Год за три на Хабре. Делимся опытом ведения корпоративного блога

Каждый из нас видел волнующие и торжественные моменты, когда, например, устанавливается связь с космонавтами или со спутником. Люди радостно вскидывают руки, искренне и тепло улыбаются, иногда обнимаются, особенно если событие значимое. Команда ЛАНИТ улыбалась, обнималась, вскрикивала и жала влажной от пота взволнованных рук мышкой кнопку «Опубликовать» 51 раз.  2 февраля исполняется год, как мы пришли на Хабр. Эмоции, опыт, находки, факапы, паника и много позитива — в нашей истории успеха под катом. Все это точно пригодится тем, кто хочет раскачать свой корпоративный блог на Хабре, но не знает, как.

s28t7pd4so1i_h2h89udidrg3wq.jpeg

Зачем нам это?


До января 2017 года Хабрахабр и ЛАНИТ существовали отдельно, хотя неоднократно слышали друг о друге. Очное знакомство состоялось летом 2016 года на Хабрасеминаре — ребята из ТМ рассказывали о секретах работы с блогами и комментариями, а трое наших активистов слушали и принимали самое непосредственное участие в дискуссии. Надо сказать, что со стороны это звучит очень просто: пиши часто, пиши хорошо, комментируй, не молчи, возлюби пользователя как самого себя и всё будет прекрасно. Получив максимум информации и загоревшись новыми идеями, команда ЛАНИТ вернулась в офис и задумалась о том, что Хабр нужен. Осталось понять, зачем. Вариантов было несколько.

  • Рассказывать о наших проектах и привлекать потенциальных клиентов, генерировать лиды и даже делать продажи.
  • Демонстрировать свои лучшие практики.
  • Искать новых людей в команду.
  • Формировать и поддерживать имидж компании.


Ничего необычного — многие компании приходят на ресурс именно с такими целями. Однако это всё нам казалось каким-то… бездушным. Хотелось не просто формальный блог — хотелось диалога с пользователями, обсуждения, интереса, эмоций. Итак, забываем про лидогенерацию, оставляем продажи профессиональным продажникам и решаем, что просто будем рассказывать о своих проектах, интересных внедрениях, масштабных стройках и приятных мелочах повседневной офисной жизни компании из 9000 человек. Единственная «корыстная» цель, которую мы оставили, это поиск людей в нашу команду. Они нам всегда нужны: стажёры и сениоры, джависты и девопсы, аналитики и менеджеры. Вот и сейчас мы оставим эту ссылку здесь — если интересно, пишите, звоните и приходите!

С одной стороны, подготовка текстов для Хабра — это точка роста наших специалистов, которые повышают свой экспертный статус при написании статей. С другой — это возможность наглядно показать, что «ОНЛАНТА» и ГК ЛАНИТ — это серьезная школа для всех технических специалистов и стать частью нашей команды престижно и перспективно.

Сергей Таран, генеральный директор компании «ОНЛАНТА»


Путь в тысячи километров начинается с первого шага


Когда мы пришли к общей концепции блога, у нас было два варианта для старта: жахнуть статьей про ГИС ЖКХ и сразу получить вал самых разных комментариев или же сначала «прощупать» почву. Было решено начать с «хабровской», но умеренной темы, и 2 февраля 2017 года мы опубликовали нашу первую статью «Гиперконвергентные платформы: от экзотики к мейнстриму» опытного автора Хабра и нашего сотрудника KorP.

Первый же комментарий дал нам понять: это Хабр, детка, здесь легко не отделаешься. Набежали представители одного из вендоров и начали атаку, основанную где-то на фактах, где-то на софистике, где-то на агрессии. Мы были к этому готовы — отвечали максимально сдержанно, профессионально и честно. Через 46 комментариев бои утихли, и мы увидели результат: рейтинг +32, 56 добавлений в избранное, 9 600 просмотров. Такие показатели вдохновили команду на подвиги.

b2ec64b21145145f74ee654bb2004475.png
Скриншот нашей первой статьи — первые три строчки на Хабре

И уже спустя ровно неделю мы опубликовали статью Как сделать ЖКХ, чтобы оно было ГИС, ставшую самой комментируемой за годовую историю нашего блога. С этого момента начался опыт, которым мы и делимся со всеми в этой статье.

