Гид по верстке адаптивных писем
Команда мультиканальной маркетинговой платформы Sendsay специально для Нетологии составила подробный гид по верстке адаптивных писем для начинающих верстальщиков: с пошаговой инструкцией, примерами и ссылками на фреймворки, инструменты и шаблоны.
В гиде: основные принципы адаптивной верстки, таблицы с ограничением максимальной ширины, резиновые картинки, специальные комментарии, инструменты, фреймворки, советы и подборка классных писем.
Миша — начинающий верстальщик-фрилансер. На его счету несколько посадочных страниц и простых сайтов на WordPress. Новый клиент предлагает сверстать сайт, а вместе с ним — серию адаптивных писем. Деньги неплохие, но Миша сомневается, версткой писем он еще не занимался. Ему кажется, здесь есть свои тонкости и за пару вечеров их не освоить.
Миша прав, пары вечеров не хватит. Принципы верстки сайтов и писем различаются — мы расскажем об основных. Покажем, как сверстать простое адаптивное письмо и избежать типичных ошибок. Если вы уже опытный верстальщик, листайте в конец статьи, — там ссылки на фреймворки, инструменты и шаблоны, возможно, пригодится.
Основные принципы адаптивной верстки
Запомните главное: при разработке сайтов мы используем современную блочную верстку, в письмах — устаревшую табличную. Прописываем стили внутри тегов. И работаем с резиновой версткой и медиа-запросами, — не по отдельности, а вместе, сочетая оба подхода.
Начинающие верстальщики забывают про таблицы и используют блочную верстку, как привыкли, — из-за этого верстка «слетает», письмо отображается некорректно. Это происходит потому, что большинство почтовых клиентов не видят внешние стили. Поэтому принцип, когда вы прописали стили отдельно и подключили их в блоках, в половине случаев не сработает. Письма, сверстанные по этому принципу, смотрятся плохо, — особенно если открывать их в Outlook и в мобильном приложении от Gmail.
За адаптивность сайтов отвечают медиа-запросы, их прописывают в таблице стилей. При верстке писем рассчитывать на медиа-запросы не стоит — половина почтовых клиентов их все равно не увидит. Эти почтовые клиенты не работают с таблицами стилей и «вырезают» медиа-запросы из. При этом, в отличие от обычных стилей, прописать медиа-запросы в инлайне нельзя.
Представьте, что вы сверстали письмо, используя медиа-запросы. Показываете заказчику на Айфоне, открываете через iOS Mail — все работает. Заказчик открывает то же письмо на том же Айфоне, но смотрит его через Gmail app. Будьте уверены, верстка «слетит», работу не примут. Что делать? Можно отказаться от медиа-запросов и использовать резиновую верстку. Но и это не даст 100% гарантии.
Наш совет: сочетайте резиновую верстку и медиа-запросы. Письмо, сверстанное по этому принципу, не сжимается до нечитаемого состояния и не выходит за рамки окна просмотра — даже в почтовых клиентах, не поддерживающих медиа-запросы.
Сочетайте резиновую верстку и медиа-запросы, принципиально прописывая стили внутри тегов.
Адаптивная верстка на примере конкретного письма
Мы будем использовать резиновые таблицы с заданной максимальной шириной в пикселях и специальные комментарии (conditional comments) для Outlook, так как свойство (max-width) этот почтовый клиент «не понимает».
