Год после Практикума. Как складывается моя карьера
Привет! Меня зовут Борис, мне 26 лет, и я фронтенд-разработчик. В июне 2021 года я закончил курс Практикума «Веб-разработчик» и после этого успел поработать во французской La Redoute, а затем — в немецкой innoscripta. Сейчас я снова в поисках и я хочу рассказать о своём пути.
Возможно, пост будет полезен тем, кто хочет понять, какие вообще могут быть варианты развития событий, если вы хотите сменить сферу деятельности на разработку. Мне было довольно сложно искать первую фуллтайм-работу в прошлом году — и даже сейчас, когда мой коммерческий опыт наконец перевалил за год, я испытываю сложности. Но я уверен, что при должной целеустремлённости всё получится. У меня пока получается так.
Маленький дисклеймер
В сообществе часто критикуют несбыточные обещания курсов о трудоустройстве — многие из-за этого начинают бояться учиться или со скепсисом относятся к подобным историям. В ответ на это я просто хочу показать рекламу РАНХиГС, которую сфотографировал недавно в окнах одного из корпусов академии…
seems legitБэкграунд: кем я работал, где учился и почему решил менять работу
В 2017 году я закончил факультет политологии СПбГУ — это было скорее приключением, чем осознанным карьерным выбором. Собственно, в те годы упор на приключения был у меня во всём, и учёба в приоритете не стояла вообще — я кое-как защитил диплом, написанный с нуля за три дня. Зато получил море удовольствия и приятных воспоминаний от студенческой жизни на всю катушку.
Выпускники-политологи, решившие работать по специальности, идут по разным траекториям: кто-то остаётся в науке, кто-то рекрутируется в чиновники, а кто-то идёт в политику. Ни один из этих путей мне не подходил, поэтому я и не искал подобных возможностей.
Вместо этого я пошёл работать в медиа: это естественным образом выросло из моих старых увлечений. Ребята, с которыми я ещё школьником бегал по митингам и писал посты в ЖЖ, предложили мне работу в их компании. В основном они занималась развитием региональных медиасообществ: чаще всего это были паблики «ВКонтакте», потом добавились и каналы в Telegram. Тут многие представляют себе что-то вроде SMM, но скорее это была новостная журналистика.
В сфере медиа я проработал три года — вплоть до 2020-го. А потом мне стало скучно. Конечно, причин уходить было много, в том числе слабые перспективы профессии в нашей стране и сумасшедший ненормированный график, но главное — мне просто перестало быть интересно.
Я уволился с основной работы, но оставил подработку, чтобы держаться на плаву. И отправился учиться — я уже знал, чем займусь. Фронтенд был на слуху и выглядел довольно интересно. Я попробовал пару месяцев поучиться сам, купил платную подписку на CodeCademy. Понял, что мне заходит, и принял решение образовываться основательнее.
Дальше выбор стоял между Практикумом и более академичным вариантом — курсами в ИТМО. Но одного взгляда на олдовый сайт ИТМО хватило, чтобы выбрать «Яндекс». Выбором я остался доволен, и с тех пор всем охотно рекомендую.
Статистика по откликам и опыт с разными площадками
В основном я искал работу самостоятельно, хотя карьерный трек в Практикуме очень помог в создании резюме и в подготовке к собеседованиям. Сперва всё это было непросто, потому что я всю жизнь находил работу в основном по знакомству, и на собеседованиях до этого ни разу не бывал.
Чисто из интереса я решил собрать статистику. Я не сразу стал вести подсчёт своих откликов — штук 10−15, наверное, остались неучтёнными. Но как только начал считать, делал это достаточно скрупулёзно.
Поиски работы я начал не спеша — примерно с января−февраля 2021 года. До октября я успел откликнуться на вакансии 71 раз. Из них по 33 откликам (46,48%) я не получил вообще никакого ответа. Зато в 9 случаях (12,68%) работодатель писал мне первым. Тут есть оговорка: в июне я начал работать в La Redoute, но это было больше похоже на подработку. Поэтому я параллельно вёл поиски чего-нибудь посолиднее, они завершились в октябре.
В 13 случаях (18,31%) мне отказали сразу, без проведения вступительных испытаний. В 12 случаях (16,9%) я не прошёл или не успел пройти эти испытания, либо работодатель вовсе исчезал на каком-то этапе.