Статистика Хабра — вещь упрямая


Голоса — плюсы и минусы рейтинга


Это самые волнительные и самые первые цифры, с которыми сталкиваются пользователи, разместившие публикацию на Хабре. Именно они практически полностью определяют судьбу статьи на сайте, поскольку отвечают за выход на главную. Когда мы начинали, на Хабре был раздел «Интересное» — в него попадали все публикации, набравшие +5. На наш взгляд, это было очень удобно и грамотно — в «Интересное» попадали многие полезные и нужные статьи, поскольку +5 — не такой уж высокий порог. Но спустя несколько месяцев «Интересное» убрали и началась лютая борьба за главную страницу, на которую в порядке убывания рейтинга попадают 10 самых-самых статей. И рейтинг нижней статьи может быть +12, а может +29. До такого порога добраться весьма сложно, и, увы, мы не раз замечали толковые публикации по профильным темам, которые не могли пробиться на главную и не получали заслуженного охвата (а читатели не получали пользы). Впрочем, наше дело — принимать правила, а читателям совет — просматривайте ленту «Всё подряд», там много действительно крутого.

Нашими самыми рейтинговыми статьями оказались
  • «Восточный» — наш космодром 128
  • No rest for the wicked. Фотоотчет из дальних уголков России, где мы оказались благодаря Росгидромету 91
  • Загоним мамонта в яму: как провести презентацию, чтобы вас услышали и запомнили 65
  • CRISP-DM: проверенная методология для Data Scientist-ов 51
  • Незаурядное Зарядье: как мы парк автоматизировали 51
  • О чем говорят женщины? (Text mining of beauty blogs) 48
  • О конференции Strata AI: будущее искусственного интеллекта 46
  • Биробиджан на светлой стороне: как мы за свои деньги город осветили 46
  • IT 2018: будущее наступило вчера 44
  • ИТ на стадионе «Открытие Арена». Когда адреналина в проекте не меньше, чем во время матча 42

Для себя мы нашли еще одну возможность поговорить с людьми, которые заинтересованы в собственном развитии, в методиках эффективного развития во взрослом возрасте, с теми, кто следит за опытом других компаний, за успешными проектами и подробностями их реализации.

Юлия Шикова, директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ»


Как видите, разброс тем огромен, и нет универсального рецепта, как сделать рейтинговую статью. Нам кажется, даже нейросеть не сможет выявить закономерности, которые будет гарантированно выводить публикацию в топ. Но тем не менее, несколько законов успеха мы определили.

О чем писать? О том, что точно будут читать


  • Пишите максимально честно и о том, что вы знаете. Пользователи Хабра — в основном, профессионалы своего дела и быстро раскусят вашу дутую экспертизу или ловко замаскированный под авторский материал перевод.
  • Если у вас есть живые истории из разработки, внедрений, да хоть скрам-митингов — пишите о них лонгриды: с фотографиями, цитатами от первого лица, эмоциями, ошибками и удачами. Реальные кейсы очень ценятся читателями (чего стоили только наши фото с белыми мишками!).


c06b479446a5690779148b26d721a1ef.png

Умка существует и передает читателям Хабра снежно-морозный привет

  • Если есть информация об уникальных конференциях или профессиональных решениях — пишите о них. Вы можете не получить ни одного комментария, но просмотры, рейтинг и избранное станут красноречивым свидетельством интереса хардкорных айтишников к теме.
  • Если есть холиварная и ценная для Хабра тема, раскрывайте её и публикуйте статью — вы получите вал комментариев. Да, ваша команда (особенно автор) первые сутки будет просыпаться ночью (автор вообще не уснёт) и обновлять Хабр, чтобы посмотреть, что вам написали, но оно того стоит.
  • Если у вас есть интересная и уникальная тема, которая вроде не совсем для Хабра, но потрясает воображение, обязательно пишите — читатели оценят. На самом деле, нет такой темы, которая не для Хабра — просто попробуйте найти ту самую айтишную ниточку, которая обовьёт ваш сюжет и понравится всей аудитории, в том числе приходящей с поиска.


Это не все секреты. Переходим к новому показателю и ищем инсайты в нём.

Просмотры


Это ещё одна цифра, вокруг которой строится впечатление о публикации в целом. Пожалуй, нет другого такого IT-ресурса, где можно получить 5–7 тыс. просмотров и быть недовольным, потому что цифра меньше 10 тыс. — это несерьёзно. Хабр действительно даёт очень много просмотров. Конечно, ни один автор не окажется столь наивным, чтобы подумать, что все эти 10 тысяч насладились его шедевром от первой буквы до последней, но согласитесь, даже 10% полных прочтений от этого значения — неплохо. Но у нас есть вдохновляющая статистика: прочтений статей в нашем блоге, по данным Медиатора, свыше 40% от количества просмотров.

Факторы, которые влияют на просмотры, дополняют описанные выше принципы.

