Геймификация: Как владельцы баров применяют биржевые механики для повышения продаж коктейлей
В нашем блоге мы уже рассказывали о том, как трейдеры зарабатывают на бирже с помощью социальных сетей, как на котировки акций влияют новогодние праздники и почему офисные служащие выбирают онлайн-трейдинг в качестве хобби.
Фондовый рынок становится все более открытым, что выражается не только в росте числа его участников и проникновении в финансовую сферу новых технологий, но и в том, что механики биржевых торгов проникают и «во внешний мир». Сегодня мы поговорим о том, как их используют для повышения продаж владельцы питейных заведений.
«Рука рынка» и цены на выпивку
Идея соединить знакомую инвесторам и биржевым спекулянтом систему образования цен в ходе торгов с продажей спиртных напитков не нова — первые попытки запустить подобные проекты датируются еще серединой двухтысячных годов.
К примеру, в 2004 году в Санкт-Петербург начал свою работу бар «Пивная биржа», в котором не существовало фиксированных цен на пиво. Напиток продавался в заведении «на честных торгах» — цена на кружку пива менялась в зависимости от спроса на конкретный сорт.
Существовало похожее заведение и в Москве — Stock Exchange Bar также отказался от фиксированных цен на напитки. В меню заведения было больше 200 коктейлей и прочих алкогольных напитков — цены на них отображались на табло и менялись в зависимости от спроса на ту или иную позицию. В итоге те напитки, которые в конкретный момент заказывали чаще, становились дороже, а менее популярные, наоборот, дешевели.
Кроме того, широко обсуждалось в прессе открытие летом 2015 года в Лондоне бара Reserve Stock Exchange, который быстро стал популярен среди финансистов британской столицы. Реализованная его создателем схема сложнее, представленных в российских заведениях: в лондонском баре существует три «рынка» — «пивной рынок», «рынок крепкого алкоголя» и «альтернативный рынок». Каждому из них соответствует собственное меню, отображающееся на трех отдельных экранах. Стоимость напитков на этих «рынках» меняется в режиме реального времени — как котировки акций на бирже.
При этом на экранах показывается не только текущая цена напитков в зависимости от спроса на них, но и данные по максимальной и мнимальной цене за день, а также ценовой тренд за последние несколько часов.
Владелец бара говорил в разговоре с журналистами, что при его создании консультировался с компаниями, которые работают на финансовом рынке. В итоге ему удалось реализовать схему, при которой покупка напитка в правильное время может принести до 50% выгоды по сравнению с его стоимостью в других заведениях. Как и на реальном фондовом рынке, в ходе «алкогольных торгов» могут наблюдаться настоящие падения с последующим резким повышением спроса.
Названия коктейлей в баре также выбраны, исходя из биржевой тематики — к примеру, самый популярный напиток носит название Black Tuesday («Черный вторник») и отсылает к историческому обвалу котировок на Уолл-стрит в 1929 году, который дал старт Великой депрессии в США.
Один из опрошенных журналистами трейдеров так описал свой опыт посещения заведения:
Я покупаю любимые напитки на их отрицательном пике. Чтобы вычислить его, сначала распределяю любимые коктейли по порядку своих предпочтений. Потом составляю рейтинг на основе того, как меняются цены на них в течение ночи. Правда, если напиток сильно мне нравится, я могу быть несколько предвзятым, и вся стратегия летит к чёртовой матери.
Альтернативные схемы
Существуют и другие варианты внедрения игровых механик фондового рынка в барах. Так спустя пару месяцев после открытия лондонского заведения в Санкт-Петербурге также начал свою работу бар «Нефть Nargilia». Он также использует концепцию «биржевого» ценообразования на алкогольные напитки, однако в отличие от лондонского бара, создатели российского заведения используют другую модель определения спроса.
Если в лондонском Reserve Stock Exchange зависит от конкретного спроса на напитки, то в петербургском баре цена формируется на основе количества занятых столов. Чем меньше свободных мест в зале, тем выше цены. Кроме того, в российском баре существует не только биржа алкоголя, но и кальянный рынок.
Интерьер заведения напоминает нефтяной завод — на стенах нарисованы вышку, на стенах висят мониторы, на которых транслируются графики и котировки. Кроме того, как и в лондонском баре, в «Нефти» существуют фирменные названия коктейлей, которые адаптированы к российским реалиям — к примеру, вместо Black Friday здес ь наливают коктейль «ЮКОС».
Посетителям и критикам идея с переносом механик биржевых торгов в бары нравится — лондонский Reserve Stock Exchange за короткое время стал одним из популярнейших мест британской столицы и попал в список лучших мест для похода в выходные от журнала Esquire. О Российском «Нефть Nargilia» также писали популярные СМИ, кроме того, заведение активно обсуждали пользователи профильного сообщества трейдеров.