Глава Xsolla в интервью «Медузе»: уволили «худших», будем продолжать
Основатель пермского разработчика платежных решений для игр Xsolla Александр Агапитов, который объявил об увольнении 150 «невовлеченных» сотрудников, пообщался с журналистами из «Медузы» (признана в РФ иностранным агентом). Он объяснил, как работает «команда биг дата», и почему было принято решение уволить людей с помощью алгоритма.
Александр Агапитов / Новые Ведомости
Агапитов признался, что он не ожидал огласки этой истории, так как в его компании следят за разглашением подобной информации.
Он отметил, что текст поста написал сам (многие предположили, что это была нейросеть). Агапитов оправдал стиль и ошибки текста тем, что в школе у него по русскому и английскому языкам были тройки.
Саму идею оценки сотрудников, по словам главы Xsolla, обсуждали больше года: «Смотрели, какая есть практика у Netflix, у Гарварда, у «морских котиков» — они постоянно убирают нижние 10% и таким образом постоянно повышают качество человеческого капитала. Но мы решали, что для нас это слишком жестко. Мы составляли рейтинг, но мы не увольняли нижние 10% каждые полгода — до тех пор, пока мы росли по выручке на 40% в год». Когда же рост прекратился, отмечает Агапитов, пришло время «спустить курок». При этом в прошлом месяце выручка компании выросла на 27%. В 2020 году на фоне роста популярности игр в пандемию она росла на 80–130% ежемесячно, утверждает Агапитов.
Сама система, объяснил он, была устроена так: люди создавали, закрывали и комментировали тикеты, должны были реагировать на дашборды, участвовать во внутренних встречах. Кроме того, в компании существовало что-то вроде внутренней «Википедии», куда нужно было писать посты и читать их. Так, по словам Агапитова, Xsolla переняла практику Amazon из издания Working Backwards, где был тезис про то, что восемь страниц текста работают эффективнее презентации.
Всего при оценке работы каждого сотрудника учитывали примерно 30 параметров. В итоге получался рейтинг по 100-балльной шкале. Слежка за сотрудниками велась с помощью логов рабочих платформ.
Комментируя увольнение баристы и другого персонала, который работал офлайн, Агапитов заявил, что такие работники тоже «должны интересоваться планами компании и иметь представление, как мы работаем». При этом он признал, что не особо в курсе того, чем именно занимались эти люди после перевода сотрудников на удаленку.
Агапитов рассказал, что под увольнение попали «худшие» программисты, пиар-менеджеры, маркетологи, инженеры проверки качества, бухгалтеры и все те, кто, «перейдя на удаленную работу, не оставляли совсем или оставляли наименьший диджитал-след».
При этом он утверждает, что сотрудники знали о существовании внутреннего рейтинга. Кроме того, компания хотела создать нечто вроде «цифрового зеркала», «когда человек может посмотреть на себя, как его машина видит, что она оценивает и как она видит разные его действия». Правда, работники не хотели писать код для этого проекта, но теперь, как уверен Агапитов, «он в приоритетах поднимется».
Глава компании признал, что ей не удалось быстро перестроиться в пандемию — руководство было уверено, что она закончится раньше. В итоге возникла необходимость снизить зарплатный фонд на 10%. Агапитов уверяет, что при отсеивании сотрудников учитывался только их рейтинг, а не величина зарплаты. В США уволили шесть человек из 50 человек, в Азии — двоих из 12-ти. Освободившийся бюджет же используют для найма работников в Азии и Европе.
Основатель Xsolla признал: «Конечно, такие выходки, которые я себе позволяю, они пугают людей, у них есть ощущение незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. Я в этом прекрасно отдаю себе отчет. Я прекрасно понимаю, что эмоциональный интеллект — это что-то, что мне тяжело дается, но я над этим работаю». Однако он заявил, что как владелец бизнеса будет защитить и работать с людьми, которые «хотят расти, хотят растить свою зарплату». И продолжит практику таких увольнений каждые 6–12 месяцев, если показатели не будут соответствовать норме.
Агапитов разъяснил ситуацию с российскими работниками с точки зрения соответствия закона: формально никого еще не уволили, просто сотрудникам объявили, что компания их «не ценит», и предложили отпускные. Они получат компенсацию в 4–6 окладов, а также сохранят медицинскую страховку. Если кто-то откажется от этих условий при беседе с менеджерами, то для их увольнения найдут статью.
«Люди, которых мы уволили за безделье, — их просто не интересует наша конкретная индустрия. Их просто не интересует наш продукт и клиенты. Но есть люди, которые визжат от того, что они в видеоиграх, и в полном восторге от того, что они могут прикоснуться к легендарным брендам вроде Ubisoft, Twitch», — заявил Агапитов.
Между тем юристы уже заявили, что уволить сотрудников по анализу big data нельзя, так как подобного положения нет в перечне оснований для увольнения по инициативе работодателя в Трудовом кодексе. А HR-менеджеры расценили действия Агапитова как удар по бренду.