Государственная поисковая система «Спутник», созданная за $20 млн, находится на грани закрытия

47ac430342a74191a331d7626f2ffd55.png
К сожалению, «Спутник» не взлетел

На Geektimes не раз писали о поисковой системе «Спутник», которую несколько лет назад запустил «Ростелеком». Этот государственный поисковик начал работать в 2014 году, но за три года он так и не стал популярным. Несмотря на то, что ориентирован «Спутник» на русскоязычный сегмент интернета, он не занимает и 1% поискового рынка. В то время, как переходы с Google и «Яндекса» на другие сайты исчисляются миллиардами, у «Спутника» этот показатель лишь немного превышает 100 тыс. В итоге проект либо закроют, либо перепрофилируют, решение по этому вопросу пока не принято пишут «Ведомости».

«Спутник» могут переориентировать на работу с большими данными. Со словам собеседников «Ведомостей», это один из вариантов развития событий, точного понимания того, как можно переориентировать систему, еще нет. С другой стороны, этот поисковый сервис вряд ли будет закрыт — на это не решатся его создатели, поскольку «Спутник» позиционировался как ресурс национального масштаба.
О том, что делать со «Спутником», будет думать уже новый президент «Ростелекома» Михаил Осеевский. Сейчас он изучает общую ситуацию и вскоре должен вынести решение по национальному поисковику. Ценность «Спутника», по мнению экспертов — собственные технологии, алгоритмы машинного обучения и умение работать с Big Data. «Необходимо будет внести коррективы, соответствующие действительности», — заявил представитель «Ростелекома» Андрей Поляков, комментируя возможность перепрофилирования ресурса. «Компания хочет повысить эффективность и снизить расходы. Для этого идет поиск новой экономической и рыночной модели из-за изменившейся ситуации на рынке и в экономике».

Обычно поисковые сервисы зарабатывают на рекламе, но «Спутник» рекламу не продает. Он зарабатывает на другом: у создателей поисковика есть контракты, которые связаны с госуслугами и расчетом больших данных. Например, в 2015 году выручка ресурса составила 136,6 млн руб., убыток — 150,5 млн руб.

Изначально разработкой «Спутника» занималась компания «КМ медиа», которую чуть позже выкупил сам оператор. В настоящее время 74,99% «Спутника» принадлежит нескольким «дочкам» госкомпании «Ростелеком»: «РТКомм.ру» и «Ростелеком интернэшнл лимитед».

Изначальные вложения в проект составили $20 млн. Вероятно, были и другие инвестиции, но их «Ростелеком» не раскрывает. Сервис решили создать для того, чтобы он смог стать точкой доступа к цифровой инфраструктуре общества и государства». С этой целью в функционал поисковика добавили несколько сервисов, помогающих пользователям найти официальную информацию, госуслугу, адрес государственных учреждений. Также разработчики собирались интегрировать «Спутник» с платежными системами и технологиями. Это так и не было сделано, зато у поисковика появился собственный браузер.

© Geektimes