От 11 вакансий (15,49%) я отказался сам по тем или иным причинам. Какие-то предложения не подходили мне по условиям, но бывали и курьёзные случаи: например, в одной белорусской компании мне предложили перед техническим собеседованием пройти какой-то жуткий «психологический» тест с гороскопами и прочей мистикой.
Наконец, две вакансии (2,82%) за условные девять месяцев в итоге оказались выигрышными.
Что касается площадок, в основном я искал там же, где и все. Это HeadHunter, LinkedIn и «Хабр.Карьера».
На HeadHunter было больше всего откликов и меньше всего толку. Там больше всего предложений —, но и кандидатов тоже. В результате многие сопроводительные письма даже остались непрочитанными.
На «Хабр.Карьере» контактов было поменьше, зато там чаще всего писали сами работодатели. Нередко это были мелкие российские стартапы, которые искали разработчика подешевле на первое время.
Первую полноценную фуллтайм-работу в innoscripta я в итоге нашёл на LinkedIn, на который изначально вообще не делал ставку. Сейчас это чуть ли не моя основная соцсеть — после твиттера, конечно. Кстати, первое место работы я нашел именно через последний.
Честно говоря, никакой особой специфики в моём аккаунте на LinkedIn нет — делал всё так, как рекомендовали на карьерном треке Практикума. И там я ни к кому напрямую не обращался — эйчары сами пришли ко мне с вакансией.
После ухода из innoscripta моя страница обросла рекомендациями от бывших коллег, а я уже начал поиск следующей позиции именно там — купил Premium и активно откликаюсь на вакансии. Конечно, снова веду статистику: интересно, как получится в этот раз.
Учёба и подготовка
Скажу открыто: специально под собеседование я не готовился ни разу. Не очень понимаю, как это делать, если не знаешь, какие вопросы будут задавать —, а так и бывает чаще всего. Поэтому я просто продолжал и продолжаю учиться по той же системе, которая сложилась у меня ещё в Практикуме.
Система примерно такая: я сохраняю все интересные мне темы и материалы, по которым хочу пройтись, и последовательно прохожу их. Если я считаю, что материал нужно прочесть обязательно, я кладу его в ToDo-менеджер. Если хочу почитать, но готов отложить на неопределённое время — кидаю в сохранёнки телеграма.
Мои сохранёнки и ToDo-менеджер
Кроме того, есть более системные источники — курсы и книги. Сейчас, например, читаю книгу про Git — хочу разобраться в нём поподробнее. А ещё прохожу мини-курс по PHP на CodeCademy для общего образования (да, я знаю, что вместо этого я мог ковырять Python, но что вы мне сделаете?).
Много полезного опыта даёт практика построения пет-проектов — как раз дописываю сейчас бэкенд для первого, который хочу полноценно выпустить в свет.
В конце этого списка значатся тренировки на площадках вроде CodeWars и LeetCode — но, честно говоря, на них почти никогда не хватает времени.
Первое место работы — La Redoute
Первые деньги за код я получил в июне 2021 года от La Redoute — это онлайн-магазин одежды, обуви и всяких штук для дома. Как уже упоминалось, я вышел на них в твиттере.
Твиттером я пользуюсь давно и активно — уже лет 12, как минимум. Так получилось, что там очень активное IT-сообщество. В какой-то момент я увидел, как сотрудник La Redoute предлагает срочные заказы на вёрстку — и сразу откликнулся на это предложение.
История развивалась долго: сначала мне предложили простое тестовое задание, я его выполнил, а мне предпочли другого кандидата. Так бывает — я вежливо попрощался и сказал, что мне можно писать в случае чего. Через пару месяцев мне действительно написали, потому что другой кандидат отвалился.
Я выполнил некоторое количество заказов, после чего девушка, которая была главной верстальщицей, ушла из компании — как я потом узнал, не куда-нибудь, а аж в «Злых марсиан»! И главным верстальщиком, по сути, стал я. Это не было фултайм-работой в классическом понимании: я по-прежнему выполнял заказы, которых могло быть много, а могло и не быть совсем.
