений на Xamarin. И
после небольшого перерыва готовы вернуться к рассмотрению особенностей использования Xamarin.Forms при разработке бизнес-приложений для iOS и Android. Все статьи из колонки можно будет найти и прочитать по ссылке #xamarincolumn
В сегодняшней статье мы рассмотрим вопросы производительности приложений и оптимизации самого процесса разработки.
Правильные пчелы
В замечательной сказке про Винни-Пуха пчелы делились на правильных и неправильных. Аналогично и окружения, в которых будет идти разработка приложений могут быть условно разделены на правильные и неправильные.
Начнем мы с компьютеров, на которых будет идти разработка.
В своей практике в качестве основной среды мы используем Windows 10 и Visual Studio 2015, поэтому столкнулись с тем, что сборка приложений (в первую очередь Android) занимает непозволительно долго времени.
Мы стали выяснять в чем здесь дело и выявили несколько узких мест, замедляющих разработку:
- во время сборки Android-приложений Xamarin может в первый раз выкачивать необходимые исходные коды дополнительных компонентов и складывать их на локальный диск для последующего использования. Здесь ничего поделать нельзя, поэтому просто будьте готовы к тому, что первая сборка может занять у вас минут 10.
- дальше начинается самое интересное: во время сборки Xamarin гененерирует и использует большое количество файлов (до 200 МБ в папках bin и obj, плюс еще целая куча в папке Temp), поэтому сразу забудьте про использование жестких дисков (HDD) на рабочих станциях — чем быстрее будет у вас SSD, тем лучше.
Особо продвинутым можно рекомендовать использование ОЗУ в качестве раздела для хранения проектов и системной Temp-папки — для этого нужно использовать одну из программ класса RAM Disk.Точных измерений при использовании SSD+RAM Disk не производили, но на глаз разница колоссальна.
Итак, считаем, что с правильным окружением мы разобрались.
XAML — зло или благо
Одним из важных механизмов Xamarin.Forms является возможность использования XAML (на базе XML) для описания интерфейса пользователей.
На наш взгляд, это является хорошим решением с точки зрения технологии производства, так как происходит отделение логики от описания интерфейса и сама по себе UI-разработка становится очень похожей на HTML-верстку, даже стили контролов можно задавать в одном месте как с CSS (ликбез по стилям по ссылке), включая небольшой тюнинг для разных платформ (Device.OnPlatform).
Все было бы отлично, если бы не одно большое «НО», которое характерно для Xamarin.Forms версии 1.х — XAML-файлы интерпретировались на лету, включая создание всех необходимых контролов и их размещение на экране. Из-за этого каждое открытие нового окна со сложной компоновкой происходило дольше, чем хотелось бы.
В версии 2.0 этот недостаток устранили, реализовав предварительную компиляцию XAML. Использовать ее можно как для отдельных страниц и View на XAML, так и для всего проекта целиком.
Включаем компиляцию отдельной XAML-страницы (файл MainPage.xaml.cs, например)
using Xamarin.Forms.Xaml;
...
[XamlCompilation (XamlCompilationOptions.Compile)]
public class MainPage : ContentPage
{
...
}
Активируем компиляцию по всему проекту — добавляем новую строку в конец файла Properties/AssemblyInfo.cs в PCL-проекте:
...
[assembly: XamlCompilation(XamlCompilationOptions.Compile)]
Однако в некоторых случаях, особенно при реализации ячеек для ListView, может быть эффективнее описать компоновку для ViewCell/View/Page руками в коде на C# или спуститься на уровень iOS/Android.
Но к ListView мы еще вернемся.
Картинки, иконки и производительность
Первое, с чем сталкиваются начинающие разработчики на Xamarin.Forms — залипания при прокрутке в списках на базе ListView. Чего греха таить, это одно из болезненных мест платформы, отбрасывающее тень на весь остальной функционал, так как списки используются в больших количествах и практически во всех приложениях.
Для начала мы рассмотрим работу с изображениями, так как очень часто это является одной из причин залипаний.
Стандартный компонент для отображения Image хорош, даже поддерживает кеширование, но он мало пригоден при использовании в реальных проектах. Когда год назад мы уперлись в ограничения Image, пришлось сделать свой простенький кешер изображений с автоматическим масштабированием — для отображения в ячейку передавалась уменьшенная версия, так как с большими изображениями списки просто умирали (это не проблема Xamarin.Forms, а вообще любой разработки приложений, но на Xamarin.Forms она была очень острой).