  • Интересная и живая тема получит свои просмотры, даже если по каким-то причинам не выйдет на главную (хотя гораздо меньшие).
  • Комментарии влияют на просмотры — читатели видят, что статью комментируют и открывают посмотреть, что же вызвало дискуссию и стоит ли в ней поучаствовать.
  • На просмотры здорово влияют три «витринных» кита статьи — заголовок, КДПВ и докатный текст (для пиарщиков и прочей медиа-братии — лид-абзац). Заголовок должен отражать тему, но быть интересным, броским и даже вызывающим по форме или отсылке к шутке (например, заголовок AliExpress головного мозга звучит интереснее, чем Как AliExpress и Fibrum делали 11.11 виртуальным. А можно ведь было обойтись и пресс-релизным скучным вариантом Стартап Fibrum разработал VR-решение для ритейлера AliExpress). КДПВ (картинка для привлечения внимания) должна выделяться из ленты — это могут быть живые фото проекта, смешные подходящие изображения, фотошоп и даже мемы (будьте с ними осторожны) — что угодно, кроме вылизанного клипарта и стокового фото. Докатный текст должен быть ёмким, передающим тему, сохраняющим интригу и заставляющим читать дальше.


Наши самые просматриваемые тексты
  • 44 урока управления технарями 34343
  • О чем говорят женщины? (Text mining of beauty blogs) 28543
  • «Восточный» — наш космодром 28503
  • Как сделать ЖКХ, чтобы оно было ГИС 28018
  • Загоним мамонта в яму: как провести презентацию, чтобы вас услышали и запомнили 23219
  • IT 2018: будущее наступило вчера 22556
  • Печать в компании: копейки, которые берегут миллионы 22458
  • AliExpress головного мозга 21990
  • Поддержка пользователей, или экстренная компьютерная помощь. Как это делается и сколько стоит 21363
  • No rest for the wicked. Фотоотчет из дальних уголков России, где мы оказались благодаря Росгидромету 20505


Комментарии


Комментарии — это уже не просто цифра. Это точка соприкосновения компании и читателей. Пользователи могут оказаться разными: благодарными, опытными, правдивыми, лживыми, лютыми и т.д. Это могут быть ваши конкуренты, клиенты, сотрудники и просто те, кому интересна тема. Работа с комментариями — напряжённый и серьёзный труд, за слова в них нужно отвечать так же, как вы отвечаете за каждое слово в своей публикации. Скажем честно: без негатива не обойтись. Работая с комментариями, следуйте нескольким правилам.

  • Общайтесь корректно, не идите на поводу у оппонентов.
  • По возможности отвечайте на все комментарии.
  • Отвечайте полно и развёрнуто.
  • Не забывайте одобрять комментарии, которые пишут пользователи в режиме Read&Comment (ну если они адекватные, конечно. Иногда бывает нечто странное, спамное, откровенно грубое).


И ещё момент, он довольно специфический для нас, но всё же стоит о нём упомянуть. Некоторые комментаторы ассоциируют компанию с работой самого продукта (например, в ГИС ЖКХ не подгрузился чей-то счёт или Aliexpress не доставил чью-то посылку, а виноват ЛАНИТ, о чём ему в комментариях пишут). В таких случаях стоит корректно и настойчиво отклонить претензию, дать понять, что вы находитесь вне поля этого вопроса. Не вступайте в полемику и не пытайтесь восстановить справедливость — для этого есть ответственные люди на своих местах.

4441c6943f34d4bd014db6206fa855c7.png
Это мы отвечаем на комментарии к посту про ГИС ЖКХ

Общий совет такой: не будьте формальны, разговаривайте так, как бы вы общались вживую. И помните: юмор — обоюдоострое, но эффективное оружие с потрясающей поражающей способностью. Хорошая ирония способна свести на нет самый жёсткий негатив.

Наши самые комментируемые статьи
  • Как сделать ЖКХ, чтобы оно было ГИС 231
  • Поддержка пользователей, или экстренная компьютерная помощь. Как это делается и сколько стоит 96
  • «Восточный» — наш космодром 95
  • 44 урока управления технарями 89
  • Печать в компании: копейки, которые берегут миллионы 87


Добавление в «Избранное»


Это не столь критичный, но очень знаковый показатель. Если ваша статья добавлена в «Избранное», значит, она вызвала интерес. Да, её могут прочитать позже, переслать, вернуть к ней по мере рабочей необходимости, но факт остаётся фактом — она заинтересовала читателей.

