Государство занялось БигДата
В середине января на заседании рабочей группы по архитектуре государственных систем и режиму оборота данных одобрили черновой проект концепции Национальной системы управления данными (НСУД). Всего было подготовлено несколько таких документов разными ведомствами, однако наиболее полное одобрение получила версия Аналитического центра при Правительстве РФ. О своем желании принять активное участие в пилотных проектах по созданию такой системы уже заявили Росреестр, Пенсионный Фонд, Казначейство, некоторые другие ведомства и целые регионы страны.
Хронология принятия НСУДКонцепция НСУД должна принять свой финальный вид уже в феврале 2019 г. после консультаций и обсуждений с различными госорганами и представителями бизнеса.
Следом ее должно будет утвердить Правительство — не позднее 31 марта 2019 г.,
ну, а законопроект о НСУД собираются разработать и принять во втором квартале этого года.
Не откладывая в долгий ящик, в июле-сентябре определят все требования к процессу управления данными и назначат оператора.
Но не все так гладко, как это выглядит при беглом взгляде. Для ускоренного ввода НСУД в действие — одного из важнейших компонентов федерального проекта по государственному управлению, решили в концепции не прописывать многие детали, а обсуждать все возникающие вопросы уже по ходу реализации системы. Кроме того, структуру управления НСУД авторы предлагают сделать децентрализованной, не передавая все бразды правления ни в одно ведомство или орган власти. Но какими полномочиями и в каком объеме будет в итоге наделен национальный оператор НСУД — пока неясно.
Подход к оперированию государственными данными, описанный в концепции, — совершенно отличный от существующего сегодня. Необходимо будет создать ЕДИНЫЙ для всех госструктур порядок получения, хранения, использования и предоставления данных, а также обработки и управления ими. К примеру, существующий до сегодня способ «ручного» хранения и получения данных прошлых десятилетий создает немало проблем. Все, кто сталкивался с необходимостью сбора и подтверждения разных документов — о прописке, трудовом стаже, обучении, владении недвижимостью, диспансерном учете и медкомиссиях и др., тратили немало времени и нервов на это.
Выгоды от реализации НСУД должны будут получить все. Граждане смогут легко управлять госданными о себе. Также станет гораздо проще собирать документы для получения госуслуг, да и сами они качественно вырастут. Бизнес получит более простую отчетность и возможность доступа к ряду госданных, которые раньше были закрыты от него. Государство — большую эффективность в деле принятия решений, качественный контроль за их исполнением, прозрачность государственных расходов и др.
Столь быстрый переход от одного этапа к другому в принятии концепции НСУД не даст расслабиться ни одному ее участнику. Однако отсутствие детализации в ней по многим вопросам может затянуть ее практическую реализацию надолго. Необходимость прорабатывать и согласовывать множество неопределенных моментов уже в процессе внедрения системы вряд ли добавит кому-то оптимизма. Ну что ж, будем отслеживать процесс.