Потом мы перепробовали несколько различных библиотек и в конце концов остановились на превосходном компоненте под названием FFImageLoading.
Он доступен в Nuget () и позволяет решить сразу несколько задач:
- фоновая загрузку изображений с возможностью повтора запросов;
- использование placeholder во время загрузки;
- автоматическое масштабирование изображений до размеров контрола, включая удаление Alpha-канала на Android для еще большей производительности;
- возможность применения трансформаций к изображениям после загрузки (обрезать до круга или другой формы, наложить blur или другой спец. эффект);
- fade-анимация появления изображения после загрузки.
Вот так использовать компонент при разработке на XAML:
Вот так можно еще немного улучшить работу FFImageLoading (класс AppDelegate.cs для iOS и MainActivity.cs для Android):
var config = new Configuration
{
HttpClient = new HttpClient(new ModernHttpClient.NativeMessageHandler()), //используем быстрые библиотеки для загрузки
FadeAnimationDuration = 250, //ускоряем анимацию появления
};
FFImageLoading.ImageService.Instance.Initialize(config);
Работаем со спискам в Xamarin.Forms
С помощью FFImageLoading мы оптимизировали отображение изображений в списках и теперь можем перейти к следующему шагу.
Первая рекомендация касается механизмов работы ListView. В ранних версиях Xamarin.Forms не поддерживался механизм повторного использования созданных ячеек, что приводило к созданию экземпляров ViewCell каждый раз при необходимости их отображения — это и было первой серьезной причиной залипаний при скроле.
В последних версиях Xamarin.Forms реализован механизм повторного использования созданных ячеек и для его активации необходимо задать свойству CachingStrategy значение ListViewCachingStrategy.RecycleElement.
Реализация в XAML:
...
Реализация на C#:
var listView = new ListView(ListViewCachingStrategy.RecycleElement);
После этого созданные экземпляры ViewCell начинают использоваться повторно и к ним просто подключаются (через Binding) необходимые модели данных по мере отображения.
Еще один интересный способ подсказал мой коллега Кирилл — просто останавливать загрузку и отображение картинок во время прокрутки списка. Этот способ также рекомендуют использовать и создатели FFImageLoading.
Для этого необходимо сделать свой рендерер для ListView для каждой платформы и переопределить события прокрутки.
Пример для Android:
_listView.ScrollStateChanged += (object sender, ScrollStateChangedEventArgs scrollArgs) => {
switch (scrollArgs.ScrollState)
{
case ScrollState.Fling:
ImageService.Instance.SetPauseWork(true); // ставим загрузку картинок на паузу
break;
case ScrollState.Idle:
ImageService.Instance.SetPauseWork(false); // возобновляем загрузку картинок
// здесь должен быть ваш код отображения изображений в отображаемых ячейках
ShowMyImage();
break;
}
};
При необходимости вы также можете создать свои реализации ViewCell через механизм Custom Renderer для каждой платформы — такой подход может быть актуален для сложных ячеек с большим количеством встроенных контролов.
Также хорошие результаты при работе с большими объемами данных и сложными ячейками позволяет достичь использование нативных компонентов UICollectionView (для iOS) и RecyclerView (для Android), но это решение можно рекомендовать продвинутым разработчикам.
Пример использования данных классов представлен в библиотеке TwinTechs — обязательно к знакомству, так как там есть видео-ролики с результатами оптимизации.
Итак, на первых порах освоения Xamarin.Forms необходимо уделить особое внимание работе со списками и подходам к повышению производительности. Это позволит не отвлекаться на данные особенности в последующей разработке.
Заключение
В нашей сегодняшней статье мы рассмотрели базовые механизмы оптимизации рабочего окружения и первые шаги к разработке бизнес-приложений на базе Xamarin.Forms.
В следующем материале мы расскажем об использовании иконочных шрифтов в стиле Font Awesome, инструмента Fody для сокращения кода у ViewModel и механизмах ручной отрисовки своих интерфейсных элементов с помощью библиотеки NControlView.
Оставайтесь на связи и добавляйте свои комментарии и вопросы!
Об авторах
Вячеслав Черников — руководитель отдела разработки компании Binwell. В прошлом — один из Nokia Champion и Qt Certified Specialist, в настоящее время — специалист по платформам Xamarin и Azure. В сферу mobile пришел в 2005 году, с 2008 года занимается разработкой мобильных приложений: начинал с Symbian, Maemo, Meego, Windows Mobile, потом перешел на iOS, Android и Windows Phone.
Полезные ссылки