Пример страницы, которую я верстал
Опыт, который я получил в La Redoute, оказался очень полезным, даже несмотря на довольно консервативный стек и упор на вёрстку. Я впервые поучаствовал в боевых, коммерческих задачах, а ещё заработал строчку в резюме, которая мгновенно увеличила количество его просмотров. И на следующую работу я вряд ли бы попал без этого.
В итоге я проработал в La Redoute пять месяцев — ушёл в тот момент, когда мне дали оффер от innoscripta. Как полагается, я предупредил своего руководителя заранее и помог своевременно найти себе замену. Замена быстро нашлась в Практикуме.
С бывшим руководителем мы сохранили отличные отношения: регулярно встречались и выпивали, когда оказывались в одном городе в России, а сейчас волею судеб оказались вместе в Стамбуле. Так получилось, что он покинул La Redoute почти одновременно со мной. Привет, Артём! :)
Второе место работы — innoscripta
История с innoscripta получилась во многом неожиданной. Вакансию мне прислали на LinkedIn 3 сентября — в мой день рождения. И поскольку я активно праздновал, я ответил лишь спустя два дня.
Компания помогает учёным из Германии получать гранты от немецкого правительства на инновационные разработки или ищет компании, которые готовы в них инвестировать. Мы, как IT-отдел, обеспечивали для этого всю информационную инфраструктуру — от баз данных о потенциальных инвесторах до особой системы для взаимодействия с научными проектами.
Вакансия была на позицию фронтенд-разработчика уровня middle/senior. Обычно я на такие не откликался вообще, потому что заведомо предполагал, что не вытяну. Но тут моё внимание привлёк стек — он точь-в-точь совпадал с моим, ничего лишнего. Поэтому я решил всё-таки попробовать, но особо не рассчитывая на успех.
Сначала со мной связалась HR-менеджер Аня — она долго и очень подробно рассказывала мне о компании и внутренних проектах. К концу этого разговора я знал уже практически всё! Это сильно помогло: когда сразу слышишь, что к чему, в начале гораздо легче вкатиться.
А затем начались три этапа вступительных испытаний.
Первым этапом шёл тест. В вакансии было много упора на React, и я почему-то решил, что в тесте тоже будет упор на него. Я заново перечитал всю документацию по библиотеке, но оказалось, что вопросы по ней занимали от силы 20% всех заданий. Было много заковыристого по самому JS и по программированию в целом. Помню, как в ужасе смотрел на вопрос про побитовые операторы — вот уж совсем не джуновская тема. Тест был на английском, текст заданий — с защитой от копирования, время на ответ ограничивали.
Я был очень рад, когда спустя пару дней Аня сообщила мне, что тест я прошёл. По её словам, я набрал 130 баллов из 220 возможных, а проходной был 100.
Второй этап показался мне куда проще. На нём были вопросы с открытыми ответами по бизнес-логике в духе «что вы предложите делать, если у нас возникнет такая-то проблема». Я долго над ними не мучился — ответил всё так, как действительно думал. Оценки в баллах на этом этапе не было, но мне сказали, что у меня «хорошая мотивация».
Наконец, третий этап — лайвкодинг. Мне пообещали, что он будет самым сложным. К тому же, для меня это был первый опыт. Как и первые два этапа, лайвкодинг предполагался полностью на английском языке. Специально я к нему не готовился — тут не угадаешь. Поэтому в назначенный час я просто сел за ноутбук, бахнул пять стопок текилы и приготовился позориться.
Мне попался русскоязычный интервьюер — опытный разработчик с внушительным опытом. Какую-то часть разговора мы действительно провели по-английски. Мой собеседник убедился, что я смогу участвовать в международных созвонах без существенных помех, а затем я принялся за задачу.
Я должен был выбрать одну задачу из двух предложенных. В первой требовалось написать простой ToDo-менеджер, но в работе грамотно использовать алгоритмику. Во второй — написать React-приложение с формой, которое будет запрашивать по API данные из музея Метрополитен и выводить их согласно запросу пользователя. Не обязательно было успеть за час — можно было начать на созвоне, а потом прислать законченный вариант.
