Геймификация в IT: как мотивировать команду и улучшить рабочие процессы

b9495a473601800ac677bf0440b89a5d

Привет, Хабр!

Сегодня поговорим о геймификации — мощном инструменте, который помогает сделать работу более интересной и продуктивной. Разберёмся, как игровые механики могут помочь в IT-сфере, каких ошибок следует избегать при их внедрении и как мотивировать разных членов команды к участию в «игре».

Геймификация рабочих процессов: польза и подводные камни

С помощью игровых механик можно вдохнуть новую жизнь во множество процессов: адаптацию новичков, тимбилдинг, привлечение команды к внепроектным активностям, обучение новому и т.д.

Важно помнить: геймификация направлена на то, чтобы сделать процесс более «прилипчивым» — повысить его sticky factor, чтобы участникам хотелось возвращаться к нему снова и снова. Например, даже такой рутинный процесс, как код-ревью, можно сделать более увлекательным с помощью механики «Серия действий». Представьте: разработчик получает баллы за каждый принятый с первого раза код. Набрав 5 баллов, он получает ачивку, но любая найденная в коде ошибка обнуляет счётчик. Эта система мотивирует более внимательно проверять свой код перед тем, как отправить его на ревью.

Теоретически, геймифицировать можно практически любой процесс. В EPAM, например, был успешно реализован проект Code Battle — соревнования по программированию, где команды создают ботов для игры в «Змейку», «Танчики» и т.д. Такой формат позволяет участникам не только прокачать навыки программирования, но и получить азарт от соревнования.

Однако, если вы как тимлид хотите внедрить игровые механики в рабочие процессы, важно четко понимать цель: какую проблему это решит, зачем это нужно? Не стоит забывать и про анализ: важно смотреть на игровой процесс глазами пользователей — членов вашей команды.

Цели геймификации могут быть:

  • Краткосрочными: например, резко повысить продуктивность работы команды перед релизом. Здесь может сработать «Механика конкуренции», где сотрудники получают баллы за каждую выполненную задачу или фичу. В конце каждой недели составляется рейтинг, а лидеры получают награды. Однако на постоянной основе применять её не рекомендуется, так как это может негативно сказаться на командной работе.

  • Долгосрочными: например, рост и развитие сотрудников. Достичь этой цели можно, поощряя инициативность, обучение и взятие на себя сложных, но интересных задач. Например, можно начислять дополнительные баллы за успешное выполнение задач уровнем выше обычного.

Важно понимать, что внедрение игровых механик в рабочие процессы требует особой осторожности, так как может нарушить уже налаженные механизмы. Поэтому, прежде чем приступать к геймификации, необходимо тщательно проанализировать потенциальные риски и пользу.

Как внедрить геймификацию и не потерять команду

Чтобы геймификация работала, необходимо:

  • Четко обозначить цели и правила «игры»: расскажите команде, какой процесс вы предлагаете геймифицировать, зачем и что они за это получат.

  • Дать сотрудникам выбор: участвовать в геймификации или нет. Не стоит навязывать игровые механики тем, кто не проявляет к ним интереса.

  • Отслеживать эффективность выбранных механик и быть готовым к изменениям: наблюдайте за реакцией команды, анализируйте результаты и вносите коррективы в процесс. Ведите себя как маркетолог: отслеживайте количество участников, время, которое они тратят на «игру», и другие показатели. Если в течение трех месяцев вы не видите положительной динамики, возможно, стоит пересмотреть выбранный подход.

  • Не использовать геймификацию для маскировки системы штрафов или других негативных моментов: геймификация должна ассоциироваться с чем-то позитивным и мотивирующим. Например, не стоит геймифицировать штрафы за опоздания, невыполненные задачи и т.д.

Мотивация — ключ к успеху

Успех геймификации во многом зависит от правильно подобранной системы мотивации. Награды за участие в «игре» могут быть самыми разными:

  • Материальные: бонусы, подарки, сертификаты.

  • Нематериальные: бейджи во внутренних системах, доступ к обучающим материалам или закрытым мероприятиям, возможность влиять на развитие проекта.

Важно учитывать интересы и потребности разных членов команды. Поможет в этом модель Ричарда Бартла — популярная в геймдизайне классификация, которая состоит из двух пересекающихся отрезков, образующих плоскость интересов: «ДЕЙСТВИЕ — ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» и «ИГРОКИ — СРЕДА». На основании предпочтений игроки разделяются на четыре основных типа персонажей:

  • Достигатели (Achievers): Их главная цель — накопление силы, средств, объектов, артефактов и других ресурсов и благ, предоставляемых игрой. Стимулом для них является прогресс и рост в процессе игры.

  • Исследователи (Explorers): Это игроки, которым важно взаимодействие с миром. Стараются как можно лучше узнать игровую реальность и ее секреты. Идеальные условия для них — это большое количество разнообразных игровых механик, многообразный контент и возможность применить в игре свой ум.

  • Социальщики (Socializers): Люди, для которых игра не очень важна, для них важнее социальные аспекты игры. Стремятся к общению с другими участниками, ценят популярность. Для них игра — социальный инструмент, который позволяет им вовлекать других и строить интересные отношения.

  • Киллеры (Killers): Любят возможность соревноваться и побеждать других игроков. Главной мотивацией для них служит превосходство над другими участниками, наличие власти и преимуществ.

Проанализируйте ваш игровой процесс с точки зрения этой модели: какому типу игроков он соответствует? Чего в нем может не хватать, чтобы он был интересен и полезен для всех?

Game of chance: элемент случайности

Помимо механик, основанных на навыках (game of skills), в геймификации важную роль играет элемент случайности (game of chance). Он добавляет в игру азарт и делает ее более непредсказуемой. Многие недооценивают шансовые механики, ассоциируя их только с казино и лотереями. Однако game of chance — это необязательно про деньги. Это может быть случайная генерация задания, случайный выбор награды или какой-то другой элемент, который вносит в процесс дополнительную интригу.

Например, в рамках программы посещения корпоративных мероприятий можно использовать следующую механику: за правильные ответы на вопросы участники получают наклейки разных цветов. От комбинации собранных наклеек зависит приз. Это вносит элемент непредсказуемости и делает участие в «игре» более азартным.

Преодоление стереотипов

Несмотря на то, что геймификация становится все более популярной, многие до сих пор относятся к ней с недоверием, считая игры пустой тратой времени. Это особенно заметно в странах СНГ, где игровая индустрия стала развиваться позже, чем на Западе. В результате у многих сложилось стойкое убеждение, что игры — это несерьезно. Важно донести до команды, что геймификация — это не просто развлечение, а эффективный инструмент для достижения целей.

Что ж, геймификация — это не волшебная палочка, которая мгновенно превратит работу в захватывающую игру. Но это мощный инструмент, который при грамотном использовании может сделать рабочие процессы более интересными, увлекательными и продуктивными. Не бойтесь экспериментировать, анализируйте результаты, прислушивайтесь к своей команде — и вы обязательно найдете тот игровой формат, который позволит достичь поставленных целей и сделать работу в IT еще интереснее.

Полезные материалы

  • Джесси Шелл. «Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все»;

  • Д. Хантер, К. Вербах. «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса»;

  • Г. Зикерман, Д. Линдер. «Геймификация в бизнесе. Как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов»;

  • Richard Bartle. «Artificial Intelligence Computer Games»;

  • Richard Bartle. «Designing Virtual Worlds».

© Habrahabr.ru