Чаще всего добавляли в «Избранное»
  • 44 урока управления технарями 306
  • Загоним мамонта в яму: как провести презентацию, чтобы вас услышали и запомнили 226
  • Как с помощью maven работать с библиотеками, которых в maven нет 127
  • О чем говорят женщины? (Text mining of beauty blogs) 114
  • Как сделать ЖКХ, чтобы оно было ГИС 103


Социальные сети — не показатель, но маркер


Как только ваша публикация набирает +6, она может оказаться в пабликах Хабра ВКонтакте (а это 750 тыс. подписчиков) и на Facebook (110 тыс. подписчиков). Во-первых, с этих постов придут читатели в вашу статью на Хабр, во-вторых, это еще один фронт, где стоит отследить реакцию и комментарии (включая тексты, сопровождающие репосты пользователей). Как правило, ВКонтакте активность в разы выше, но если уж выстрелил Facebook, то считайте, статья удалась.

О чем нужно помнить, работая с социальными сетями (по нашим ощущениям).

  • Это совсем другая аудитория — не хабровская. Соответственно, и манера общения может переходить все границы.
  • Нередко комментаторы судят о вашей статье только по картинке и заголовку, а значит, могут делать ложные выводы и писать совершенно не по теме.
  • Репосты и лайки могут быть заслугой картинки или громкой темы.
  • Узко тематические материалы в социальных сетях заходят плохо.
  • Статья может быть отрепощена огромными сообществами, которые принесут вашей статье на Хабре вал просмотров, но это лотерея, на которую невозможно повлиять.


Самые «зашедшие» статьи в Facebook (по количеству расшариваний)
  • Загоним мамонта в яму: как провести презентацию, чтобы вас услышали и запомнили — 453
  • 44 урока управления технарями 277
  • Как сделать ЖКХ, чтобы оно было ГИС 251
  • Гиперконвергентные платформы: от экзотики к мейнстриму 126
  • О чем говорят женщины? (Text mining of beauty blogs)  106


Выигрышные фишки


В этом разделе мы перечислим самые ценные, добытые клавиатурой и мегабайтами статей, секреты. Берите на вооружение, пользуйтесь, становитесь лучше, но не забывайте, что каждая компания уникальна и способна найти свою фирменную фишку.

  • Хабр — оптимальная площадка для поддержки имиджа IT-компании и трансляции корпоративных ценностей. Мы знаем, что многие компании идут на Хабр за HR PR, проще говоря, ищут сотрудников себе в команду. Значит, нужно показывать не только технологии, но и работу команды изнутри, демонстрировать корпоративную культуру. Например, мы специально для Хабрахабра сняли презентационный ролик ЛАНИТ, в котором рассказали о команде в целом и немного показали офис.



Позже мы рискнули запостить рассказ о том, как у нас проходят корпоративы: день рождения компании и Новый год. Честно говоря, мы очень волновались, но, как выяснилось, напрасно — пользователи позитивно оценили наш опыт. А нам было приятно подкинуть интересные идеи HR-службам других компаний — ну где ещё, как не на Хабре, писать о том, как развлечь хардкорных айтишников.

735a6de38c3637db44710a4a2ee1ab30.jpg
Отдел вечной молодости и отдел линейного счастья — это всё ЛАНИТ

  • Разнообразие тем — залог пользовательского интереса. Чем больше сторон деятельности компании вы охватываете, тем выше интерес к компании, разносторонее ее опыт. Обязательно публикуйте и продуктовые, и имиджевые, и даже оффтопные статьи — таким образом вы формируете действительно классный контент и смещаете фокус с рекламной (если у вас такая есть) составляющей.
  • Набрать подписчиков очень сложно, а получить постоянный интерес — можно. Это безумно грустно, когда в блоге яркие статьи со множеством комментариев, а число подписчиков растёт еле-еле. Мы заметили, что есть поклонники, которые не подписываются, но, например, постоянно комментируют статьи. Так что интерес аудитории не стоит оценивать только по подписчикам, хотя стремиться к их росту однозначно нужно — пул поклонников поможет вам более эффективно стартовать с каждой публикацией.
  • Чтобы быть в тонусе, нужно стремиться быть на первой странице в списке компаний. Мы были на седьмом месте, постоянно держимся в двадцатке, но постоянное обновление рейтинга регулярно откатывает компанию к прежним позициям, и каждый в этой гонке однажды обнаруживает, что все успехи в один момент сгорели.


Мы теоретически понимали, что такое «пессимизация хабраиндекса», но по-настоящему прочувствовали этот хитрый, работающий по секретному алгоритму процесс только через месяц после выхода первой высокорейтинговой статьи. Когда рейтинг упал не планово, а примерно с той высоты, на которую нас вознесла особенно популярная статья, мы срочно активизировались и поддержали позиции дополнительными постами.