Этап 1. Готовим основу
В качестве контейнера для письма используем таблицу шириной 100%. В ней, при необходимости, можно задать фон письма и указать положение основной таблицы:
Основная таблица с ограничением максимальной ширины:
Товары по акции
Затем добавляем стили в инлайн. Стили для текста помещаем внутри тега td или любых блочных элементов, типа h1–h6, p, div. На примере выглядит так:
Добавляем специальные комментарии для Outlook:
Товары по акции
Добавляем резиновую картинку, которая растягивается на всю ширину ячейки:
Получаем:
Делаем две колонки, которые съедут одна под другую на мобильных устройствах:
Товар № 1 — 990 рублей
Товар № 2 — 990 рублей
В стандартном состоянии они выглядят так:
Если хотим, меняем порядок колонок в столбце. Так, чтобы сверху оказалась правая, а ниже — левая. Параметр dir:
Товар № 2 — 990 рублей
Товар № 1 — 990 рублей
Смотрим на примере:
Таким способом можно добавлять сколько угодно колонок. Например, пять:
Товар № 1 — 990 рублей
Товар № 2 — 990 рублей
Товар № 3 — 990 рублей
Товар № 4 — 990 рублей
Товар № 5 — 990 рублей
Те самые пять колонок:
Этот способ позволяет выровнять блоки-колонки относительно друг друга как по вертикали (vertical-align: top;), так и по горизонтали (text-align: center;).
Этап 2. Работаем с текстом
Отредактируйте текст в Типографе. Замените кавычки, тире и другие символы на специальные коды — иначе они могут отобразиться некорректно. С помощью типографа избавьтесь от висячих предлогов и добавьте неразрывные пробелы.
Если хотите подключить красивые веб-шрифты от Гугла, добавьте в ссылку, сгенерированную на Google Fonts:
Не забудьте прописать стиль для текста:
текст
И добавить в него специальные комментарии для Outlook:
Если вы этого не сделаете, то Outlook заменит неизвестный ему шрифт на свой любимый Times New Roman. Учитывайте, что «красивые шрифты», как и медиа-запросы, работают не всегда. Если не хотите рисковать, — используйте «безопасные» семейства шрифтов: Arial, Verdana, Times New Roman и прочую «классику».
Этап 3. Вставляем картинки
Если используете gif-анимацию, учитывайте, что она работает не во всех почтовых клиентах. Бывают ситуации, когда отображается только первый кадр. Так что перестрахуйтесь и разместите основную информацию на первом кадре, если она появится только на 10-м, не факт, что ее вообще увидят.
Не забывайте добавлять к картинкам свойство «display: block;». Если вы этого не сделаете, то в Gmail, Mail.ru и других почтовых клиентах появятся 2–3-пиксельные вертикальные отступы, они не нужны.
Этап 4. Вставляем разделители
Присвойте td или любому блочному элементу стиль xml border-top: 1px solid #eeeeee;» или «border-bottom: 1px solid #eeeeee;
.
Этап 5. Добавляем кнопку
Стандартное адаптивное письмо готово:
Чтобы отшлифовать и довести верстку до совершенства — добавьте медиа-запросы. Так вы решите проблемы с отступами и размерами шрифтов на мобильных и скроете второстепенные элементы, которые в мобильной версии не нужны.
Адекватно сверстанное письмо не нужно зумить и двигать по экрану. Оно удобно отображается на любом устройстве и в любом почтовом клиенте.
Советы верстальщикам
— Указывайте как можно больше стилей для элементов. Если стилей нет, их «навяжет» почтовый клиент и контент отобразится не так, как хотелось. Хорошая практика — обнуление стилей.
— Обращайте внимание на margin. Чтобы этот стиль работал в Outlook, указывайте его с заглавной M → Margin
— Если кому-то проще или привычнее при верстке прописывать стили во внешние CSS — без проблем, можете добавить их в инлайн перед отправкой или тестированием письма, с помощью специальных инструментов, например, Инлайнера.
— Помните о пользователях, которые отключили показ картинок в браузере. Соблюдайте баланс «текст-изображение», чтобы в любом случае донести информацию до человека. И не забывайте про атрибут «alt» для тега «img».