Выбор был прост: я пока не очень хорошо разбираюсь в алгоритмике (хотя всё собираюсь её подтянуть), а вот работа с API мне даётся легко. Вторая задача вообще была очень похожа на то, что я делал уже много раз — и во время учёбы в Практикуме, и в учебных проектах для НКО, и в собственных начинаниях. Поэтому я взял второй вариант.
Хоть и немного сбивчиво, но мне удалось решить задачу даже меньше чем за час — последние 10−15 минут мы с интервьюером уже общались на свободные темы.
Оставалось только быстренько созвониться с директором питерского офиса и пройти то, что у нас в полушутку называли «проверкой на адекватность» — к счастью, её я тоже прошёл.
В итоге я получил хорошие отзывы, а спустя несколько дней мою кандидатуру одобрили в Мюнхене. Аня прислала мне красивый оффер в формате PDF:)
На работу я решил выходить в ближайший понедельник — он выпал на 18 октября. Это была не только моя первая фултайм-работа в качестве разработчика, но и первая в жизни работа в офисе. Изначально я принципиально искал удалёнку, но сложившийся у меня позитивный образ компании и цифры выше рыночных в оффере убедили попробовать.
Я и главный офисный атрибут
К тому же, в компании действовало что-то вроде гибридного режима: как минимум раз в неделю многие работали дома, а кто-то и вовсе постепенно переходил на полную удалёнку. Я так делать не стал: понравились коллектив, комфортная среда и регулярная смена обстановки.
Мне очень понравился подход, с которым меня встретили в компании. В первый день я проходил онбординг, настраивал рабочее окружение, знакомился с коллегами и продуктами компании. Во второй мне уже дали какую-то простую задачу вроде пресловутого перекрашивания кнопки. Дальше с каждым днём задачи становились всё сложнее, и я постоянно чувствовал прогресс. Погружение получилось идеально размеренным.
За время работы в innoscripta я успел поработать со всеми основными продуктами компании, кроме сугубо бэкендовых, и побывал в двух продуктовых командах. Большую часть времени я занимался инструментом под названием Clusterix — это веб-интерфейс для базы данных о предприятиях, которые могут быть заинтересованы в инвестициях в проекты клиентов компании.
Разработанная мною секция Clusterix
Постоянное повышение сложности задач давало ощущение непрерывного роста. С каждым днём я всё глубже понимал уже изученные технологии, а некоторые успел освоить с нуля уже на работе — например, Redux и его экосистему.
Итоги: мои дальнейшие планы и советы тем, кто ищет работу
В апреле 2022-го мы с женой покинули Россию и переехали в Стамбул — отсюда я ещё некоторое время поработал в innoscripta удалённо, а теперь пришла пора двигаться дальше.
Сейчас я ищу работу в основном в европейских компаниях, но поглядываю также на турецкие и российские. Не скажу, что поиски идут сильно легче, чем в самый первый раз — изменился и рынок, и мои критерии. Очень интересно, где предстоит поработать дальше.
Я стараюсь последовательно повышать уровень своих компетенций. В связи с переездом пришлось взять небольшую паузу в учёбе, но теперь, когда бытовые вопросы в целом решены, я потихоньку возвращаюсь в режим.
Помимо фронтенда мне интересен и бэкенд, но сейчас я планирую сконцентрироваться на своей основной специализации. В том числе я подумываю взять ещё какой-нибудь курс Практикума. Изначально я думал о курсе по React, но уже нет смысла — большую часть его материала я освоил на практике. Поэтому я присматриваюсь к курсам «Middle Frontend-разработчик» и «Алгоритмы» — они для меня интереснее.
Главный совет тем, кто ищет работу: заработайте строчку или две в резюме. Это может быть небольшая подработка, интересный пет-проект, бесплатный сайт для друзей или благотворительный проект для НКО (в такие можно вписаться в Практикуме) — в любом случае это значительно повысит внимание рекрутеров к вашей кандидатуре.
Второй совет: ищите спокойно и размеренно. Не стоит соглашаться на первое попавшееся предложение — идите туда, где вам правда будет интересно и комфортно. Такой вариант не сразу, но наверняка найдётся.
Третий совет: будьте готовы к тому, что поиски затянутся. Да, многие находят первую работу быстро, но у кого-то может уйти, например, год. Не надо упускать возможности, но стоит подготовиться к длинному забегу.