Наш вывод такой — если вы хотите удерживать позиции, необходимо писать не реже раза в неделю и удерживать текущий суммарный месячный рейтинг не ниже суммарного рейтинга предыдущего месяца с оглядкой на то, что пишут соседи по рейтингу, потому что их публикации, конечно, тоже влияют на позиции в топе корпоративных блогов. В идеале нужно готовить не менее одной потенциально сильной статьи в месяц. Если придерживаться этого принципа, получите все профиты: и рейтинг, и интерес, и просмотры, и стабильный трафик на сайт.

lsdwazstst6vvgmxau1kxj9nb30.jpeg
Это наша команда грустит, что у блога компании мало подписчиков

  • Не стоит бояться быть смелыми: нужно экспериментировать с картинками, заголовками, формами. Например, мы в публикациях использовали и сказки, и фантастику, и жанр фоторепортажа. Впереди у нас ещё несколько экспериментов с формами и подачей. Условие одно: тщательно готовьтесь к любым новинкам. Совет: присматривайтесь к блогам других компаний и статьям пользователей, у них можно найти немало инсайтов.


Сотрудники больших компаний узнают об успехах на проектах, ознакомившись с материалами на Хабре. Материалы сочные, интересные, с большим количеством иллюстраций/фотографий. Это дает возможность «прикоснуться к успеху» тем сотрудникам, которые либо не участвовали в этих проектах (или вообще вне проектной деятельности (бэк-офис)).

Андрей Бедрань, технический директор компании «ЛАНИТ-Интеграция»

gj93dusuldtzfafu7u-70hkmty4.jpeg
Мы старались показать проект таким, каким его видели непосредственные участники

  • Не нужно паниковать и отчаиваться, если рейтинг не достиг желаемых показателей или нет комментариев. Ваша статья никогда не останется без внимания — долгое время к ней будут обращаться люди с поиска и пользователи Хабра, а вы сможете видеть переходы на ваш сайт.
  • Не бойтесь писать честно. Помните: если вы пишете именно так, вы уже во многом выигрываете. Бывает так, что компания, опасаясь конкурентов, постоянно чего-то в статьях недоговаривает, скрывает, рассказывает на треть или наполовину.


4d4818dc9e3e74021fbacdbae9aeee6a.jpg

Мы показываем весь процесс с самого начала, когда вокруг будущего стадиона еще можно найти следы заячьих лап.

Конечно, это наиболее универсальные вещи, которые подойдут разным компаниям. Но практически каждый корпоративный блог имеет свои секреты, тайны и фишки, которые отличают его от других, делают неповторимым. Главное — иметь на Хабре своё лицо.

Те, без кого этой статьи бы не было


Самое главное — это то, что за блогом стоят люди.

  • Авторы — в нашем случае это сотрудники компании, которые создают тексты в рамках своих профессиональных компетенций, терпят сотни правок, вносят изменения, учатся и набираются опыта вместе в нами. Их нужно любить, лелеять и поощрять. Мы благодарим наших лучших авторов:
    Егора Савочкина Savochkin
    Якова Шуваева 91koff
    Илью Сазонова Poxvuibr
    Дмитрия Изместьева DmitryI
    Евгения Елизарова KorP
    Сергея Соловьева Folow13
    Евгения Вирцера Virtser
    Сергея Михалева Sirgun5000
    Константина Коточигова Crazyhatter
    Артема Просветова Art_pro
    Романа Свитича Raccooon
    Георгия Касаткина GKasatkin
  • Внутренняя редакция — сформированная группа людей, которые снимают с авторов работу по согласованию, корректуре (обязательно исправляйте ошибки!), вычитке и т.д. Эта же команда помогает работать с комментариями и координирует всю работу.
  • Менеджеры контент-студии Хабра, которые проводят обучение, семинары, помогают верстать и дают дельные советы во время публикации.


Все вместе они создают большой коллектив, наполняющий блог интересными публикациями. Главное в этом процессе — понимание темы, техно-мышление и полное доверие друг другу.
Вот таким был наш первый год на Хабре. Итого на 29 января (когда писали этот текст): суммарный рейтинг 1 835, 1 768 комментария, 3014 добавлений в избранное и 632 421 просмотров. Километры нервов, центнер адреналина, сотни улыбок, пара грамм паники и отчаяния, сплоченная команда настоящих героев. Не знаем, как вы, а мы продолжаем.

7290931e5f3825acc951c909de7d5561.png

Так мы выглядим через год. То ли ещё будет!
Кстати, к нашей команде можно присоединиться.

© Habrahabr.ru