— Придерживайтесь принципов Mobile-First
Определите, какая информация ключевая, и поместите ее на первый экран. Отключайте ненужные блоки на маленьких экранах и уберите в конец письма все, что на десктопах смотрится нормально, а на мобильных мешает увидеть основной контент. Не пытайтесь показать «все и сразу»: сверните ссылки на категории товаров, вместо десяти фотографий поставьте одну-две. Упростите навигацию, все-таки подписчик просматривает письмо сверху-вниз, а не слева-направо. И не перегружайте письмо, пусть оно будет «легким» и открывается в течение 5 секунд.
Пример неудачной верстки. Когда письмо открывают с мобильных, на первом экране — не ключевая информация, а второстепенная. Так делать не стоит.
— Даже если обычные картинки подгрузились, фоновые сработают не везде. Учитывайте это, особенно в случаях, когда на фоновой картинке лежит текст. Перестрахуйтесь и пропишите в ячейке с фоновой картинкой цвет фона, на котором будет четко виден текст. Даже если картинка не загрузится, пользователь увидит его на «правильном» фоне.
В конце концов, вы можете установить фон, который будет работать даже в Outlook.
— Узнайте, как создавать видимые и невидимые прехедеры — строки текста, отображающиеся после темы письма. Уберите ссылку на веб-версию и прочую служебную информацию в конец письма, в прехедере она не нужна.
Инструменты, облегчающие работу верстальщика
Верстку, как и любой процесс, можно автоматизировать и упростить. Мы подобрали ресурсы, которые помогут начинающим и опытным верстальщикам.
Фреймворки
1) Zurb Ink
Создатели обещают, что письма, сверстанные с помощью этого фреймворка, адекватно отображаются на любом устройстве и почтовом клиенте, поддерживающем медиа-запросы. Можете начать с шаблонов: простого одноколоночного, с большим баннером, макета с боковой панелью и гибридом из сайдбара и баннера.
2) Kilogram
По словам автора, «шаблон килограмма адаптивен везде». Сам автор — Артур Кох, известный в узких кругах верстальщик. Рекомендуем.
3) Email Framework
Еще один удобный фреймворк для html-писем, который упрощает установку кнопок, изображений и ссылок.
Шаблоны
1) Free Email Templates
Десятки бесплатных шаблонов html-писем.
2) GraphicMail
Сотня готовых шаблонов. Чтобы скачать — активируйте бесплатный аккаунт.
3) Antwort
Набор адаптивных макетов, поддерживающих большинство почтовых клиентов, Outlook и Gmail в их числе.
4) Шаблоны, протестированные на популярных почтовых клиентах.
5) Шаблоны от MailChimp.
Инструменты
1) Установщик кнопок для писем на VML и CSS
2) Litmus
Позволяет протестировать письма перед отправкой. Принцип прост: загружаете письмо и смотрите, как оно отображается в разных почтовых клиентах, браузерах и мобильных устройствах.
3) Litmus Scope
Помогает создать веб-версию уже готового html-письма.
Посмотреть, почитать, вдохновиться
1) Подборка интересных адаптивных писем
2) Подборка интересных адаптивных писем №2
3) Подборка интересных адаптивных писем №3
3) Блог Артура Коха — о верстке писем, без воды и прописных истин
4) Инструкция по верстке писем от MailChimp (на английском)
5) Учебное пособие по дизайну и верстке писем (на английском)
Памятка верстальщика
— Всегда прописывайте стили внутри тегов;
— Используйте медиа-запросы, сочетая их с резиновой версткой;
— Редактируйте текст в Типографе;
— Ключевую информацию ставьте на первый экран, в gif-анимации — в первый кадр;
— Проверяйте письмо в Outlook и мобильном приложении Gmail — это самые «коварные» почтовые клиенты.
Автор: Константин Шумилов. Sendsay.
Чтобы быть верстальщиком, нужно изучать html и css, если вы хотите быть дизайнером — то веб-дизайн, ну, а чтобы просто писать письма и верстать их по шаблонам, достаточно начальных знаний html и профессиональных в области email-маркетинга.